ЙОСЕФ КОГАН: Еврейское воспитание


Раввин Йосеф Коган (фото: Илья Иткин)

Это интервью стоило бы предварить русской пословицей: яблоко от яблони недалеко падает. Раввин Йосеф Коган — сын легендарного раввина Ицхака Когана, который за пределами России больше известен как «а-цадик ми-Ленинград», «праведник из Ленинграда». Раввин Йосеф не понаслышке знает о традиционном еврейском воспитании. Он был одним из немногих советских детей, которым удалось впитать Тору и ее заповеди с молоком матери. Учитывая российскую специфику, деятельность раввина Когана не ограничивается беседами с прихожанами. Как по-вашему, сколько времени нужно для того, чтобы провести кошерный убой 8000 кур? Наш собеседник на этот и другие вопросы ответит без запинки.

Когда человек с детства воспитан по-еврейски, ему не трудно, как это может показаться со стороны — он просто другого не знает. И так же в мире ешив — он другого не знает. Но, если ему не объяснить правильно, почему он религиозный и почему он живет такой жизнью, сегодня влияние средств массовой информации огромно и до него все равно дойдет информация. Где-то найдет газету, где-то увидит телевизор. Не говоря об интернете. Сегодня у ребенка 15–16 лет, а то и раньше, возникают вопросы. Поэтому важно знать ответы на вопросы, которые могут нам задать наши дети. А многие этого, к сожалению, не знают. Они же выросли в другом режиме. Но нельзя сравнить местечко с современным открытым миром. Если у учителя нет ответа, он может отогнать ребенка: зачем ты вообще об этом думаешь? Но думать он от этого не перестанет! А вот конфликты внутренние назреют. Поэтому нужно по-настоящему верить в то, что ты делаешь. Если ты делаешь это только потому, что тебя так научили, это не будет твоим стержнем потом, когда ты выйдешь на улицу. Ты должен быть уверен в своей правоте.

Предыдущий Любавический ребе приводит на этот счет очень хорошую жизненную притчу: взрослым людям мы даем жареное мясо, детям — молоко. Если вместо мяса кормить взрослого молоком, он будет слаб. Если кормить грудного младенца мясом — он просто не выживет. То же самое с Торой. Когда мы воспитываем ребенка, мы должны давать ему ту дозу, которую он в состоянии воспринять.

Ребе однажды послал одного человека проверить еврейскую школу во Франции. Школа значительно подготовилась, подтянула детей в знаниях. Посланник приехал. Зашел на пять минут в первый класс, посмотрел на детей, просто поздоровался и ушел. Зашел во второй класс — то же самое. В третий, четвертый и т.д. Обошел все классы и поблагодарил директора. Как? Что? Ты же никого ничего не спросил?! Не задал ни одного вопроса! Какое представление можно иметь об их знаниях? Тогда он ответил, что Любавический ребе дал ему конкретное задание: зайти и посмотреть, веселые ли дети! Есть ли у них улыбка на лице?

Учиться я люблю, само собой. Люблю помогать людям. Очень люблю проводить время с семьей, играть на полу с детьми, качаться на качелях. Иногда занимаюсь спортом — я в жизни попробовал и дзюдо, и баскетбол, и плавание, и настольный теннис.

Мне понравилась история про одного спортсмена, который за восемь секунд до конца баскетбольной игры должен был отыграть у противника два очка. Тренер поручил ему закинуть мяч в корзину, но в последние секунды он засомневался в своих силах, не захотел взять ответственность за возможный проигрыш, перекинул мяч другому, но другой промахнулся. Матч был проигран. После игры тренер подошел к команде, поблагодарил, сказал, что они еще отыграются, а этому игроку сказал наедине: «Ты знаешь, что мы проиграли из-за тебя? Если в следующий раз ты будешь сомневаться в своих силах, делай то, что я тебе сказал, хотя бы только потому, что это я сказал! Ты можешь сомневаться в себе, но не сомневайся во мне, с моим тридцатилетним опытом! И если я сказал тебе бросать мяч в корзину — ты должен бросать, даже если не попадешь».

Молодежь

Раввин Йосеф Коган (фото: Илья Иткин)

Раввин Йосеф Коган (фото: Илья Иткин)

 

У нас, наверное, самая «молодая» община Москвы. Пришел к нам один парень сделать обрезание. Пожаловался на конфликт с отцом. Потом с теми же проблемами пришел отец — чувствует, что теряет сына, и не знает, что делать. Мы его спросили: «А вы вообще знаете, что живете с ним в разных мирах? Попробуйте войти в его мир!» — «А как? Что для этого нужно сделать?» — «Если вы меня спрашиваете чисто по-мужски — то сделайте обрезание! Это — самый большой шаг, который вы можете сделать. Ваш сын воспримет, что вы с ним в одном отряде». Он послушался, сделал обрезание. Сегодня отец с сыном не разлей вода.

Человек должен идти двумя путями. Он должен видеть пример поведения — чего сторонится, а что он хотел бы приобрести. И второе: он должен учиться. Если не учиться, весь запал может пропасть очень быстро. Не только потому, что учеба — это знания, а потому, что изучение Торы — это связь с Всевышним. Можно набраться знаний, очень многое выучить, но этого недостаточно.

