РОШ АШАНА: Синагоги и общины Москвы


Хоральная синагога (фото: Eli itkin)

В дореволюционной России синагоги объединяли как членов той или иной общины, так и представителей той или иной профессии. У извозчиков была своя синагога, у коммерсантов — своя. В Аргентине, куда перебрались бывшие подданные Российской империи, даже функционировала «мафиозная синагога», в которой прихожанами и функционерами были местные бени крики, изгнанные за неподобающие поступки из остальных еврейских молитвенных мест. 
В наше время российские синагоги формируются по географическим критериям — там, где проживают евреи, должна быть и синагога, удобная, гостеприимная, дающая возможность тем, кто делает первые шаги в иудаизме, найти нужный абзац в молитвеннике и влиться в общий хор тех, кто выпрашивает у Творца новый благополучный год. В преддверии Рош а-Шана мы взяли интервью у представителей различных московских синагог. Всех их объединяет готовность принять любого и помочь ему озвучить свои просьбы ко Всевышнему. Пусть же профессиональные голоса канторов сольются с шепотом тех, кто нетвердо разбирается в структуре молитвы, и результат будет благосклонно воспринят на небесах. Шана това у-метука!

Синагога в Жуковке

раввин Александр Борода

раввин Александр Борода

раввин Александр Борода

Об элитности

Несмотря на престижное место, в котором расположен новый центр, его нельзя назвать элитным. Не бывает элитных синагог или кошерных ресторанов — они все равны! Просто так сложилось, что именно в этом районе живет много активных евреев, которые хотят жить еврейской жизнью, и такой центр оказался востребованным. К тому же новый центр будет ориентирован не только на обитателей Рублево-Успенского шоссе, но и на весь северо-запад Москвы и области. Ведь человеку, который живет где-нибудь в Крылатском, добраться до Жуковки проще, чем до центра столицы.

Об открытости общинного центра

Двери центра в Жуковке, как и в МЕОЦе, будут открыты абсолютно для всех. Тем более что двум расположенным там ресторанам нужно привлекать посетителей. Но, разумеется, значительное число программ будет рассчитано только на евреев.

Об архитектуре

Все существующие в Подмосковье общинные центры (в Малаховке, Салтыковке, Обнинске) имеют уникальный и интересный архитектурный облик. Мы долго не могли утвердить проект для жуковского центра, отклонили несколько вариантов. И тогда один из спонсоров строительства, Эдуард Шифрин, предложил обратиться к британской компании Gensler, с которой он уже имел дело. Архитекторы этой фирмы создали три очень разных проекта, один из которых нам подошел.

Жуковская синагога рассчитана на 200 сидячих мест, банкетный зал может принять до 350 человек. Построена небольшая гостиница на 10 номеров, где люди смогут остановиться на шабат и праздники. Есть два ресторана, большая библиотека, комнаты для занятий, спа и миква.

О финансовой стороне вопроса

Мы получили землю для строительства в безвозмездное пользование. Если бы этого не произошло, едва ли мы смогли бы осуществить это проект — все знают, сколько стоит участок на Рублевке. Нам пришлось не только строить здание, но и прокладывать внешние коммуникации, ставить забор и благоустраивать территорию. С учетом всего этого 1 кв. м обошелся примерно в $3000, а площадь комплекса — примерно 5000 кв. м. Общая сумма, которую потратили наши спонсоры (частные лица, финансировавшие проект), — около $15 млн.

О будущих стройках

Что касается Подмосковья, сейчас мы планируем построить еврейский общинный центр в Мытищах, где уже есть синагога. Подобные центры будут появляться там, где есть желающие этого евреи, то есть должна быть инициатива снизу. Мы также рассматриваем возможность строительства в исторических местах, где когда-то существовали синагоги и до сих пор есть евреи, которые хотели бы вернуться к общинной жизни.

В целом потребность в синагогах, еврейских школах и общинных центрах в России удовлетворена, мы построили уже достаточно много. Однако есть еще места, где планируем продолжить работу. Это в основном города в Центральном и Южном федеральных округах, на Дальнем Востоке. Например, сейчас мы реставрируем историческую синагогу во Владивостоке. А вот в Хабаровске, Иркутске и Красноярске синагоги уже есть. Будет ли потребность в новой инфраструктуре — зависит от того, какими темпами будут развиваться еврейские общины в этих городах.

