Логопед Российско-израильского медицинского центра «РАМБАМ» — о причинах нарушений речи у детей и способах исправления ситуации

Много ли родителей приводят своих детей к логопеду?

Сейчас родители стали обращать чаще обращать внимание на этот вопрос. Одна из проблем в том, что  информационная нагрузка на детей становится больше. Сейчас детей окружают телевизоры, планшеты и другие гаджеты. Когда дети играют с ними или смотрят в них мультики, они не учатся говорить – планшет или телевизор не требует ответа. Возникают проблемы в устной речи, которые довольно часто переходят в письменную речь. Поэтому родители бьют тревогу и приходят к логопедам.

С какими видами нарушений речи приводят к вам ребят?

Существует много различных нарушений речи. Самые распространенные – фонетико-фонематическое нарушение речи и общее недоразвитие речи. В первом случае ребенок путает определенные звуки на слух (по звонкости-глухости, мягкости-твердости) и неправильно их произносит. Во втором случае нарушается не только восприятие и произнесение звуков, но и слоговая структура слов, грамматическая и логическая связь между словами в предложении. Дети не могут сформулировать и изложить свои мысли, описать ситуацию.

Как и в какие сроки можно добиться прогресса?

 

Мы развиваем умение ребенка слушать, слышать, повторять, строить собственные высказывания. Для этого есть специальные игры и упражнения. По срокам всё зависит от ребенка и вида нарушений. Если нужно поставить 1-2 звука (например, ребенок не выговаривает звук р, а всё остальное хорошо), то можно обойтись 2 занятиями в неделю в течение 1-3 месяцев. При более тяжелых нарушениях требуется больше времени для работы. Если ребенок в 3-4 года совсем не говорит – как правило, я работаю с ним в течение нескольких лет.

Если ребенок «не говорит», всегда ли дело в каких-либо нарушениях речи?

Бывает, что у таких «не говорящих» детей на самом деле речь развивается нормально. Просто у него нет мотивации, чтобы начать говорить. Если семья понимает ребенка по первому жесту и выполняет все его требования – ему просто не нужно разговаривать. Иногда я советую «не понимать» ребенка, пока он не скажет. Тогда он будет искать выход, чтобы договориться. Но если ребенок к 2-2,5 годам употребляет только отдельные слова или звуки, пользуется жестами или совсем не вступает в контакт, необходимо обращаться к логопеду для выяснения причин.

Что еще вы хотели бы порекомендовать родителям?

Прежде всего – разговаривать с ребенком, и делать это правильно. Очень важно удерживать зрительный контакт с ребенком (во время разговора присесть до его роста, а не смотреть сверху вниз), показывать заинтересованность в том, что он говорит. Нужно говорить медленно и четко, чтобы ребенок успевал усваивать грамматические нормы, правильно воспринимал звуки. Лучше использовать короткие предложения, проговаривая всё, что ребенок сейчас видит, щупает, чувствует, делает. Так ребенку проще запомнить звучание и смысл слов. И конечно, важно задавать ребенку вопросы, строить с ним диалог. А если у вас возникают сомнения или вопросы, не стесняйтесь приходить на профилактическую беседу с логопедом. Помните: чем раньше мы начинаем коррекционную работу, тем больше шансов на успех!

 

Колесова Анна Сергеевна, логопед. Образование – Институт лингвистики РГГУ,  Московская открытая социальная академия (специальность – «Специальная дошкольная педагогика, психология  и логопедия»). С 2008 по 2010 год работала педагогом дополнительного образования в культурно-оздоровительном центре «Гармония». С 2010 по настоящее время работает логопедом в ДК «Монтессори-Сити». В РИМЦ «Рамбам» – с сентября 2017 года.