Жених и невеста, трепеща от волнения, вступают под хупу. Звучат благословения, раввин читает ктубу, жених надевает кольцо невесте на палец. Разбивает стакан в память о разрушении храма. Родные и друзья поздравляют молодую пару. «У еврейского народа появился еще один дом», — радостно говорит раввин. но так ли это? действительно ли в момент заключения брака появился новый дом — новая семья?

Жених и невеста, трепеща от волнения, вступают под хупу. Звучат благословения, раввин читает ктубу, жених надевает кольцо невесте на палец. Разбивает стакан в память о разрушении Храма. Родные и друзья поздравляют молодую пару. «У еврейского народа появился еще один дом», — радостно говорит раввин. Но так ли это? Действительно ли в момент заключения брака появился новый дом — новая семья?

Очень часто, произнося слово «дом», мы, следуя нашей традиции, подразумеваем под «домом» его хозяйку, женщину. «Человек без дома — не человек», — говорит Талмуд (Йевамот, 63а). Большинство наверняка поймут это изречение так: неженатый человек — не вполне человек, потому что у него нет второй половины. Неженатый — как бездомный, вот в чем дело. Но что происходит, если мужчина женился, но не построил дом в самом прямом смысле этого слова? Что происходит, если молодая семья остается под родительской крышей — в доме свекра и свекрови или тестя и тещи? Возникает ли в таком случае новая семья? 

Тора дает нам прямое указание на то, что молодой муж должен выйти из-под кровли родительского дома. «Поэтому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и станут они одной плотью» — так сказано в Книге Берешит, гл. 2, стих 24. «Оставит отца и мать» — оставит их дом, а вместе с домом — тот распорядок и те привычки, которые когда-то были заведены его родителями. Не оставив этих привычек, молодой мужчина никогда не станет настоящим мужем и отцом, не превратится в самостоятельную и зрелую личность. 

В каждой семье — свои нравы и порядки. Даже если обе семьи — родительская и молодая — придерживаются Торы и заповедей, все равно способы их соблюдения, не говоря уже о распределении обязанностей между членами семьи, в каждой семье свои. Должна ли молодая жена следовать порядкам, заведенным свекровью? Должна ли она жить так, как жила ее мама? Как часто приходится слышать: «А у нас в доме было принято иначе!», и в ответ: «А мне все равно, что было в твоем доме». Вот уже и обида, и ссора — и это в самом начале семейной жизни! 

Психологи говорят, что удачная семья возникает не тогда, когда муж входит в мир жены или жена — в мир мужа, но когда они вместе творят новый мир, сообща решая, по каким законам он будет существовать. Кто и как будет готовиться к субботе, кто будет по утрам собирать детей в ясли, и чем займется семья на исходе субботы — мытьем грязной посуды, «трапезой царя Давида» или совместной прогулкой. Под крышей родительского дома завести собственный распорядок вряд ли получится. Если молодой муж и невестка вместе отправятся гулять на исходе субботы, оставив в раковине немытую посуду, а свекровь не привыкла ложиться спать, не вымыв тарелок и не начистив до блеска все кухонные поверхности, почва для ссоры или затаенной обиды вполне готова. 

Такая же точно обида может возникнуть, даже если невестка и свекровь не живут под одной крышей. Для молодой жены очень важно самоутвердиться в качестве хозяйки. Любой мужчина невольно сравнивает жену и маму. Вот что пишет по этому поводу рабанит Фейга Тверски: «Для новобрачной ее свекровь, даже при самых благоприятных обстоятельствах, туча, нависающая над головой, потому что она — стандарт, по которому ее судят. И, похоже, ей с этим образцом никогда не сравниться». Ей не сравниться с этим образцом, если он живет в другой квартире, если же он постоянно находится перед глазами, молодая жена испытывает страшное напряжение, не всегда ею осознаваемое. Но это напряжение нарастает и в конечном итоге приводит к ссорам и обидам. Обидно и маме. Человек, которого она вскормила и воспитала, вдруг начинает считаться с другой женщиной, подчас ставя ее мнение выше родительского. И эта женщина — молода и сильна, в то время как силы матери постепенно уходят. При совместном существовании роль воспитательницы часто берет на себя молодая жена, а менее престижная роль уборщицы и прачки достается маме. И вот уже готова обида: «Они держат меня за бесплатную служанку, а я даже не могу высказать своего мнения о воспитании внука» — как часто приходится слышать это от женщин старшего возраста! 