О маленьких городах

К сожалению, в последние годы в маленьких городах евреев становится все меньше: молодежь уезжает в поисках хорошей работы или образования; евреи ассимилируются. Поэтому делать дорогостоящие проекты по развитию общинной жизни сейчас имеет смысл только в мегаполисах. Однако и общинам малых городов мы оказываем посильную поддержку! Наши синагоги на колесах — специально оборудованные автомобили — в этом году побывают в 70 разных населенных пунктах. А перед Песахом студенты ешив каждый год отправляются в российскую глубинку, чтобы помочь местным общинам устроить седер. В маленьких провинциальных общинах порой и не знают о том, как именно он должен проходить.

 

Община «Бейт Аарон»

Раввин Бенцион Меламед

Раввин Бенцион Меламед

Раввин Бенцион Меламед

В России общины, как правило, образуются «сверху» — то есть появляется какой-то активный деятель, раввин и вокруг него объединяются евреи. Но в «Бейт Аарон» все произошло по-другому — так, как оно всегда было по традиции во всех общинах мира!

Пять лет назад община начиналась с малого — несколько евреев, которые жили на Юго-Западной, собрались вместе и решили, что, раз они живут по соседству, им нужно сделать что-то свое. Они хотели жить еврейской жизнью, иметь поблизости синагогу, изучать Тору. И они сами пригласили себе раввина! Почти четыре года в общине работал рав Леви-Ицхак Шпендик. После того как он ушел с этой должности, в «Бейт Аарон» почти год не было раввина, а пару месяцев назад пригласили меня.

В целом направление нашей синагоги — это ашкеназская молитва, это литовская синагога. Но у нас нередко происходят молитвы и по сефардскому обычаю. Нашу общину вообще нельзя назвать только ашкеназской, сефардской или хасидской. В ней каждый чувствует себя как дома, никто не говорит: «У них так, а у нас так…» И такие взаимоотношения между людьми для меня очень ценны.

На Рош-а-Шана и Йом-Кипур мы пригласили кантора из Израиля, очень опытного и праведного человека, рава Авраама Коэна. Так что у нас будет и благословение коэна на Судный день и на Йом-Кипур! Часть праздничной молитвы происходит по ашкеназской, а часть по сефардской традиции, чтобы каждый человек услышал то, к чему он привык, прочувствовал этот день.

На осенние праздники к нам приходят до 150 человек. Синагога у нас очень маленькая, но мы стараемся всех вместить.

Возможность разместить людей на ночь у нас есть, но об этом нужно сообщить заранее. И желательно заранее сообщить о своем намерении прийти на праздник — это нужно, чтобы спланировать трапезу. Но каждого, кто придет, мы примем с распростертыми объятиями!

Чтобы узнать расписание праздничных мероприятий и сообщить о своем намерении поучаствовать, нужно позвонить администратору общины Юлии по телефону: +7 (925) 377-28-58.

 

Синагога на Большой Бронной

 Раввин Ицхак Коган

Раввин Ицхак Коган (фото: Eli Itkin)

Раввин Ицхак Коган (фото: Eli Itkin)

В Синагоге на Большой Бронной проходят ежедневные богослужения, есть колель, уроки Торы для мужчин, занятия для женщин и детская воскресная школа. В cинагоге работает ешива «Махон Ран» — единственное в мире учебно-производственное заведение, где еврейские юноши получают дипломы шойхетов, сойферов и раввинов с практическими навыками, позволяющими самостоятельно работать. Есть музей, состоящий из двух залов: Зал памяти и Зал героизма, посвященный памяти евреев, погибших в ХХ веке. Работает кошерный ресторан «Иерусалим».

Община уделяет особое внимание работе с молодым поколением. Сегодня среди молящихся подавляющее большинство людей не старше 35 лет.

В праздники и каждый шабат организуются праздничные трапезы; многие евреи — инвалиды Москвы получают наборы продуктов для субботней трапезы, многие получают помощь по уходу на дому через Благотворительный фонд «Надежда», расположенный в здании Синагоги на Большой Бронной.

На сегодняшний день отсутствует возможность размещать людей на ночь в здании, однако развито сотрудничество с несколькими гостиницами в шаговой доступности от синагоги.

На праздники Рош-а-Шана, Йом-Кипур и Песах в синагогу приходят более 500 человек.

Расписание праздничных мероприятий вывешивается на стендах синагоги, а также публикуется на сайте www.bronnaya.ru. Кроме того, можно позвонить в синагогу и узнать подробности по телефону: +7 (963)770-5-770

Если человек пришел на Бронную впервые, ему стоит обратиться в отдел традиции «Бейт Хабад», где ему помогут освоиться.

