18 мая – Международный день музеев. Этот праздник появился в календаре в 1977 году, а отмечают его более чем в 150 странах мира. По такому случаю мы пообщались с людьми, которые стоят на страже культурного наследия и дают нам бесценную возможность с пользой провести досуг и расширить кругозор. Наши собеседники – представители музеев и галерей Москвы

 

Егор Альтман

основатель галереи Altmans Gallery

Егор Альтман
Егор Альтман
  • Идея открыть галерею появилась, когда я жил в Нью-Йорке. Я гулял по району Сохо и обратил внимание, что галереи чередуются с магазинами и ресторанами. Это удобно: в одном месте можно купить джинсы, пообедать и приобрести работу Мураками или Шагала. В основном нью-йоркские галереи специализируются на тиражной графике, потому что это доступный и к тому же ликвидный вид искусства. Я изучил рынок тиражной графики в России и в Израиле, выяснилось, что это свободные ниши… так три года назад открылся первый филиал Altmans Gallery. Сейчас их уже три.
  • Мы выставляем художников только первой величины. Ряд наших экспозиций приурочен к юбилеям – мы делали персональные выставки Шагала, Дали, Пикассо, Норштейна. По посещаемости выставки могут конкурировать с основными музеями, например, на Шагала за три недели к нам пришло 12 000 человек.
  • Мода на искусство закономерна, Москва живет волнами: был спрос на клубы, бильярд, казино, рестораны, сейчас в приоритете выставки. Я связываю это с советским прошлым. В СССР были крупные музеи, но в целом страна находилась в вакууме, крупных международных выставочных проектов не было. Сейчас население наверстывает упущенное, удовлетворяет накопившийся культурный голод. К тому же в России большой процент людей с высшим образованием, им нужен соответствующий досуг, и выставки удовлетворяют эту потребность. 
  • Когда человек соприкасается с искусством и понимает идею, заложенную художником, он отправляется в путешествие, которое нельзя совершить, сев в самолет или забронировав отель. Искусство дает возможность посмотреть на мир другими глазами. И в мировой, и в российской практике много примеров, когда соприкосновение с искусством приводит к личному желанию заняться музейной деятельностью. 

 

Елена Проничева

исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности

Елена Проничева
Елена Проничева
  • Занять должность исполнительного директора мне предложил основатель и генеральный директор музея Александр Моисеевич Борода. Это событие многое изменило в моей жизни. Я очень рада, что имею возможность вносить свой вклад в развитие культуры, делать мир вокруг нас интереснее, увлекательнее и светлее.
  • Мы с самого начала видели две опорные точки для создания выставок. Первая – высокотехнологичный, интерактивный подход: в архитектурном оформлении выставок и в экспонатах, которые рассказывают свои истории, позволяют посетителям взаимодействовать с ними. Вторая – традиции русских авангардистов, которым мы обязаны зданием Бахметьевского гаража. Это не значит, что мы выставляем только русский авангард. Речь об авангардном настроении и мировоззрении – мы не боимся экспериментировать и стремимся показывать искусство, которое является революционным в своей области.
  • Интерес к искусству обычно связан со стремлением человека найти точку стабильности, отдыха, оттолкнуться от будней. Есть и другие причины: Россия в плане доступности искусства – пока еще очень молодая страна. Нам долго были недоступны шедевры соотечественников и зарубежных художников. Сегодня у людей есть потребность в качественном искусстве. Ценности, которые мы транслируем на выставках, призваны эту потребность удовлетворять.
  • Когда человек приходит в музей за знаниями или вдохновением, он чувствует на себе влияние даже самой маленькой выставки, – конечно, если она толково сделана. Главное, что можно унести с собой из музея, – это мысль. Даже эмоции, которые вызывает в нас искусство, можно превратить в размышления, а чем больше мы мыслим, тем больше у нас есть возможностей для роста и внутренних перемен.
  • Наш музей – это площадка для взаимодействия разных людей, мнений и форм знания. У нас есть постоянная экспозиция, посвященная истории евреев на российских территориях, есть пространство временных экспозиций и в то же время есть образовательный центр и центр толерантности, где проходят лекции, кинопоказы и мастер-классы.

