ЭЮБ КАРА: «Хороших парней здесь нет…»


Эюб Кара

Ситуация вокруг Израиля и на Ближнем Востоке в целом настолько запутанна, в ней участвует столько «игроков», что стороннему наблюдателю подчас трудно разобраться, кто прав, а кто виноват, как невозможно понять и кто же за кого и против кого воюет. Одним из таких важных «игроков» в ближневосточных войнах являются друзы — народ со своей уникальной религией и историей, проживающий на территории современного Израиля, Сирии, Ливана, Иордании и других стран. О том, как выглядит все происходящее на Ближнем Востоке с точки зрения израильских друзов, да и как вообще живется друзам в Израиле, мы решили побеседовать с одним из лидеров друзской общины, замминистра Израиля по региональному развитию Эюбом Карой.  

 — Господин Кара, незадолго до нашей беседы израильская прокуратура представила в суд обвинения против двух жителей друзской деревни, обвиняемых в нападении на машину армейской скорой помощи, перевозившей двух раненых сирийских повстанцев, и убийстве одного из них. Как вы лично расцениваете это нападение и арест участников линча?

— Тут как раз все просто. Я — друз и гражданин Израиля одновременно. Оба эти факта для меня нераздельны, и между ними нет никакого противоречия. Как израильтянин, я убежден, что в правовом государстве все должны быть равны перед законом, и тот, кто совершил преступление, должен за него ответить — идет ли речь о еврее, арабе или друзе. Как друз, я убежден в этом вдвойне, поскольку эти люди своими действиями нанесли ущерб друзам, живущим в Сирии, и имиджу друзов вообще, но главное — они нарушили закон нашего народа, запрещающий нападать на беспомощного человека и убивать его. Даже если этот человек — твой злейший враг. Так что никаких сантиментов по отношению к этим представителям моего народа у меня нет и быть не может.

— Как вы оцениваете сегодняшние взаимоотношения между друзами и евреями, между друзами и Государством Израиль?

— Прежде всего, мне бы хотелось заметить, что дружба, и я бы даже сказал — братство, между друзским и еврейским народами не является чем-то новым в истории. Больше того: по сути дела друзы — это часть народа Израиля. Я знаю, что пишут о нас в учебниках истории, но мы сами твердо убеждены, что являемся потомками пророка Итро — тестя пророка Моисея, который пришел в еврейский лагерь сразу после Синайского откровения и затем принял иудаизм. Многие даже не представляют, насколько друзская религия близка к иудаизму. Да, в течение нескольких столетий большинство друзов были мусульманами, но лишь потому, что нас принудили принять ислам, и мы исповедовали его из страха. Были, кстати, и друзы-христиане. Но примерно тысячу лет назад мы решили вновь стать теми, кем являемся на самом деле, и с этого времени возродились как народ. С того момента, как евреи решили возродить свое государство, друзы их всячески в этом поддерживали. Мой дед был служащим «Керен ха-Йесод» — организации, стоявшей во главе процесса подготовки к созданию Государства Израиль. Один из моих дядьев со стороны отца был убит в 1939 году арабами «за сотрудничество с евреями». Второй дядя погиб, сражаясь бок о бок с евреями против арабских бандитов в 1946 году. И почти каждая друзская семья может привести вам подобные примеры из своей родословной. Кстати, порядка 400 лет назад, во времена Турецкого правления, у друзов было что-то вроде своего государства, и два высших поста в нем — министра обороны и министра финансов — занимали евреи. Я думаю, одним этим фактом сказано все. Мы — братья. Мы живем в Израиле и сделаем все, чтобы еврейское государство продолжало и дальше существовать. И следует отметить, что только в Израиле друзы чувствуют себя равными среди равных. Только здесь представитель нашего народа может получить генеральские погоны и командовать полками и бригадами. Безусловно, мы все это понимаем и ценим.

— Тем не менее наверняка у израильских друзов есть свои специфические проблемы, трения с властями страны. Какие из этих проблем кажутся вам наиболее актуальными?