 

Московская община горских евреев

Староста Виктор Рахмилов

Виктор Рахмилов (фото: Eli Itkin)

Виктор Рахмилов (фото: Eli Itkin)

Первые еврейские переселенцы с Северного Кавказа и из Азербайджана появились в Москве еще в царские времена, это были купеческие семьи, которым было дозволено торговать и жить в столице. Среди известных горских фамилий, потомки которых живут здесь уже не первый век, — Дадашевы, Ханукаевы. А вот массовое переселение горских евреев в Москву произошло после развала СССР. Многие тогда совсем покинули страну, а те, кто не хотел кардинально менять свою жизнь, но искал стабильности, перебирались в экономически развитые города. Сейчас в Москве живут около 25 000 горских евреев, а во всем мире — примерно 220 000.

Экономически наша община очень самодостаточна, с гордостью могу сказать, что, по версии журнала Forbes, в список 100 самых богатых людей России входят четверо горских евреев. Это большой показатель для малочисленной общины. Наши меценаты поддерживают центральные синагоги Москвы и других городов, развивают несколько особых проектов.

Но мы умеем не только торговать! У нас в общине — три действующих академика Академии наук РФ, два члена-корреспондента Академии наук, три действующих генерала, более ста докторов наук, профессоров. Мы представлены и в спорте, и в музыке.

Наш зал в Хоральной синагоге — это центральный зал горских евреев. Конечно, возможности его ограниченны, и сейчас ведутся разговоры о строительстве более вместительного места для молитв. В праздники к нам приходят около тысячи человек, зал забит до отказа, люди стоят в коридоре, на лестнице! И это приятное зрелище.

В нашей общине работают пять раввинов — они представляют все регионы горских евреев. Праздничная молитва проходит очень интересно — раввины меняют друг друга во время чтения Хазанута. Это нужно видеть! Поэтому я приглашаю всех желающих прийти и принять участие.

 

Община «Даркей Шалом»

Раввин Довид Карпов

Раввин Довид Карпов (справа) Фото: Eli itkin

Раввин Довид Карпов (справа) Фото: Eli itkin

Наша община имеет несколько необычную историю — здание синагоги было построено татарской общиной и передано нам в дар. Это место в народе называют «Иерусалим в Отрадном», поскольку здесь на небольшом пятачке соседствуют православный храм, две мечети и синагога. Поэтому мы и назвали свою общину: «Даркей Шалом» — «Пути мира и согласия».

Хотя наша община относится к движению «Хабад» и входит в состав ФЕОР, большинство членов общины не связаны с каким-то конкретным течением или направлением в иудаизме. Это просто евреи, которые пришли в синагогу по зову сердца.

Наша община динамично развивается: у нас появилась миква для мужчин и для женщин, гостевые комнаты для гостей. Работает служба занятости, служба знакомств, женский клуб, библиотека, вечерний институт по иудаике.

Период осенних праздников для нас — это «еврейская страда», когда синагогу посещает особенно много людей. Чтобы прийти к нам на праздник, предварительной регистрации не требуется. Всех, кто пришел к нам в Дом молитв и Дом изучения Торы, мы принимаем с радостью (в том числе и нееврев).

Слава Б-гу, вокруг синагоги есть большая собственная территория, и мы можем построить большой праздничный шалаш, вмещающий всех желающих во время Суккота.

Праздничные молитвы начинаются обычно в 10 часов утра, трубные звуки шофара можно услышать в первый и второй день праздника Рош-а-Шана около 12.00. Но, если кто-то отдельно хочет послушать шофар, можно прийти в любое время до захода солнца, для каждого мы готовы протрубить персонально!

Рядом с общиной находится парк «Отрада», где протекает река Лихоборка. Там во время Рош-а-Шана мы исполняем обряд «ташлих»: встаем на речной мостик, читаем молитвы и трубим в шофар. Для нас важно, что присутствующие в парке люди видят: вот евреи помнят и соблюдают свои обычаи, не стесняясь своей национальной принадлежности и веры.

У нас есть несколько вариантов для ночевки: гостевые комнаты в самой синагоге, недорогая гостиница «Восход» или ночлег в одной из религиозных семей, которые живут неподалеку. Тем, кто стеснен в средствах, община оплачивает половину стоимости проживания в отеле.

Уточнить расписание и обсудить возможности для ночлега можно по телефонам: +7 (495) 221-65-48 и +7 (916) 718-81-67, а также на странице общины «Даркей Шалом» в «Фейсбуке».

 

Община «Дор Ревии»

Раввин Гедалья Шестак

Раввин Гедалья Шестак (фото: Eli Itkin)

Раввин Гедалья Шестак (фото: Eli Itkin)

История общины начинается с 2001 года, с того времени, как я приехал в Москву (до этого долго жил в Австралии, затем жил и учился в Израиле). Тогда крупная американская телекоммуникационная компания IDT решила провести в Москве курс по обучению молодых ребят программированию. Параллельно они должны были получить базовые знания о еврейской культуре. Мы собрали 15 москвичей из ассимилированных семей, которые за время учебы не только получили профессию, но и начали соблюдать. И постепенно этот курс превратился в общину, которая со временем разрослась. Сейчас мы продолжаем делать образовательные программы совместно с Туро-колледжем. У общины довольно высокий средний IQ — у нас много людей, которые многого добились в своей профессии, есть профессора, академики, журналисты, врачи.

