ГЕРМАН ЗАХАРЬЯЕВ: 26 ИЯРА — ЕВРЕЙСКИЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ


Герман Захарьяев на трибуне Кнессета (фото: Илья Иткин)

В еврейском религиозном календаре с недавних пор есть новая дата — День спасения и освобождения. Она отмечается 26 Ияра, поскольку именно этот день соответствует 9 мая 1945 года. Инициатор появления новой даты — президент Международного благотворительного фонда горских евреев СТМЭГИ Герман Захарьяев — уверен, что 70 лет назад освобождение Европы от нацистского ига стало спасением из рук фашистских палачей и началом новой эры в истории еврейского народа — он возродился и смог вернуться в собственную страну.

О причинах появления нового праздника

В конце 1990-х День Победы стал в Израиле официальным праздником. Но обычно отмечают его, устраивая торжественные шествия, только ветераны и их родственники, так что едва ли его можно назвать настоящим всенародным праздником. К сожалению, с каждым годом тех, кто участвовал в войне, все меньше, а с их уходом стирается и историческая память. Мы хотим, чтобы цепочка передачи важнейших для еврейского народа исторических знаний не прерывалась. Тем более что в некоторых европейских странах нарастает печальная тенденция роста терпимости к нацистской идеологии, ее все чаще называют всего лишь пережитком прошлого, одним из множества политических течений. К смешным старикам, марширующим под знаменами «Ваффен-СС», теперь принято относиться снисходительно, а Красную армию, освобождавшую Европу от фашизма, некоторые открыто называют большевистскими захватчиками.

Но, даже если с годами будут переписаны учебники в других странах, израильская молодежь просто обязана знать правду о войне, знать, кто именно спас наш народ от полного уничтожения. Потому-то и возникла идея увековечить новейшую историю евреев в религиозном календаре.

Почти все наши праздники связаны с тем, что мы сумели выжить, когда кто-то пытался поработить или уничтожить нас. Выжить, благодаря надежде и вере в то, что Всевышний не оставит свой народ. А ведь то, что произошло во время Второй мировой войны, полностью подходит под это описание. В последние годы я много обсуждал это с раввинами России и Израиля, уважаемыми мудрецами Торы, и все они были согласны с тем, что 9 мая 1945 года — это важнейшая веха в нашей истории, и она должна быть отмечена в еврейском календаре.

Об отличии от других памятных дней

Да, евреи отмечают День памяти жертв холокоста. Для нас это день великой скорби, мы никогда не забудем о шести миллионах мужчин и женщин, женщин и детей, уничтоженных с чудовищной жестокостью в гетто и концлагерях. Ну а День Победы ассоциируется у нас с большим парадом на Красной площади, с гвоздиками для ветеранов. 26 Ияра не заменяет, а лишь дополняет эти дни. Это памятная дата для евреев всех стран. Этот день нужно проводить весело и радостно, как Песах, Пурим или Хануку, вспоминая о чудесном освобождении нашего народа.

О том, где и как будут отмечать праздник

2015-й — особенный год, мы отмечаем 70-летие Великой Победы. Поэтому торжества, приходящиеся в этом году на 15 мая, пройдут не только в России и Израиле, но и по всему миру, в том числе и в странах Балтии, и на Украине, где число жертв холокоста огромно. Мы хотим, чтобы с годами этот день отмечали евреи всего мира, и многое делаем для этого. Например, в прошлом году устроили презентацию 26 Ияра в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, пригласили туда не только дипломатов и чиновников, но и ветеранов и представителей разных общин.

Мы отмечаем 26 Ияра уже во второй раз, впервые торжества прошли в прошлом году. Так, в Израиле мы начали в честь этой даты написание трех свитков Торы, и в этом году они будут внесены в важнейшие для евреев места: в синагогу у Стены Плача, в кнессет Израиля и в школу мудреца Торы Хаима Каневского. Мы снова проведем серию концертов, молодежных мероприятий, конференций, фестивалей. Разумеется, в центре празднования будут те, благодаря кому оно возможно, — ветераны. Участие в торжествах примут и главные раввины, и прихожане синагог, и студенты ешив, и интеллигенция, и представители творческой элиты, и политики, и официальные лица.

Сейчас мы проводим масштабное социологическое исследование, чтобы понять, какие традиции ежегодного празднования будут поддержаны еврейским сообществом. У нас есть копилка идей, которая постоянно пополняется, но раскрывать все секреты пока рано.

О подготовительной работе

Мы практически сразу добились поддержки нашей идеи со стороны организаций еврейских ветеранов. Сложнее было получить одобрение главных раввинов Израиля, им нужно было объяснить — почему так важно внести изменения в еврейский религиозный календарь, который веками оставался неприкосновенным. Мне пришлось много ездить, встречаться с людьми, рассказывать о нашей идее, отвечать на вопросы. Стоит отдельно поблагодарить тех, благодаря кому 26 Ияра появилось в еврейском календаре. Это бывший главный раввин Израиля Исраэль Меир Лау и нынешние главные раввины Давид Лау и Ицхак Йосеф, глава израильского МИД Авигдор Либерман, спикер кнессета Юлий Эдельштейн, главные раввины Европы во главе с президентом Конференции европейских раввинов Пинхасом Гольдшмидтом, Российский еврейский конгресс, музей Яд-Вашем, Всемирная сионистская организация, ветеранские организации Израиля и многие другие.

Если бы и администрация российского президента сочла возможным поддержать нашу инициативу, это очень помогло бы общему делу. Ведь еще один способ отметить победу над фашизмом мог бы стать отправной точкой для объединения нашего общества, для консолидации и совместной борьбы с ксенофобией и экстремизмом.

О подвиге горских евреев

Нет точных данных о том, сколько горских евреев воевало, но есть статистика о погибших и пропавших без вести — это около 4000 человек, то есть примерно 12% членов горско-еврейской общины, в которой в начале 1940-х годов числилось около 35 000 человек. Это огромная цифра.

Горские евреи живут в окружении кавказских народов и заимствовали у них многое, в том числе доблесть и отвагу. Два члена нашей общины — Исай Иллазаров и Шатиэль Абрамов — вернулись с войны со звездой Героя Советского Союза.

Хорошо известен подвиг горского еврея Хискиля Пинхасова. Полк, которым он командовал, вел бои неподалеку от Нальчика, когда разведка донесла ему, что фашисты собираются полностью уничтожить еврейскую общину города. И 4 января 1943 года, всего за пару часов до назначенного времени расправы, подразделения Пинхасова взяли Нальчик. Понимая, что может произойти страшная трагедия, он принял экстренное решение об атаке самовольно, без приказов и согласований с командованием — вот это и есть настоящий кавказский характер!

О личном отношении к войне

В моем родном поселке Красная Слобода война коснулась каждой семьи. Некоторые матери навсегда проводили на фронт пятерых-шестерых сыновей и мужа.

Мой дед, Хагай Захарьяев, воевал с самого начала и до конца войны, получил много орденов и медалей, вернулся домой и прожил долгую жизнь. Я всегда считал его необыкновенно сильным и мужественным человеком.

О Западе и Дне Победы

Какими бы ни были отношения западных стран с современной Россией, они не могут не признавать историческую правду, ведь она только одна — это советские воины водрузили красный флаг над Рейхстагом! Я допускаю, что могут быть споры о том, на какую именно дату приходится День Победы — 8 или 9 мая. Но вот тут-то как раз еврейское сообщество способно дать свой ответ, который приведет всех к консенсусу, — 26 Ияра. Уверен, что мир не может отвергнуть этот праздник.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>