— Наиболее остро сегодня стоят проблемы, связанные с землепользованием. На протяжении многих десятилетий друзским деревням и поселкам не выделяется новых участков земли; их административные и территориальные границы остаются неизменными. Между тем население растет, и когда, к примеру, демобилизовавшийся из армии солдат хочет жениться и построить свой дом, он по определению не может это сделать на законных основаниях. Так что же — не создавать новых семей?! В результате наша молодежь вынуждена строить дома незаконно, и тут начинаются всевозможные штрафы и суды. Больше того — к незаконным домам нельзя подсоединить воду, газ и электричество. Таким образом, наша молодежь, которая, повторю, служит в армии, то есть отдает свой долг государству, а затем всячески содействует его развитию, чувствует себя загнанной в угол. Это гигантская проблема! В последнее время были выделены десятки миллионов шекелей на развитие инфраструктуры друзских населенных пунктов, земли у нас от этого не прибавляется. Сейчас в качестве замминистра я пытаюсь эту проблему решить, но сказать, что я настроен по данному поводу оптимистично, не могу. Вторая проблема — высокий уровень безработицы среди друзов; в первую очередь среди женщин. Здесь тоже существует стереотип, согласно которому друзы считают, что женщины не должны работать, так как их задача — хранить домашний очаг и воспитывать детей. Поверьте, это не так. Будучи частью израильского общества, мы воспринимаем и его образ жизни. Многие друзские женщины хотят работать, но если мужчины еще находят работу в армии, в системе безопасности, в частном секторе, то у женщин такой возможности нет. Поэтому я настаиваю на том, чтобы правительство инвестировало, наконец, деньги в создание новых рабочих мест в районах компактного проживания друзов, объявило бы их районами развития, предоставило бы бизнесменам, которые готовы построить там предприятия, налоговые скидки и прочие льготы и т. д. Еще одной проблемой было то, что за последние 400 лет на территории современного Израиля не было построено ни одного нового друзского населенного пункта. На днях правительство с подачи вашего покорного слуги наконец утвердило создание нового друзского поселка. Теперь крайне важно сделать так, чтобы в самое ближайшее время началось его строительство.

— Как вы оцениваете происходящее сегодня на Ближнем Востоке вообще и в Сирии в частности? И не могу не удержаться от любимого русского вопроса — кто в этом виноват?!

— Персональную ответственность за происходящее, на мой взгляд, несут два человека. Первый — это президент США Барак Обама, с подачи которого началась «арабская весна». Тезис о том, что арабским странам нужна демократизация, был изначально методологически ошибочен. Была ли эта ошибка сделана по неведению или злонамеренно — это другой вопрос, он сейчас не обсуждается. Но изначально было ясно, что в силу национальной ментальности арабов, исторических и прочих особенностей развития демократия отнюдь не является оптимальным методом правления для этих стран, а резкое отстранение от власти таких фигур, как Мубарак или даже Каддафи, ни к чему хорошему не приведет. Второй человек, несущий ответственность за происходящее в нашем регионе, — это президент России Владимир Путин. Я убежден, что на первом этапе развития гражданской войны в Сирии был шанс добиться некого мирного урегулирования конфликта ценой отстранения от власти Башара Асада. Я много встречался по этому поводу с представителями Путина, мы обсуждали возможные варианты решения, но потом мне стало ясно, что именно Путин лично «не готов сдать Асада». После этого какое-либо продвижение на данном направлении стало невозможным.

— Некоторые израильские политологи утверждали, что для Израиля предпочтительнее сохранить режим Асада, чем если к власти в Сирии придет ИГИЛ.

— Следует понять, что среди тех, кто борется сегодня за власть в Сирии, нет «плохих» и «хороших» парней. Они все однозначно «плохие». За режимом Асада стоит Иран, и этим, на мой взгляд. Все сказано. ИГИЛ — это чудовище. Сегодня Израиль соблюдает нейтралитет по отношению к происходящему в Сирии, и, на мой взгляд, это — самая правильная позиция. Мы не должны вмешиваться в этот конфликт настолько долго, насколько это будет возможно. Вместе с тем как друз я не могу безучастно смотреть, как по ту сторону сирийской границы убивают детей моего народа. Поэтому предпринимаю все возможные усилия, в том числе и внутри Сирии, чтобы предотвратить пролитие крови друзов, христиан и евреев.

— И евреев?!

— Да, и евреев. Их в Сирии осталось мало, можно сказать, всего несколько человек, но они есть. С одним из них мне недавно довелось побеседовать. К сожалению, далеко не обо всем я могу говорить, но, поверьте, если бы израильская армия не стояла бы сегодня на Голанских высотах, ситуация была бы куда хуже.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться ситуация вокруг Сирии и Ирака в ближайшее время?

— Разумеется, прогнозировать ситуацию с большей или меньшей точностью сегодня не может никто. Асад потерял половину страны, дезертирство в его армии приняло массовый характер. В результате каждая этническая группа Сирии — курды, друзы, христиане и даже алавиты, к которым принадлежит Асад, — вынуждена защищать себя от экстремистов своими силами. Возможно, Асад сохранит контроль над частью страны, но, думаю, в итоге Сирия будет разделена на множество областей, контролируемых различными отрядами национальной самообороны. Ясно одно — прежней Сирии, несмотря на все упование Москвы, уже не будет. Асад — уже сбитая фигура на политической и военной шахматной доске, даже если кому-то кажется, что он все еще стоит на своей клетке.

— Насколько ИГИЛ угрожает сегодня самому существованию Израиля?