В общине все направлено на то, чтобы привлекать к еврейской традиции людей, которые ничего об этом не знают. Поэтому у нас очень комфортно себя чувствуют люди, которые приходят на праздник или шабат в первый раз.

10 лет подряд к нам на Рош-а-Шана и Йом-Кипур приезжает очень известный израильский раввин Авраам Эдельштейн, это интеллектуал с большой буквы, лектор, автор многих книг. Он очень душевно, проникновенно ведет молитвы своим потрясающим голосом, а также дает уроки. Благодаря ему у нас в общине во время осенних праздников царит необыкновенная атмосфера!

Примерно 50 человек приходят в общину на шабат, а на праздники это число удваивается. У нас не слишком много мест для ночлега, поэтому мы просим людей сообщать заранее о желании остаться на ночь. Если места в общине не будет, мы поможем устроиться в хостеле по соседству. Желательно также за несколько дней сообщить о своем намерении остаться на трапезу — нам нужно знать количество людей, чтобы лучше все организовать. На молитву и на уроки можно приходить без предупреждения, места у нас хватает.

Расписание молитв и других мероприятий мы вывешиваем примерно за неделю до праздников на нашем сайте dor4.ru и на странице общины в «Фейсбуке».

 

Община «Цемах Цедек»

Раввин Элиягу Бар

Раввин Элиягу Бар

Раввин Элиягу Бар

В районе Измайлово живет около 400 семей, которые вышли на связь с общиной и проявляют себя как евреи — ходят в синагогу хотя бы раз в год, покупают мацу. В течение нескольких лет подряд местные евреи самостоятельно устраивали молитвы на Йом-Кипур, арендовали для этого помещение. Но в последние годы активисты переехали в другой район, и устраивать молитвы без раввина стало сложно. Я много лет работал с молодежью, и ученики, живущие в Измайлово, рассказывали мне о своих проблемах. Стало ясно, что в этом районе необходимо организовать общину, и два с половиной года назад она появилась. Особенность нашей общины в том, что у нас много молодежи, молодых семей, однако есть и пожилые люди. У нас действует женский клуб, есть воскресная школа для детей от пяти лет, уроки для молодежи и женщин, уроки Торы для мужчин и бизнес-тренинги.

Наша община находится недалеко от станций метро «Семеновская» и «Партизанская». Точный адрес мы нигде не указываем, а желающие выйти на связь с общиной могут сделать это по телефону +7 (916) 480-25-87.

В нашей общине комфортно чувствуют себя все евреи — и сефарды, и литовцы, и горские. Молитвы идут по разным сидурам — сефардскому, горскому, грузинскому, ашкеназскому и хабадскому.

По праздникам к нам приходят до ста человек. Если человек живет рядом с общиной, на праздники он может просто прийти, не сообщая нам об этом заранее. Если же есть необходимость переночевать, то лучше заранее согласовать это с общиной. У нас есть небольшое количество спальных мест, но если их не хватает, мы поможем устроиться на ночлег в недорогом хостеле неподалеку, с которым мы сотрудничаем.

Расписание мероприятий на осенние праздники можно узнать по телефону или на сайте memoc.org.

Во время праздников и шабатов мы устраиваем трапезы, а в Суккот они проходят в шалаше. На осенние праздники к нам обычно приезжают ученики израильских ешив, они добавляют нам израильского колорита. По шабатам и праздникам выход к Торе у нас на платной основе.

У нас очень сплоченная община и дружный женский коллектив. Все друг другу помогают, советуются друг с другом и всегда тепло принимают новых людей, оказывают им поддержку.

  

Община «Бейт Марина»

Раввин  Исраэль Парипский

раввин Исраэль Парипский (фото: Eli Itkin)

раввин Исраэль Парипский (фото: Eli Itkin)

Известно, что последние 80 лет, несмотря на советскую власть, в Люберцах действовала еврейская община. Чуть больше года назад там была построена синагога, а позже мы официально зарегистрировали общинную структуру. Наша община автономная, но ассоциируется с КЕРООР. Нам не требуется много рекламы, люди и так приходят.

Община у нас довольно молодая во всех смыслах. Она не только создана недавно, но и имеет молодежную направленность. При этом в общину входят представители самых разных направлений иудаизма, люди разных возрастов и социальных статусов. И всем в «Бейт Марина» очень уютно!