Все сказанное выше относится к ситуации, когда невестка живет в доме свекрови. Случай с зятем в доме тещи мы даже не рассматриваем. Он настолько абсурден, что в фольклоре любого народа вы найдете миллионы анекдотов на эту тему. И на любом языке мира есть выражение «выдать дочь замуж». «Выдать» значит «отдать вовне», привести в дом мужа. Именно мужа, а не его родителей. Когда-то вместо хупы над головой жениха и невесты натягивали таллит. Таллит мужа символизировал для женщины крышу его дома, под которую она входит после свадьбы. 

Приведу две истории, которые помогут лучше понять смысл сказанного. 

История первая. Субботний суп

Молодые жили под крышей родительского дома — невестка у свекра и свекрови. Обе пары, молодая и пожилая, дружили между собой, и отношения двух женщин можно было считать вполне образцовыми. Все было хорошо, пока свекровь не купила в разгар зимы овощи — для прекрасного овощного супа на шабат. Дело было еще в советские времена, когда овощи зимой продавались только на рынке и стоили очень дорого. Но свекровь не проверила, есть ли в цветной капусте насекомые, — она не знала законов кашрута. Во время субботней трапезы невестка обнаружила в супе жучка. Процедить суп в шабат невозможно. Галаха разрешает вытащить жучка из супа, вылить ложку супа вместе с жучком и продолжить есть. Но невестка, недавно начавшая соблюдать заповеди, все делала по максимуму. Она вылила в унитаз всю кастрюлю. То был суп, над которым так долго трудилась свекровь, да и деньги потратила немалые. Акция происходила на глазах у свекрови, которая залилась горьким плачем и заявила, что кашрут и субботу соблюдать вообще невозможно, если ты не миллионер. Суббота была безнадежно испорчена, и всем стало ясно, что это случилось в первый, но не в последний раз. 

К счастью, вскоре молодая семья упаковала чемоданы и уехала в Израиль. За ними последовали и мама с папой. В Израиле они сначала сняли отдельные квартиры, а затем и купили — тоже отдельные, хоть и по соседству. 

История вторая. Свекровь под перекрестным огнем 

Молодая семья жила у родителей мужа. И сын, и невестка тяжело работали и часто возвращались домой, когда их маленький сын крепко спал. Вся работа по дому и воспитание внука ложились на плечи свекрови. Но молодых не устраивало, как она растит их сына. Ведь у мамы были совсем другие представления о жизни, она принадлежала к другому поколению, с другими установками на воспитание. В выходные дни, когда обе семьи собирались вместе, пожилая женщина ничего не слышала от сына и невестки, кроме критики. И это вместо благодарности, любви и поддержки! Второй сын женщины, обратился за советом к раввину. Что же он услышал? Виной всему не невестка и не мама, но сама ситуация — жизнь двух семей под одной крышей. Раввин посоветовал немедленно разъехаться, а для ребенка нанять няню. Это следует сделать, даже если молодой паре придется снимать квартиру и тратить на это значительную часть зарплаты. В противном случае рано или поздно случится взрыв — развод или, не дай Б-г, сердечный приступ у мамы. 

Именно этот совет я и хочу дать всем, кто создал семью, но не построил собственного дома. Пусть будет дешевое жилье в Подмосковье и ежедневные поездки в электричке или на машине, но не бесконечные ссоры двух женщин на общей московской кухне. Пусть будет съемная квартира для молодых в Реутове, а не общая — в пределах Садового кольца. А со старшим поколением лучше встречаться в праздничной обстановке, за стаканом чая со сладким пирогом или в синагоге после субботней молитвы.