Из исторических личностей нашего поколения для меня, безусловно, особо близок Ребе. А из Торы — Йосеф. Но кто нас поставил судьями, кто хороший, кто плохой? Особенно в Торе. Наше дело — учиться.

Хочу жить в Израиле с Машиахом вместе. А пока я здесь — чтобы Машиах поскорее пришел туда. Потому что здесь у меня больше деятельности, чтобы подготовить мир.

Баалей-тшува

Еврейская община Москвы — в первую очередь это баалей тшува. Но есть люди, которым просто дороги еврейские традиции. Как Эдуард Берман (глава Capital Group), который вложил треть требуемых от нас средств на строительство синагоги. Он, кстати, очень ценит нашу ресторанную еду и вообще любит приходить на шабат, если опаздывает — сам делает кидуш. Новорожденному сыну он сделал обрезание. У людей такого ранга есть свое видение мира, в котором они успешны. Но, когда они вдруг видят какой-то параллельный мир чистоты, это их притягивает.

Как-то, уже больше 10 лет тому назад, пришел к нам дедушка, чтобы договориться об обрезании внука. Мы спрашиваем, а как у вас — есть обрезание? Нет. А у сына? Нет. Росли при советской власти. Так как же маленькому делать обрезание, а себе — нет? Так они всей семьей за один час сделали обрезание. Целая семья Качановых. Коэны. Первым сделали обрезание дедушке. Он уже был сандаком на обрезании сына. А сын сразу после этого был сандаком малыша. И если вы подойдете к нашим лифтам на входе, то увидите там табличку от семьи Качановых в память их отцов.

Вообще меня воспитывали по принципу «посланцам заповедей ничего не грозит». Тот, кто идет праведным путем, не должен бояться: он со всех сторон огражден надежными щитами, сотворенными его заповедями. А те, которые боятся… На кого собака бросается в первую очередь? На того, кто от нее бежит!

Для дружбы нужен не набор качеств. Нужно время, когда вы вместе проходите какой-то общий путь. Это не класс, в котором есть главарь и ты должен что-то сделать, чтобы ему понравиться. Дружба, зависящая от конкретных поступков, — это уже не настоящая дружба. Дружба — это когда вы вместе проходите разные жизненные моменты, которые вас сближают.

У нас есть всего 24 часа в сутки. Если ты будешь тратить время, размышляя о том, что ты НЕ хочешь, у тебя не останется времени на то, что ты считаешь нужным. Поэтому старайся сфокусироваться на том, что нужно, чтобы больше успеть. От того, что ты будешь раздумывать о том, что не нужно, нужного не станет больше. Я всегда хочу успевать больше, чем я успеваю!

Ресторан «Иерусалим»

Говоря о кошерном ресторане, нельзя думать категориями «выгодно — невыгодно». Еврейской общине ресторан необходим. Потому что иначе еврей будет чувствовать себя ущербным, если ему будет некуда повести жену вечером, чтобы посидеть вместе, или негде встретиться с компаньоном. Особенно делая первые шаги в иудаизме. Сегодня и неевреи заказывают у нас столик, чтобы посидеть с евреем, который соблюдает кашрут.

Сегодня ассортимент мясной продукции стал более-менее достаточным для работы ресторана. А так Москва не знала баранины. Еще папа рассказывал, что за много лет в Ленинграде видел только трех кошерных баранов. А в Москве оказались горская община, грузинская община. И для них баранина, шашлык — первоочередное блюдо в трапезе. Особенно для горской общины. Настоящую жертвенность проявил Миша Амаев — первооткрыватель, на самом деле. У него был первый кошерный ресторан еще в 1999-м. Достойный ресторан. Назывался он «На Монмартре». Во французской галерее в ЦУМе. Миша доставал баранов, привозил к нам во двор на Бронной. Использовали только переднюю часть.

Потом Сима открыла кафе в синагоге. Потом уже, когда перестраивали синагогу, в ней изначально заложили место для ресторана. Было несколько разных попыток. Доходило до того, что, когда посетители жаловались на качество еды, официантки говорили: «Что вы хотите? Чтобы из кошерного, вымоченного мяса сделали что-то вкусное?»

Нельзя пользоваться лозунгом кошерности в качестве твоего личного продвижения. Если использовать тех, кто кушает кошерно «в качестве заложников», — ничего не получится. Это никогда не принесет тебе прибыль. Нужно делать на таком уровне, чтобы это было привлекательно для всех. Выигрывать обслуживанием, атмосферой, качеством.

Ведь на самом деле вымоченное, высоленное мясо от этого процесса может только выиграть. Если существуют определенные продукты, которые мы не можем использовать (или, например, специально бить быков по спине, чтобы вызвать кровоизлияние для лучшего качества стейка — евреям это запрещено, как и другие издевательства над животными), значит, мы их не используем, но выигрываем на других продуктах, которые можно сделать лучше. Как и в любой кухне.