На Рош-а-Шана и Йом-Кипур все молитвы и трапезы проходят в синагоге, по адресу: Котельнический проезд, 4. Молитвы у нас проводятся по ашкеназскому обычаю. Для удобства прихожан мы представляем желающим молитвенники с переводом и транслитерацией, а также по ходу молитвы объявляем страницы.

Расписание мероприятий можно узнать как по телефону, так и на странице общины в «Фейсбуке» — https://m.facebook.com/SinagogaLubertsy.

Сообщать заранее о своем намерении прийти на молитву не нужно. Но, если вы хотите после молитвы остаться на трапезу или ночевку, нужно обязательно зарегистрироваться за несколько дней.

В общине есть возможность размещения на ночь, но необходимо забронировать себе спальное место заранее, позвонив в общину по телефону: +7 (968) 022-75-86.

 

Московский общинный еврейский центр (МЕОЦ)

Староста Цви-Гирш Гержой

Староста Цви-Гирш Гержой (фото: Eli Itkin)

Староста Цви-Гирш Гержой (фото: Eli Itkin)

К месяцу Тишрей, на который приходится несколько важнейших праздников, мы выпускаем так называемый мадрих — путеводитель по месяцу. В нем указано расписание молитв и других действий, в том числе на Рош-а-Шана и Йом-Кипур. Кроме того, описаны все обычаи, связанные с этими праздниками. Брошюру можно получить у меня или взять на стендах в МЕОЦе. Она доступна с 20 чисел элула. Члены нашей общины также получают SMS-рассылку, в которой содержится вся необходимая информация. Чтобы подписаться на нее, нужно обратиться в администрацию МЕОЦ.

В МЕОЦе нет возможности размещать людей на ночь. Поэтому желающим провести у нас праздники нужно самостоятельно позаботиться о месте ночлега в шаговой доступности от синагоги.

На Рош-а-Шана и Йом-Кипур мы пригласили кантора из-за рубежа. Он будет находиться в Москве все праздники.

Самый красочный осенний праздник в МЕОЦе — это Суккот. Ближе к вечеру в первый день все выходят из сукки танцевать на улицу, на проезжую часть, туда, где ходят трамваи! Кроме того, в Суккот у нас есть специальная комната, бесплатное кафе, где мы раздаем чай, кофе, суп, десерты, выпечку. Ведь принято, чтобы в эти дни евреи ели в сукке.

Расписание молитв, выверенное по звездам, заранее вывешивается в МЕОЦе на рекламном щите. Молитвы проходят согласно расписанию, но бывают и дополнительные, если собирается миньян.

У нас есть постоянная программа помощи новичкам, причем она действует и в субботы, и в праздники. У входа сидит специальный человек, который, увидев еврея, входящего в синагогу, подходит к нему, предлагает надеть тфилин и помогает ему освоиться. Новый человек не может остаться у нас без внимания и поддержки.

Ежедневно к нам приходит много людей, а во время праздников особенно — до тысячи человек. Но регистрироваться для участия в праздниках не нужно, места хватает всем, в том числе и на трапезе.

 

Община «Огалей Яаков»

Раввин Бецалел Мандел

Раввин Бецалел Мандел (фото: Eli itkin)

Раввин Бецалел Мандел (фото: Eli itkin)

«Огалей Яаков» — это и ешива, и колель, и община. Ешива была создана в начале 90-х годов р. Пинхасом Гольдшмитом в Хоральной синагоге при поддержке группы американских спонсоров. Я переехал в Москву из Канады в 2005 году, когда создавался колель. Почти одновременно образовалась и община.

Наша главная задача — уроки Торы для всех возрастов. Поэтому члены колеля не только учатся, но и, как и их жены, преподают в детских садах, школах и хедерах.

У нас в одном зале молятся вместе ашкеназские, горские, бухарские и грузинские евреи, и все чувствуют себя комфортно, как дома. Тем более что в «Огалей Яаков» находится единственная в России пекарня, где делают мацу вручную, и для изготовления мацы к нам приходят представители самых разных общин столицы.

По шабатам к нам приходят от 40 до 60, а на большие праздники — до 200–300 человек. И хотя мы весь год молимся вместе, на Рош-а-Шана и Йом-Кипур разделяемся на два миньяна: в одном молитва идет по ашкеназской традиции, в другом — по сефардской. Предварительная регистрация для участия в праздниках не нужна.

Молитва у нас похожа больше на молитву в маленьких домашних общинах, чем на молитву в Хоральной синагоге, куда приглашают всемирно известных канторов.

Конечно, у нас тоже очень красиво поют и читают, но у нас главное — атмосфера ешивского миньяна.

