ТЕЗИСЫ: Февраль 2016


Тезисы 2016

Пока суд Екатеринбурга ищет экстремизм под кипой, американская теннисистка выбирает шаббат. Вавилонский Талмуд впервые выходит на языке Пушкина и Пелевина, в Москве появляются новые общины, а в Одессе архивисты и евреи делят здание синагоги. Прошедший месяц в заголовках.

Держи экстремиста!

В конце февраля Кировский районный суд Екатеринбурга приговорил преподавателя еврейской школы «Ор Авнер» Семена Тыкмана к штрафу в размере 200 тысяч рублей. Тыкман, который – исключительно на основании показаний одной из учениц – отрицательно высказывался о нацистах и идолопоклонниках (о ужас!) объявлен уголовным преступником по статье «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».

Адвокат Анатолий Клейменов любезно согласился прокомментировать приговор, вынесенный его подзащитному: «Тыкман признан виновным не в цитировании каких либо «оскорбительных» стихов из ТАНАХа или за комментарии к ним (в конце прошлого года законом запрещена проверка на экстремизм цитат из Танаха, Библии, Корана), а в своем авторском и никому не навязываемом изложении отдельных вопросов истории религии, допустимость постановки которых и достоверность ответов на которые с религиоведческой, культурологической и библейской сторон подтвердили эксперты защиты. Приговор полностью основан на недопустимых доказательствах, в буквальном смысле от начала и до конца. Я не считаю, что дело завершено приговором суда первой инстанции и поэтому окончательные выводы будем делать по результатам апелляционного рассмотрения, думаю, что не ранее начала апреля».

Трус не играет в пинг-понг

Американка еврейского происхождения Эсти Аккерман с детства занимается настольным теннисом. Ее тренеры предрекают 14-летней ортодоксальной еврейке большое будущее. Однако на прошлой неделе Аккерман нашла в себе силы отказаться от участия в Олимпиаде-2016 – отборочный тур проводился в субботу.

Еврейские новостные сайты назвали поступок девочки «освящением Имени Всевышнего». Вне всякого сомнения, выбор в пользу шаббата является абсолютно правильным в сложившейся ситуации. Вместе с тем, стоит отметить, что к профессиональному спорту как таковому у иудаизма, а также у любавического хасидизма, к которому принадлежит Эсти, издавна отрицательное отношение.

Спорт как часть здорового образа жизни — это прекрасно, но не более того. Не стоит превращать клюшку, велосипед или волан в инструмент для выстраивания карьеры. Олимпиады, спартакиады и прочие чемпионаты представляют собой игрища, в которых спортсмены выполняют роли малозначительных персонажей на празднике культа тела. Лозунг «Быстрее, выше, сильнее» должен в первую очередь относиться к духовному росту.

Поэтому Эсти Аккерман хочется поздравить со сделанным выбором, а также напомнить, что спортом надо заниматься исключительно ради себя, а не ради одобрительного свиста фанатов. Спорт — ради жизни, но не жизнь — ради спорта.

Политик против мецената

В Израиле немалую бурю вызвал законопроект, поданный сефардской религиозной партией ШАС, согласно которому празднования в честь победы над нацизмом следует проводить не 9 мая, а 26 ияра. И ветераны, и члены их семей посчитали этот шаг нетактичным, как минимум. Ведь именно День Победы объединяет однополчан, которых судьба разметала по миру и сплачивает поколения.

Лидер общины горских евреев, известный бизнесмен и меценат Герман Захарьяев расставил все точки над «и». Именно Захарьяев, как известно, был инициатором внесения в еврейский календарь Дня Спасения и Освобождения — даты, символизирующей победу над нацизмом и освобождение силами Красной армии узников концлагерей. По словам Германа Захарьяева, он связался с депутатом ШАС Йоавом Бен-Цуром и отметил, что 26 ияра не должно отменять 9 мая. В календаре две этих даты могут существовать вполне гармонично — День Победы, подчеркивающий исторический смысл произошедшего, и День Спасения и Освобождения, знаменующий религиозный и надприродный аспекты события.

Что же касается партии ШАС, в ее истории было немало поспешных решений, опрометчивых ляпов и сомнительных поступков. В конце концов, если меценат заботится о людях, политики в первую очередь занимаются своей карьерой. Законопроект подал, бучу поднял, дополнительные очки заработал.

Москва еврейская

Минувший месяц был богат общинными новостями. В Сокольниках в помещении семинара «Махон ХоМеШ» была открыта миква для еврейских женщин, проживающих в окружающих районах. На свет появилась новая община: раввин Мамаш Скалка вдохнул новую жизнь в общину на станции метро «Университет». Да и церемония «Шева брахот» после свадьбы дочери главного раввина России Берла Лазара тоже послужила отправной точкой для открытия нескольких новых еврейских общин столицы.

В воздвигнутом не так давно религиозно-культурном центре «Жуковка» на Рублево-Успенском шоссе открылась мужская миква и итальянский ресторан. А еще стал местом, в котором прошел съезд центров ХАБАД-Любавич. В этом массовом мероприятии приняли участие 250 человек, включая глав 24 синагог, гостей и спонсоров.

Одной из самых крупных новостей в сфере распространения еврейских традиций стало сообщение о начале перевода Вавилонского Талмуда на русский язык. На днях вышел в свет первый том Вавилонского Талмуда на русском языке (трактат «Брахот»), сделанный издательством «Книжники» при поддержке Федерации еврейских общин России. Перевод с иврита и арамейского языков вышел в рамках нового масштабного переводческого проекта серии издательства «Библиотека еврейских текстов» и был осуществлен р. Реувеном Пятигорским. Отрадно, что представители хасидских и литовских течений иудаизма вместе работают над столь важным проектом.

Синагога возвращается?

Областной совет Одессы намерен вернуть еврейской общине здание бывшей Бродской синагоги, в котором сейчас размещается облархив. Здание получит еврейская религиозная организация «ХАБАД-Шомрей Шабос». Представитель облсовета заявил порталу «Думская», что пока архив никто выселять не планирует. «Это чисто политическое решение, которое надо принять хотя бы для того, чтобы иудеи начали собирать спонсорские средства на капремонт синагоги. Архив переедет только тогда, когда мы найдем для него новое помещение», — отметил представитель совета.

Раввин Ишайя Гиссер отнесся к этому решению скептически: «Дело в том, что я в свое время отказался от подобного предложения, сделанного мне. Объясняется это тем, что таким хитрым образом хотели решить вопросы не справедливости, вернув ворованное хозяевам, а проблемы архива. Здание это разваливается, железобетонные перекрытия, сделанные для нужд архива и уничтожившие зал с хорами, угробили и фундамент и стены. Они не были рассчитаны под такую тяжесть. Восстановительные работы сделают стоимость строения поистине золотой».

Здание Бродской Синагоги построили в 1860 году по проекту архитектора Колловича. Она стала первой на юге империи хоральной синагогой, в которой богослужение проводилось с музыкальным сопровождением. В 1920-х годах в Одессе закрыли все существующие на тот момент семь синагог. В Бродской разместили еврейский клуб. После Второй мировой войны здание передали архиву. Обсуждение возвращения здания еврейской общине ведутся с 1990-го года.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>