ФЕОР против Бней-Брака


Шериф придет, порядок наведет!

Сменяются века, но в копилке юмора неизменно остается следующий анекдот. Человек в кипе пристально изучает газету. На него недоуменно смотрит собрат по вере: «Почему вы читаете это (называется известное антисемитское издание), а не (упоминается местный еврейский печатный орган)?» Человек оживляется: «Потому что у нас пишут, как все плохо. Банкир Кац разорился, Рабинович вчинил иск Хаймовичу. И так далее, и тому подобное. А открываешь эту газету — евреи захватили полмира и претендуют на вторую половину!»

Вопреки шутке, в которой, как известно, есть доля правды, недавнее выступление раввина А.М. Бороды на федеральном телеканале «Россия-К» было посвящено как раз внутриеврейским разборкам. Российские зрители услышали о реальных проблемах географически и ментально далеких Бней-Брака и Меа Шеарим. Ультраортодоксы не служат в армии, не платят налоги, бросают камнями в светских.

Слова р. Бороды — в некотором роде сенсация. Главы еврейских общин диаспоры обычно если и критикуют, то государственную израильскую политику или бюрократию. В отношении всех остальных соблюдается коллегиальность. С другой стороны, движение ХАБАД, к которому принадлежит ФЕОР и лично Александр Моисеевич, никогда не занималось лакировкой иудаизма, демонстрируя религиозную жизнь со всеми белыми и черными полосами.

Другое дело, что проблематику израильского общества невозможно изложить в телевизионном формате, претендующем на лаконичность. Ультраортодоксы не платят налоги? Бывает. Но в списке рекордсменов черного нала значатся всё же арабы, у которых получение всевозможных социальных пособий отлично сочетается с трехэтажной виллой и дорогущими автомобилями возле нее. Среднестатистические укрыватели налогов в лапсердаках — это нищие студенты ешив, которые в свободное время занимаются крайне неквалифицированным трудом.

Ультраортодоксальное общество не работает? Да, на рынке труда находятся 56% мужчин-ультраортодоксов по сравнению с 90% среди всех остальных. Однако совсем недавно в престижном финансовом издании появилась статья о том, какие проблемы испытывают дипломированные выпускники высших учебных заведений в кипах и с пейсами. Израильская версия мультикультурализма весьма урезана. Явная дискриминация в отношении граждан восточного происхождения завершилась лишь в 80-х после победы партии «Ликуд», в академических кругах «неправильные» политические взгляды не принято афишировать до сих пор, а ультрарелигиозному еврею, который выглядит соответствующим образом, будет дан вежливый, но однозначный поворот от ворот. Потому что чужак, а чужаков принято бояться, даже если они такие же сабры, как и работодатель.

Наиболее проблематичной является ситуация с призывом в армию. Парадоксальным образом, ровно те же общественные деятели, которые требуют железной рукой загнать ультраортодоксов в окопы, на все лады повторяют термин «адата». Это словечко, которое переводится с иврита как «превращение чего-либо в религиозное», обозначает страх, вызванный наличием солдат и офицеров в вязаных кипах. Полковник Офер Винтер накануне боя процитировал молитву «Шма Исраэль», и армейские чины в унисон с журналистами вопят: адата! Религиозный — совсем не «ультра» — рядовой попросил разрешения выйти из зала во время выступления певицы, и телевидение в прайм-тайм рассуждает об угрозах, которые иудаизм представляет для феминизма.

Когда вооруженные силы испытывали реальную нехватку рук, способных держать автомат, ультраортодоксы отправлялись на призывные пункты добровольно. До образования Израиля среди членов боевых организаций «Хагана», «Эцель» и «Лехи» были будущие раввины и депутаты Кнессета от ультрарелигиозных партий. Во время Войны за независимость солдаты в кипах и без них воевали бок о бок. Сейчас же достаточно прогуляться по некрупной военной базе, чтобы обнаружить скучающую стайку секретарш, поваров, которые служат по графику «неделя на базе, неделя дома», верзил, откосивших от боевых частей путем несложной симуляции, и так далее. В массе своей тщедушные ешиботники нужны армии только для одного — для перевоспитания в либеральном духе, довлеющем над израильским обществом в целом.

Поэтому по фактам Александр Моисеевич прав. Но настоящий цимес скрывается в подробностях.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>