В «Огалей Яаков» есть возможность ночлега для мужчин. Женщинам и семьям мы также при необходимости стараемся найти жилье, наши аврехи принимают гостей.

Конечно, мы ценим помощь общине, но никого не обязываем платить за участие в праздниках. А вот на больших праздниках мы продаем подход к Торе. Но участие в аукционе добровольное.

Подробное расписание мероприятий можно посмотреть за несколько дней до праздника на странице Ohaley Yaakov в «Фейсбуке». Кроме того, у нас есть SMS-рассылка с напоминаниями о праздниках и шабатах и другой информацией. Чтобы получать от нас сообщения, нужно обратиться к раввину или сотрудникам общины.

 

Синагога в Щукино

Раввин Авраам Лившиц

Раввин Авраам Лившиц

Раввин Авраам Лившиц

15 лет назад мы с женой приехали в Москву из Израиля, чтобы преподавать — я в хедере, она в садике. Потом у нас с Шеей Дейчем возникла идея о том, что нужно организовывать праздники в каком-то московском районе, удаленном от центра, эту идею поддержал и раввин Лазар. Мы выбрали Щукино и приехали сюда, чтобы провести Хануку, затем и другие праздники. Через некоторое время стало ясно, что в районе нужно находиться постоянно. Я переехал в Щукино. Сначала мы с местными евреями собирались в моей квартире, затем арендовали место для синагоги. Сейчас у нас есть воскресная школа, периодически проходят лекции с разными раввинами, которые приезжают преподавать в Марьиной Роще.

Это община «Хабада», но к нам приходят и сефарды, и ашкеназы. Когда-то у нас даже был особенный человек, который приносил собственный сидур и по нему молился.

Изначально община существовала за счет спонсоров, с которыми я общаюсь и дружу. Но сейчас вклады делают и сами прихожане. Кто-то покупает вино для суббот, кто-то продукты для трапез.

На постоянной основе в общину входят примерно 40 человек, в праздники посетителей в два раза больше, нам порой едва хватает места. Предварительной регистрации на праздники у нас нет. Постоянных членов общины мы обзваниваем, сообщаем о расписании праздничных мероприятий, остальные просто приходят. Утренняя молитва начинается в 10 утра, трубление в шофар в 12.30. Йом-Кипур начинаем примерно через 15 минут после зажигания свечей. Более подробную информацию можно получить на странице общины в «Фейсбуке».

На второй день Рош-а-Шана мы обычно выходим к реке. А молитву на Рош-а-Шана и Йом-Кипур у нас ведет израильский раввин Шнеур Альперин.

В нашу общину входят самые разные люди — и взрослые, и молодые, и бизнесмены, и не очень состоятельные люди. У нас все чувствуют себя одинаково. Если в других общинах принято на праздники делать, например, продажу выхода к Торе, то мы специально этого не делаем, чтобы никого не задеть, никого не обидеть. Взносы за участие в праздниках мы также не взимаем.

 

Еврейская община «Сокол-Аэропорт»

Раввин Борух Клейнберг

Раввин Борух Клейнберг

Раввин Борух Клейнберг

Наша община существует около 10 лет, ее местонахождение понятно из названия. Когда-то Любавический ребе высказывал идею о том, что Бейт-Хабад — духовный и традиционный центр помощи людям — должен быть в каждом месте. И я решил создать общину в районе, который хорошо знал, — когда-то я учился возле метро «Аэропорт» в Московском автомобильно-дорожном институте.

Это община «Хабада», но она рассчитана на всех, кто живет в этом районе, то есть это место, где можно решать локальные проблемы. Мы ориентированы на всех евреев без исключения, к нам ходят и грузинские, и горские, и ашкеназские евреи, и мужчины, и женщины, и дети.

У нас пока совсем небольшое полуподвальное помещение, всего 70 кв. м. Там мы проводим шабаты, уроки Торы как для мужчин, так и для женщин.

Во время осенних праздников к нам можно прийти помолиться, послушать шофар. Поскольку звуки шофара — это основа праздника, трубим мы не только в течение дня, но и вечером, около 19.00. Ведь, к сожалению, в будний день не всем удается прийти пораньше. Точное расписание праздничных мероприятий можно узнать на нашем сайте jewish.msk.ru и на странице общины в «Фейсбуке».

Мы приглашаем на праздник всех. Сообщать о своем участии заранее желательно, но не обязательно. Иногда бывает тесновато, но все-таки мы всегда помещаемся. Мы стараемся помочь освоиться всем, кто пришел в общину впервые. Платных услуг на праздниках у нас нет.