Но администраторы не хотели вкладывать, потому что сюда почти никто не ходил. А никто не ходил, потому что было невкусно, некрасиво и не было никакого обслуживания. Это естественные вещи. Пока не нашлись те, кто действительно занимается рестораном со всей душой. Мы всегда находимся под контролем, всегда обучаемся, приглашаем специалистов из-за границы. Одной кошерности мало. Кошерность — не синоним экологической кухни и не показатель хорошей птицефабрики. Мы разъезжаем по всему миру, чтобы привезти более качественное мясо.

И мы только радуемся, когда открываются новые кошерные рестораны. Нам очень приятно, когда есть больше разнообразия, куда нам можно пойти покушать. Мы только можем дать совет не использовать «кошер» как бренд. Кошерность идет параллельно с подачей продукции, а не вместо нее.

Я ценю тех людей, которые не безразличны к тому, что они видят. И когда это приводит к действию. Я никогда не смотрю на человека как на раздражителя. Я вижу, что у каждого есть свой определенный набор качеств, который Всевышний в него заложил. Написано «люби ближнего, как самого себя» — как ты себя любишь со своими недостатками, так же люби и ближнего. Это не значит, что негативные качества ты должен сделать главными в человеке, чтобы их любить. Наверняка у него есть еще много хорошего. Сосредоточься на этом.

Нет заповеди «кушать». Потому что это естественно. Есть заповедь «произносить благословение». Есть заповедь «люби ближнего, как самого себя», потому что это — неестественно. Естественно — смотреть на недостатки другого. Чтобы тем самым немножко возвысить себя. Вместо того чтобы признать: у одного есть одни качества, а у меня этих качеств нет. Зато есть другие.

Кошер и глатт

И я, и мой отец — мы сами научились по нужде: чтобы кормить своих детей. И когда папа только-только научился, к нему сразу пристали люди, которые просили, чтобы он и их научил. Потому что они были одного поколения и имели общий язык. С тем поколением, у которого учился отец, у них общего языка не было. Они боялись. Потому что учить это было запрещено.

В свое время отцу приходилось выезжать одному со своим учителем. Может, кто-нибудь согласиться дать порезать хотя бы одного быка в месяц. Официально этого же нельзя было делать. Подворный забой. Птицу покупали на рынке. Ходили на Полюстровский рынок, где запрещено было продавать птицу. Стояли милиционеры. Но торговцы же тоже хотели заработать. И они привозили закрытые чемоданчики с дырками. Якобы там голуби. И мы по торчащим хвостам, оперению научились отличать голубей от цыплят.

Когда мы уезжали в Израиль, речь шла уже о 18 быках на Песах. Отправляли во все города. А сегодня у нас уже не один человек с учеником, а целая группа. Иногда и две группы выезжают. Минимум семь человек. Ведь кроме самой шхиты нужно еще и проверить все органы — ноги, крылья, внутренности. Всю кишечно-желудочную, и легочную, и печеночную часть каждой птицы. Поэтому наша птица почти всегда раскрыта по спинке: зачастую поражение легкого не видно, если вытащить только легкое — оно лежит в воздушных мешках внутри птицы. Есть свои тонкости всего дела. На днях сделали шхиту 8000 цыплят. Только 180 оказались забракованными. Два с половиной процента — это ерунда. На комбинате это уже мочится-солится-разделывается-фасуется. Совсем другое дело.

В чем разница между «кошер» и «глатт-кошер»? Глатт-кошер — это когда к животному нет никаких замечаний. Кошер — когда возникли замечания, но все эти замечания-сомнения алахически решились. Иначе это просто треф. Еще многое зависит от шохета. Точнее даже, от бодека, проверяющего. Насколько у него есть профессионализм проверки. Потому что может быть одно и то же животное, и один проверяющий скажет, что оно годится, а другой забракует.

Задумываться над тем, чего мне не хватает и кем бы я хотел стать? Мне кажется, это, скорее, вопрос для молодых людей на перепутье, которые еще не знают, чем занять свою жизнь и начинают что-то себе придумывать. Когда человек занят делом и получает от этого наслаждение, у него есть достаточно поля для деятельности вместо пустых размышлений. Конечно, мне хочется улучшиться во всех сферах, и я, слава Б-гу, этим занимаюсь. Поэтому знаю, что я — в правильном направлении. Хотя, конечно, во всех направлениях можно еще и еще совершенствоваться. И в преподавании, и в работе с людьми, и в правильном использовании времени — больше времени уделять учебе. А если человеку не в чем совершенствоваться, он должен совершенствовать свои мысли, чтобы разобраться, над чем ему работать. Потому что это уже явный признак, что он сбился с пути. В этом мире всегда есть к чему стремиться.

Каждый из нас иногда думает: «Это слишком высоко. Это ко мне не относится. Это — для людей, которые намного выше меня, которые больше знают». Но Всевышний — самый великий «тренер» в этом мире. И если Он нам доверил утром открыть глаза, то, даже если ты не веришь в свои силы что-то изменить, верь Ему, Который не зря поднял тебя на ноги. Значит, сегодня ты еще можешь что-то изменить!

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>