ЦВИ ВАССЕРМАН: Чего ждать от Ватикана


Раввины КЕР и представители РЕК на встрече с Папой Римским в Ватикане (20.04.15)

Евреев больше не считают чудовищами с хвостами и рогами под кипой. Однако до адекватного отношения католической церкви к тем, кого она преследовала сотни лет, далеко. Стоит ли пытаться искусственно примирить носителей юдофобской идеологии и прекраснодушных, да еще и религиозных, иудеев?

 

За прошедшие со дня окончания Второй мировой войны 70 лет Ватикан силы и влияния своего не увеличил, а даже несколько растерял. Говоря советским языком, за это время «больше дивизий у Римского Папы не стало». В Европе его уже давно не принимают, только в Латинской Америке и на Тихом океане еще иногда приглашают побыть свадебным генералом. Только в Израиле и вообще в еврейских властных кругах бытует до сих пор мнение о влиятельности «святого престола» и ценности поддержания с ним контакта. Однако евреи постоянно забывают, что католической церкви уже без малого 2000 лет и за это время она успела превратиться в очень консервативную организацию, внутри которой время и все процессы в нем текут о-о-очень, очень неспешно. Так что никто особенно из этого заблуждения рубашки себе не соткал.

На изменение в позиции Ватикана часто указывают в связи с опубликованной в 1965 году известной энцикликой Nostra aetate, провозгласившей переворот в отношении католической церкви к евреям. Но люди обычно не обращают внимания на то, как медленно мелят ватиканские жернова: 20 лет понадобились консервативным католикам, чтобы наконец-то перестать считать богоугодным делом изображения евреев с рогами и хвостом. Вообще первые послевоенные десятилетия стали медовым месяцем для атеистической сионистской пропаганды. Зверский антисемитизм временно вышел из моды, и кое-кому даже показалось, что навсегда. Большинство политиков, журналистов и прочих медийных людей полагали тогда, что евреи по-честному и безоговорочно приняты в «мировое сообщество». Но, увы, все изменения к лучшему оказались быстротечными и закончились, еще не успев толком начаться. Прошло еще 50 лет со дня опубликования «нового подхода к евреям», но этот новый подход не может предъявить никаких других побед, кроме пиаровых: неприятие еврейской веры как таковой не может нарушить и отменить никакой, даже самый либеральный католицизм.

И в еврейских кругах всякие контакты с представителями Ватикана долгое время оставались табу. Лишь израильские политики и дипломаты, долгие годы страдавшие от международной изоляции, с томлением взирали на мировую политическую арену, выглядывая там каждый малюсенький значок ватиканской расположенности. Но с тех пор и на политической арене (нет, не в Ватикане!) произошли большие изменения, даже служивых израильтян особенно не волнует тот факт, что, посещая Святую землю, Римский папа придает своему визиту черты частного визита пилигрима, лишенного всякой официальности.

К чему я это клоню? К тому, что некоторую, пусть и небольшую прессу получил визит в Ватикан группы европейских раввинов, возглавляемой главным раввином Москвы Пинхасом Гольдшмидтом. Кое-кто даже назвал его историческим. Но, чтобы какое-то событие приобрело исторический масштаб, его участники должны МОЧЬ и ЖЕЛАТЬ произвести какие-то изменения к лучшему. Но невозможно ожидать от участников событий, чтобы они перестали быть самими собой. За прошедшие 70 лет официальный Ватикан прошел гигантский путь от политики полного неприятия еврейства («Поверженная синагога») к скривленной полуухмылке в сторону Иерусалима (толстовское «Трудно любить еврея, но надо…). Да и начали мы статью с заявления о переоценке многими сегодняшнего статуса Ватикана. Еще больше, чем он не хочет, он не может!

Так чего вы от него, такого старенького, хотите?!

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>