Мы ориентированы в первую очередь на евреев, которые живут поблизости и могут прийти пешком, поэтому у нас нет спальных мест. Но, если кому-то потребуется ночлег, мы постараемся помочь.

У нас достаточно камерная, домашняя атмосфера, именно это мы считаем нашей главной особенностью. Если мы смогли добиться ощущения праздника, значит, мы своего добились!

 

Община «Среди своих»

Рав Йосеф Херсонский

Рав Йосеф Херсонский

Рав Йосеф Херсонский

Община открылась в 2008 году, зачинателями были три человека — я и два предпринимателя. Постепенно к нам присоединились новые люди, и сегодня к нам ходят около 200 человек. В основном это представители среднего класса и более состоятельные люди.

Община у нас хабадская, но к нам приходят и литваки, и сефарды, и горские евреи. Мы не делим евреев по течениям, рады всем. Средний возраст членов общины — 30–45 лет, хотя есть и 20-летние ребята, и пожилые люди.

Мы проводим регулярные молитвы по будням, шабаты. В нашем детском центре есть воскресная школа и кружки для детей до 12 лет — мультстудия, развивающие программы, шахматы, языки с носителями. Кроме того, у нас действует большая образовательная программа для взрослых, рассчитанная на все уровни подготовки по темам «иудаика», «история еврейского народа», «Израиль, иврит». Нас регулярно посещают с лекциями раввин Лазар, Александр Моисеевич Борода. Несколько крупных предпринимателей проводят у нас мастер-классы по экономике, бизнесу, менеджменту.

По шабатам у нас обычно собираются от 30 до 60 человек, а на большие праздники, такие как Рош-а-Шана или Песах, количество посетителей на порядок больше, чем обычно. На молитве и кидуш всегда найдется место для любого еврея, который придет, сколько бы людей ни было. Но, если люди хотят остаться на банкет, мы просим зарегистрироваться заранее — для этого мы создаем событие на площадке TimePad.

Для удобства людей все молитвы начинаются в одно и то же время круглый год. Вечерние молитвы в 19.40, а утренние — в 11.00. Узнать подробное расписание праздничных мероприятий можно на сайте общины sredisvoih.com, а также на наших страничках в «Фейсбуке» и «Вконтакте», где все обновляется довольно оперативно.

У посетителей есть возможность переночевать прямо в общине, можно сразу зарегистрироваться с ночевкой. Также вокруг общины находится много хостелов и квартир, сдаваемых посуточно. Всегда есть возможность полностью погрузиться в праздник, ночуя поблизости и приходя в общину на трапезу и молитву.

 

Синагога «Фили»

Раввин Танхум Авраам Бусин

Раввин Танхум Авраам Бусин

Раввин Танхум Авраам Бусин

Я начал работать в этом районе в 1999 году, когда появилась cинагога на Поклонной горе. Поначалу мы собирались в cинагоге, но позже у нас появилась квартира, в которой мы сделали общинный центр. В cинагоге же мы проводим некоторые праздничные молитвы. Наша община — это не организация, а просто группа граждан, объединившихся потому, что они евреи. Это место, куда человек может зайти помолиться между поликлиникой и магазином. Сейчас мы поставили перед собой задачу объединить евреев, живущих возле нескольких станций метро: «Фили», «Багратионовская», «Филевский парк» и «Пионерская».

В прежние годы мы проводили молитву на Рош-а-Шана и Йом-Кипур в здании cинагоги на Поклонной горе, и надеемся, что и в этом году нам удастся это сделать. Есть вероятность, что на Рош-а-Шана мы проведем в cинагоге только утреннюю молитву и протрубим в шофар. А трапеза и вечерняя молитва состоятся уже в помещении общины. Расписание молитв задается еврейским календарем. Примерно за неделю точное время можно узнать на нашей странице в «Фейсбуке» или позвонив по телефону: +7 (916) 278-21-78

Мы всегда готовим еду для праздничной трапезы с запасом, чтобы хватило всем, и приглашаем присоединиться к нам всех желающих! Что касается Суккота, мы ставим рядом с шатром большой мангал и постоянно готовим свежую еду для каждого пришедшего. Сукку мы в разные годы строили в разных местах, чаще всего неподалеку от общины. Шатер стоит обязательно! В нем мы кормим всех желающих, да и сам я вместе с семьей в праздничные дни ем только там.

К нам приходят в основном местные жители, поэтому мы не устраиваем кого-то на ночь во время праздников. О ночлеге гостям нужно позаботиться самостоятельно.

Мы читаем молитвы по хабадскому сидуру, но нашу общину все-таки нельзя назвать строго хабадской. В регистрационных документах мы числимся как община, исповедующая ортодоксальный иудаизм. Но мы стараемся — как призывал Ребе — дойти до каждого еврея в округе и рассказать ему, что поблизости есть синагога, куда можно прийти помолиться.