 

Сергей Устинов

учредитель и директор Музея истории евреев в России

Сергей Устинов
Сергей Устинов
  • Идея музея возникла после того, как меня в 2010 году попросили помочь с созданием первой за 70 лет небольшой «еврейской» выставки: несколько энтузиастов принесли всякие разрозненные семейные и коллекционные предметы. Мы арендовали помещение в Библиотеке иностранной литературы. Накануне открытия я сам прошелся по экспозиции и понял, что в недавней истории моих предков полно белых для меня пятен, тем, о которых я не имею представления. Тогда и пришла в голову мысль, что я, вероятно, такой не один. На протяжении следующих девяти лет большинство приходящих в наш музей мою мысль подтверждают: информация оказывается для них новой процентов на 90, если не на 95… Кстати, от национальности посетителя это мало зависит.
  • Наибольшее удовольствие я получаю от изумления посетителей. И еще большее – от изумления профессионалов, наших и иностранных, которые искренне говорят мне, что второго такого музея в мире нет. Я им и верю, и не верю. Такие же чувства я испытываю, когда кто-то, прочитав мой детектив, жалуется, что по моей вине не спал до утра. Пожалуй, сначала меня действительно мотивировал некий эмоциональный порыв. А теперь, наверное, еще и тщеславие.
  • Люди и впрямь стали ходить по выставкам чаще. Для многих это одно из проявлений нарастающей суррогатности нашей жизни: айфоны вместо книг. И тут то же самое: за час-полтора отстрелялся по целой теме. Нам остается только пользоваться этим, грести против течения что есть силы. Разумеется, это касается не всех, но всё уже круг тех, кто вдумывается. Мы живем во время невдумчивости.
  • Один неистовый историк-марксист в 20-е годы сформулировал: история – это политика, опрокинутая в прошлое. К несчастью, это оказалось верно не только для его бурного времени. Мы в музее не занимаемся политикой, но на протяжении двух сотен лет евреи были неизбежной частью политики государства – от Екатерины Великой до Горбачёва. За это время почти исчезла с лица земли целая цивилизация – российское еврейство. Мне хочется думать, что, рассказывая историю евреев в России, мы дорассказываем историю России.

 

Василий Церетели

исполнительный директор Московского музея современного искусства

Василий Церетели
Василий Церетели
  • Мой дедушка, Зураб Церетели, на протяжении многих лет хотел создать музей современного искусства, и я еще с подросткового возраста наблюдал, как он собирает работы художников, слушал о его планах по созданию музея. Когда в 1999 году музей был создан, я приехал на открытие и сразу полюбил его особенную атмосферу. Сначала я работал в выставочном отделе ММОМА, потом стал заниматься международными проектами, а когда мне предложили стать исполнительным директором музея, я с радостью согласился и ни секунды об этом не жалел. 
  • Мне кажется, что в России изначально высокий уровень культуры, и людей с самого детства приучают интересоваться искусством. В столице люди привыкают делать частью своего досуга прогулки по музеям и посещение выставок. Тем более, что в Москве сейчас существует столько прекрасных институций, которые представляют интересные проекты. Мы также стараемся как можно больше вовлекать зрителей в современный художественный процесс, делаем акцент на образовательных программах, семейных и детских занятиях, придумываем новые форматы экскурсий. 
  • Люди, которые регулярно ходят в музеи, галереи, на выставки, значительно расширяют свой кругозор. Если вы с раннего возраста приучены интересоваться искусством, то это очень повлияет на формирование вашего мышления. Искусство позволяет выходить за привычные рамки, чувствовать всё острее и воспринимать окружающий мир на более глубоком эмоциональном уровне.
  • В традиционном понимании современным искусством называются художественные практики, возникшие после Второй мировой войны во второй половине ХХ века, когда мир был практически разрушен и художникам предстояло понять, как его переосмыслить и изобразить заново. В наше время художники создают свои произведения, отталкиваясь от тем и проблем, которые волнуют их больше всего и являются отражением актуальной картины мира. Они стараются найти свой индивидуальный язык, особый почерк и заглянуть в будущее, дополняя язык современного искусства новыми идеями и смыслами.