МИХАЭЛЬ КАРА-ИВАНОВ: Антисемитизм в первом классе


Kara-Ivanov

Должен ли верующий человек отказываться от культурного багажа? В чем выражается миссия народа Израиля? О месте еврейского народа в мировой истории, мистическом предназначении русских писателей и конфликте идеалов размышляет Михаэль Кара-Иванов, в прошлом – диссидент, а ныне – ученый, философ и деятель просвещения.

 

В шестилетнем возрасте, играя в сквере рядом с домом, я все время помнил о том, что должен хранить секреты. Например, о том, что дома есть особенные книги, ни в коем случае нельзя рассказывать своим друзьям по двору. Уже в этом возрасте я хорошо знал правило: никогда не обсуждать на улице книги, которые читались членами семьи. Это были издания, напечатанные на тонкой папиросной бумаге, самиздат, хроники тюремной и лагерной жизни в Советском Союзе.

Первый урок антисемитизма был преподан мне в первом классе школы №27 Черемушкинского района г. Москвы. Сидящая на передней парте девочка (я до сих пор помню ее имя), повернувшись в мою сторону и передразнивая меня, оттопыривала нижнюю губу (у меня была астма, и я не мог держать рот закрытым) и говорила: «У, Кара, еврей!» Я не могу забыть эту сцену и временами задаюсь вопросом: как сейчас протекает ее жизнь? Есть ли у нее внуки, как у меня сегодня, и чему она их учит?

В юношеские годы резкое неприятие советской пропаганды закономерно сопровождалось активным поиском единомышленников и жаждой общения с ними. Естественный круг подобных единомышленников я обнаружил в математической школе. Этот круг не был исключительно еврейским, хотя евреи (не обязательно с еврейской фамилией) составляли почти половину моих одноклассников в математических школах №2 и 7, где я учился, начиная с седьмого класса. Мы относились с большим уважением к любому настоящему духовному багажу, в частности к религиозному, ибо он был источником душевных сил для противостояния советской машине и индоктринации. Не раз я был свидетелем того, как мои сверстники, российские евреи, именно по этой причине принимали христианство.

Еще в школьные годы я узнал от своей матери, что занятия наукой помогают выжить в извращенном и лживом мире советской пропаганды. Разумеется, существовали и другие области науки: гуманитарные дисциплины, социология и история, которыми трудно было заниматься в те годы. На этом пути независимо мыслящему человеку угрожал «волчий билет», а в худшем случае и тюрьма. Успешная карьера – в обмен на честь и достоинство ученого – меня изначально не устраивала.

В возрасте 16 лет я задал об этом вопрос одному из моих друзей. Это было во время поездки в Армению, где я путешествовал с группой более старших моих товарищей-студентов. Ответ глубоко поразил меня, я помню его до сих пор. На вопрос, как совместить мое желание быть честным человеком и противостоять лживому советскому строю с пониманием того, что машина подавления может сломить любого, этот нетривиально мыслящий человек ответил мне: «Я верю, что Всевышний совершит для меня чудо и я не попаду в тюрьму или в психиатрическую больницу. А если даже попаду, то Всевышний совершит чудо и я выдержу все мучения».

Поразительно то, что мы и в Израиле встречаем довольно много людей (молодых и не очень), для которых проблемы героев Достоевского, Пушкина и Толстого куда более важны, чем проблемы насущные: заработок, квартира, а также политические события.

Между 1974 и 1980 годами иерархия моих духовных ценностей существенно изменилась. До 1974-го это были идеалы, характерные для группы русско-еврейской технической интеллигенции России 70-х годов. В дальнейшем я примкнул к группе «баалей-тшува», евреев и прозелитов, тянувшихся к иудаизму в Москве 1980-х годов. Ключевыми словами и выражениями начального, «дорелигиозного», периода были: литература, искусство, поэзия, диссидентское движение, противостояние советскому режиму и советской карательной машине. Ключевыми словами периода 80-х годов были служение Всевышнему, изучение и соблюдение Торы, выполнение заповедей. Отмечу, что Пушкину, Лермонтову, Гоголю, равно как и многим другим великим поэтам и писателям России и всего мира, среди типичных духовных ценностей возвращающихся к еврейскому наследию, места не нашлось.

Михаэль Кара-Иванов

Михаэль Кара-Иванов

 

Я чувствую себя членом мировой еврейской общины и израильской национальной общины. Кроме того, ощущаю себя членом русскоязычной общины евреев Израиля и, наконец, являюсь частью весьма конкретной русскоязычной общины в городе моего проживания (Маале-Адумим). Как я понимаю, принадлежать общине означает прежде всего готовность взять на себя ответственность за других ее членов, занятость общинными проектами и еще многое другое.

Мне не раз доводилось слышать, что вера в рассудок человечества сгорела дотла в печах Освенцима. Изучение Торы и Талмуда дают нам силы не согласиться с этой пессимистической оценкой. Думается, именно нам, чудом уцелевшим в нацистских газовых печах и в тисках коммунизма, следует возродить сегодня эти кажущиеся подчас бесконечно старомодными идеалы. Вера в рассудок человека имеет право на существование, поскольку за ней стоит вера в Божественную мудрость и справедливость.

