ЦВИ ВАССЕРМАН: «Младшие офицеры» у руководства Торы


Главные раввины Израиля у президента Ш. Переса

Прошедшие выборы «главных раввинов Израиля» ненадолго привлекли внимание СМИ к институту главного раввината Израиля. О статусе раввината и главных раввинов русскоязычная публика имеет не вполне ясное представление, и, несомненно, эта тема заслуживает дополнительного освещения.

Прежде всего, главный раввинат является государственным учреждением, а все его сотрудники госслужащими. Он был создан еще во времена британского мандата с целью предоставлять религиозные услуги еврейскому населению Палестины, а затем и Государства Израиль, подобно тому как государство в новое время (последние 180–200 лет) берет на себя многие функции, которыми оно в более древние времена не занималось: обеспечение общественного порядка, здравоохранение, образование и т.п. И такие услуги раввинат предоставляет: с его помощью евреи Израиля женятся, обрезаются и хоронятся, в его судах судятся и разводятся, они же принимают неевреев в евреи. Раввинат отвечает за функционирование синагог, микв и системы кашрута, не являясь, впрочем, монополистом в предоставляемых им услугах. Короче, главный раввинат обеспечивает евреев многими вещами, необходимыми для жизни религиозных и не очень религиозных евреев, но, как и многие бюрократические учреждения, несвободен от недостатков: не все чиновники компетентны, не все готовы пожертвовать личными интересами ради общественных, да и коррупция существует — а какое госучреждение от нее свободно?!

Русскоязычные евреи в массе своей (это я знаю по долгому опыту), не будучи осведомленными в этом вопросе, считают главных раввинов важными фигурами в жизни религиозной общины, рассуждая: раз главный раввин, значит, главный еврей. Как в армии. Но они главенствуют лишь над собственным учреждением, а не над всем еврейским соблюдающим миром. Там своя иерархия: действительными главами народа являются гдолей адор, великие знатоки Торы в своем поколении, рошей ешивот, главы ешив, воспитывающие следующее поколение мудрецов, поским, устанавливающие алаху в тех областях, где она еще не определена или где существуют значительные расхождения в решениях мудрецов прошедших поколений. И в этой иерархии наши главные раввины могут занимать и высокое (рав Овадия Йосеф) или вполне почтенное место (рав Амар) или находиться в звании «младших офицеров» (рав Мецгер). В любом случае в их функции не входит руководство миром Торы, но лишь эффективное функционирование вверенных им институтов.

Если так, скажете вы, отчего же вокруг последних выборов разыгрывались такие страсти? Ну, во-первых, страсти-то были не очень большие, хотя СМИ старались устроить экшен. А во-вторых, все причины некоторого кипения лежали в области политической, довольно далеко и от алахи, и от идеологии. Тут и старое противостояние между харедимной и национально-религиозной общинами, и желание теснимых по всем фронтам харедим щелкнуть по носу молодых фаворитов Лапида и Беннета путем недопущения их кандидатур. Но основное — это желание определенных кругов, чтобы сотни, если не тысячи чиновничьих должностей заняли их представители, а не креатуры оппонентов. То есть схватка шла за должности, зарплаты, пенсии, привилегии. Для нас с вами ситуация почти не изменилась бы, мы даже не заметили бы, кто нынче занимает то или иное кресло. Правда, все это при условии, что победитель не будет проводить слишком далеко идущие реформы (слово «реформа» по отношению к еврейской жизни вообще ругательное), если не будет резать и перекраивать жизнь евреев по Торе «в соответствии с требованиями времени и кнессета». Слишком резкие популистские действия могут привести к разбиению еврейства Израиля на несколько разрозненных фрагментов. Без Торы и пунктуального соблюдения еврейского закона поддержание единства еврейского народа сделается невозможным.

 

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>