— Сиюминутной угрозы, если вы это имеете в виду, безусловно, нет. Армия Израиля достаточно сильна, чтобы поставить ИГИЛ в его нынешнем виде на место. Но миру следует понять две вещи. Во-первых, ИГИЛ — это даже пострашнее немецкого нацизма, хотя страшнее, казалось, ничего быть не может. Достаточно вспомнить, как они отрезают людям головы и сжигают их заживо, чтобы понять: это — та же чума, только не коричневая, а черная. Во-вторых, Запад должен понять, что ИГИЛ — это угроза не только Ближнему Востоку, но и всему человечеству. У ИГИЛ уже сегодня есть отделения по всему миру; если он добьется успеха в Ираке и Сирии, то пойдет дальше. Но даже если все ограничится нашим регионом, мусульманские беженцы из него рано или поздно затопят Европу, и это тоже будет означать ее конец. Они обязаны это понять и начать действовать более активно, чем сегодня. В противном случае война между шиитским Ираном и суннитским ИГИЛ перерастет в мировую.

— Как это может сказаться на взаимоотношениях Израиля с мусульманским миром?

— Это, безусловно, создает новую почву для сотрудничества между Израилем и Египтом, Саудовской Аравией, Иорданией и другими странами. Логика тут проста: они понимают, что Израиль никак не угрожает их существованию, а вот ИГИЛ угрожает. Сближение на этой почве идет. Несколько особняком в силу известных всем причин в этом процессе налаживания отношений с Израилем стоит Турция. В ближайшие дни я как раз направляюсь в эту страну, чтобы нащупать почву для возможного сближения и примирения. Не уверен, что мы достигнем такого примирения в этот раз, но рано или поздно это произойдет. У Эрдогана, как бы антисемитски он бы ни был настроен, не остается иного выхода: рано или поздно он поймет, что с одной стороны Турции угрожает Иран, с другой — ИГИЛ, с третьей — иные силы, и Израиль является единственным надежным союзником перед лицом этих угроз. В политике как в шахматах: есть ситуации, когда ты вынужден сделать определенный ход, даже если он тебе не нравится.

Наша справка

Эюб Кара родился в 1955 году в деревне Дальят-эль-Кармель под Хайфой. Инвалид Армии обороны Израиля, службу в армии завершил в звании майора, принимал участие в первой Ливанской войне. В боях этой же войны его младший брат был убит, а старший получил крайне тяжелое ранение. Окончил юрфак колледжа в Кирьят-Оно и факультет политологии Тель-Авивского университета. Женат, имеет шестерых детей. С 1996 года — депутат кнессета от правой партии «Ликуд». Был категорическим противником соглашений с палестинцами и одностороннего выхода Израиля из сектора Газы. Активный противник нелегальной иммиграции в Израиль.

10 фактов о друзах

  1. В настоящее время в мире насчитывается свыше 1,5 млн друзов. Из них 865 000 живут на территории Сирии, 280 000 — Ливана, 20 000 — в Иордании, 118 000 — в Израиле и еще свыше 100 000 — за пределами Ближнего Востока, в том числе в США и Канаде.
  2. Согласно историкам, начало созданию друзской общины было положено в 1017 году, когда египетский халифа аль-Хаким начал проповедовать реформистскую версию ислама, бывшую по сути дела новой религией. В 1021-м аль-Хаким бесследно исчез, а его последователи провозгласили его реинкарнацией Всевышнего, который вернется в конце времен.
  3. Примкнуть к последователям новой веры можно было до 1043 года. После этого «распахнутые ворота» были закрыты и объявлено об образовании друзского народа. С тех пор никто не может стать друзом, а друз, изменивший вере предков, подлежит смерти. В то же время публично отказаться от друзской религии ради спасения жизни разрешается.
  4. Большинство друзов ведет светский образ жизни и не знакомы с канонами своей религии. Изучением священных книг занимается узкая группа посвященных шейхов, считающихся духовными лидерами народа.
  5. Одним из столпов религии друзов является вера в переселение душ. Время от времени в СМИ появляются публикации о рождении в друзских деревнях очередного ребенка, который помнит обстоятельства своей прежней жизни, имена своих родственников, причины своей смерти и т. д.
  6. Друзы не посещают могил близких и не ставят надмогильных памятников: ведь смерть — это просто сброс душой одной телесной оболочки, чтобы надеть следующую; нечто, подобное смене одежды.
  7. У друзов нет обязательных молитв и постов.
  8. В 2014 и 2015 гг. школа в друзской деревне Бейт-Джан заняла первое место в Израиле по количеству выпускников, успешно сдавших экзамен на аттестат зрелости.
  9. Большинство работающих в Израиле друзских ресторанов кошерны. Надзор за кашрутом в них осуществляется, как правило, местным раввинатом.
  10. Командиром израильской бригады «Голани» в настоящее время является друз — полковник Расан Элиан, ставший после операции «Несокрушимая скала» национальным героем Израиля.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>