В качестве примера размышления над историей рассмотрим зловещий период сталинского правления в Советской России. Несколько лет назад Михаил Вайскопф опубликовал любопытную книгу о Сталине, которую он назвал «Писатель Сталин». В этой книге Сталин изображен как плохой или средней руки писатель, который пишет книгу о российской и мировой истории. Создавая очередную версию книги, он, используя ножницы, вырезает куски из предыдущей версии, склеивает и перемещает отрывки текста. Точно так же в реальной жизни Сталин перемещал целые народы в своих бездушных экспериментах. При отсутствии писательского таланта Сталину удалось внедрить свои идеи в головы миллионов людей. Нельзя исключить, что при другом раскладе событий этот «писатель» переключился бы на действительно профессиональную писательскую деятельность и публиковал бы нормальные книги. Это могло бы уберечь от гибели многие миллионы людей.

Благородные идеалы Торы и пророков, идеалы социальной справедливости и братства были начертаны на знаменах кровавого террора французской, русской и прочих революций. Демонические силы, разбуженные этим террором, открыли дорогу для массового убийства людей.

В процессе изучения еврейских текстов (а именно книги «Зоар» и комментариев Рамбана к Торе) у меня появилась идея, что такие русские писатели и поэты, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, – не кто иные, как гении и ангелы русского народа. Под словом «ангелы» я подразумеваю здесь носителей главных идей и ценностей народа, воплощающих в себе лучшее, что в нем есть. Посредством этих гениев и ангелов выявляется уникальность духовной структуры, реализуется мировое предназначение данного народа. Они воплощают в себе лучшие, наиболее достойные черты народного духа.

Ангелами немецкого народа являются такие мыслители, как Кант и Гегель; такие поэты, как Гете и Шиллер. Что касается Адольфа Гитлера, да будет имя его предано забвению, то он не ангел, а, скорее, дьявол, либо один из слуг дьявола. Это соответствует подходу Рамбана (комментарий к книге «Исход», 20:3), согласно которому временами демоны захватывают власть над целым народом и могут принудить целый народ к идолопоклонству.

Слово «гений», с одной стороны, имеет отношение к генам, наследственности, а с другой – означает сверхчеловеческие способности. Таким образом, личность гения в каждом отдельном народе являет собой высочайший уровень творческих и человеческих достижений. С другой стороны, феномен гениальности способен воспроизводиться в поколениях.

В талмудических и средневековых еврейских источниках показано, что большинство историй об ангелах и князьях народов характеризуют этих ангелов и князей отрицательно. Как мне стало ясно впоследствии, наши мудрецы часто используют имена ангелов и князей народов, когда они хотят выразить свое негативное отношение к дурным делам этих народов.

Великий поэт Осип Мандельштам писал свои стихи по-русски. А великий писатель Франц Кафка писал свои рассказы и романы по-немецки. Какое место занимают эти гении на лестнице истории? Кто они – русские, немецкие, еврейские или, может быть, гибридные ангелы? Идея о существовании гибридных ангелов явно противоречит всему строю платонической европейской мысли.

Яаков (Израиль), лицо которого изображено на Престоле Славы, обладает властью менять положение ангелов на лестнице мировой истории. Развивая эту идею дальше, я предполагаю, что дела и молитвы Израиля в силах низвергнуть с лестницы истории демонов, управляющих народами, а вместо них поднять великих артистов, поэтов, художников и других мастеров. Если Израиль не делает этого, происходит превращение ангелов и князей народов в носителей зла и демонов типа Сталина и Гитлера. Израиль, таким образом, является духовным рычагом, который поднимает светлых ангелов, что необходимо для достижения мировой гармонии. Выполняя это, Израиль осуществляет свое призвание, которое состоит в правильном взаимодействии и воздействии на другие народы согласно Божественному предназначению.

Благородные идеалы Торы и пророков, идеалы социальной справедливости и братства были начертаны на знаменах кровавого террора французской, русской и прочих революций. Демонические силы, разбуженные этим террором, открыли дорогу для массового убийства людей. Задача Израиля сегодня – анализ, прояснение и очищение корней этих благородных идей и возвращение их к Божественному источнику.

 

Биография

Михаэль Кара-Иванов родился в 1959 году в Москве. В 1980 году окончил химический факультет МГУ. На протяжении десяти лет, вплоть до выезда в Израиль в 1987 году, подпольно изучал, а затем и преподавал еврейскую философию, Танах и Талмуд. Боролся за право свободного выезда из Советского Союза. В 1994 году получил докторскую степень в израильском Институте им. Вейцмана. Один из создателей организации «Маханаим», занимающейся просветительской деятельностью среди евреев из СНГ. Сочетает работу в сфере высоких технологий с преподавательской деятельностью в сфере еврейского наследия, философии и самоидентификации. Женат, 8 детей.

 

 

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>