 

Ешива «Шаарей Кедуша»

Директор Ифраим Якубов

Директор Ифраим Якубов (фото: Eli itkin)

Директор Ифраим Якубов (фото: Eli itkin)

После того как появилась ешива «Шаарей Кедуша», вокруг нее образовалась и община горских евреев. Значительную поддержку ешиве и общине оказывает Фонд Германа Захарьяева СТМЭГИ. В общине есть много образовательных проектов — для мужчин, женщин и детей. Есть программы помощи малоимущим и тем, кому необходимо дорогое лечение. Есть проект шидух «Еврейская семья», действует театр на горском языке, в котором играют и взрослые, и дети. Информация о делах общины распространяется в основном через SMS-рассылку, к которой может подключиться любой желающий. Сейчас в нее входят полторы тысячи человек.

В общине работают три горских раввина из Израиля, которые сменяют друг друга каждые две недели. Уже три года молитвы в «Шаарей Кедуша» проходят каждый день без перерыва. Мы стараемся привлекать к ведению утренней молитвы старших учеников ешивы. На праздники Рош-а-Шана и Йом-Кипур к нам специально приезжают хазаны из Израиля.

По праздникам в общину приходят больше 500 человек, многие с детьми. Мы не помещаемся в здании ешивы и снимаем зал в ближайшем ресторане. В этом году помещение для осенних праздников нам предоставил владелец ресторана «Кавказский дворик» (ул. Мироновская, 33). Бронировать места на празднике заранее не нужно, мы принимаем всех, кто пришел.

Во время праздников мы предоставляем желающим спальные места в общине, здесь могут останавливаться до 70 человек. Можем также забронировать место в гостинице неподалеку.

В нашей общине очень тепло принимают людей, которые приходят впервые, тем более на праздники! В зале всегда есть ребята, которые помогают пришедшим освоиться, подают им Книгу, показывают, где читать. Мы хотим, чтобы всем было комфортно. Но, пожалуй, лучше всего у нас чувствуют себя именно горские евреи. Ведь горские молитвы отличаются от ашкеназских и хасидских.

Точное расписание праздничных мероприятий мы за неделю публикуем на страницах ешивы в соцсетях («Фейсбуке», «Вконтакте»).

 

Московская община грузинских евреев

Раввин Авраам Элашвили

 раввин Авраам Элашвили (фото: Eli itkin)

раввин Авраам Элашвили (фото: Eli itkin)

О корнях

В 1971 году я репатриировался в Израиль. До отъезда в Москву в январе 1998-го работал раввином в различных общинах, как и мои предки. У нас в роду — целая раввинская династия, из поколения в поколение предки руководили общинами, преподавали Тору, помогали соблюдать заповеди.

Об истоках

Когда я оказался в Москве, в Хоральной синагоге уже функционировали три общины, но выходцы из Грузии не могли полностью примкнуть ни к одной. Община грузинских евреев отличается тем, что молитвы идут согласно грузинскому «нусаху», а Галаха исполняется в соответствии с обычаями «Хабада». Еще со времен Пятого любавического ребе р. Шалома-Дов-Бера в Грузии действовали эмиссары «Хабада».

Мы решили создать свой миньян, и со временем это удалось. На сегодняшний день молитва проводится три раза в день, приходят и взрослые, и подростки. Проводятся уроки Торы для разных целевых аудиторий. По воскресеньям, например, ученики ешивы ведут занятия для детей. Они очень популярны. По средам есть лекция для молодых людей.

О сохранении традиций

Контраст по сравнению с тем, что было в конце 90-х, огромен. В те годы лишь отдельные молящиеся приходили в синагогу по субботам пешком, не пользуясь транспортными средствами. Сегодня это делают целые миньяны.

Интересно, что в Израиле грузинские евреи в течение двух-трех поколений примыкают к религиозному мейнстриму, отказываясь от самоидентификации и обычаев общины. В Москве имеет место обратная ситуация, выходцы из Грузии гордятся своей идентичностью, соблюдают обычаи, учат тому же своих детей.

О комфорте

Мы находимся в эпоху, предшествующую приходу Машиаха. Каждый делает то, что может, и коллективные усилия приносят свои плоды. Надо лишь решиться на первый шаг: придите в синагогу, поучаствуйте в уроке, зажгите субботние свечи, произнесите кидуш. Я часто говорю, что те московские евреи, которые еще не соблюдают шабат, кашрут и законы семейной чистоты, поступают глупо, ведь для этого сегодня есть абсолютно все условия. К нам приезжают семьи из-за границы, и им здесь комфортно.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>