Перед Песахом в еврейскую общину Москвы приедет чернобыльский ребе. Визит состоится по личному приглашению российского еврейского конгресса в лице Юрия Каннера — знаменитого потомка чернобыльских раввинов. В течении недели, с 7 апреля, ребе будет выпекать мацу, посетит синагоги и общины города

На «еврейской карте мира» Чернобыль занимает почетное место свыше 200 лет. Нынешний районный центр Киевской области еще в XVII веке стал местом жительства евреев-арендаторов и представителей других профессий. По переписи 1765 года в Чернобыле проживало около 700 евреев, а в 1847 году их численность возросла почти до 10 000 человек. Чернобыль превратился в один из главных центров хасидизма во второй половине XVIII века, когда там обосновался раввин Менахем-Нахум Тверский. Он стал основателем династии чернобыльских цадиков, которая насчитывала тысячи приверженцев из украинских и польских местечек.

Юрий Каннер (президент РЕК) и Менахем-Нахум Тверский, чернобыльский ребе (фото: Eli Itkin)
Юрий Каннер (президент РЕК) и Менахем-Нахум Тверский, чернобыльский ребе (фото: Eli Itkin)

В начале ХХ века в Чернобыле действовали синагога и молитвенные дома, талмуд-тора и женское еврейское училище. Чернобыльские евреи в массе своей занимались ремесленной и торговой деятельностью, огородничеством и рыболовством. К чернобыльским цадикам приходили за благословением и практическими советами в различных сферах жизни. Период Гражданской войны стал трагическим в истории еврейского Чернобыля. В 1919 году город оказался в руках банды атамана Струка, она грабила и убивала еврейское население. Во время погромов многие евреи бежали из города. Но оказалось, что худшее – впереди. С установлением советской власти еврейская религиозная община была упразднена. По состоянию на 1926 г. в городе осталось чуть больше 3 000 евреев. Следующим ударом стал Холокост. Во время Второй мировой войны нацисты дважды оккупировали Чернобыль. Евреи, не успевшие эвакуироваться, были расстреляны. Нацисты убивали тело, а коммунисты не оставляли в покое душу: после окончания войны милиция разгоняла молящихся в частных домах, отбирала предметы религиозного культа. По данным переписи 1970 года, в Чернобыле осталось всего 150 семей.

Главный раввин РФ Берл Лазар и Менахем-Нахум Тверский, чернобыльский ребе (фото: Леви Назаров)
Главный раввин РФ Берл Лазар и Менахем-Нахум Тверский, чернобыльский ребе (фото: Леви Назаров)

Тем временем за пределами Советского Союза чернобыльский хасидизм успешно возродился и разросся. В США и Израиле возникли синагоги и ешивы. В Бней-Браке действуют ешивы для различных возрастных групп, работает центральная синагога чернобыльских хасидов. В Эльаде строится ешива, в Бейт-Шемеше функционируют синагога и колель (ешива для женатых). В Иерусалиме действуют колель, синагога и институт по изданию и распространению трудов хасидских лидеров. Чернобыльские хасиды занимаются просветительской и благотворительной деятельностью в странах Европы. В Лондоне действует чернобыльская синагога, во Франции под эгидой чернобыльского хасидизма проводятся уроки иудаики, отмечаются шаббаты и религиозные праздники.

Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт и Менахем-Нахум Тверский, чернобыльский ребе (фото: Eli Itkin)
Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт и Менахем-Нахум Тверский, чернобыльский ребе (фото: Eli Itkin)

Несколько лет тому назад чернобыльский ребе посетил Москву. Есть немало историй о том, как благословение чернобыльского ребе чудесным образом помогало в сложных ситуациях. Бездетная пара получила от ребе два граната, украшавших его сукку, и через год счастливые родители нянчились с двойняшками. Прочитанные по чернобыльской традиции от начала до конца псалмы спасли жизнь тяжело больного человека. Крошки, просыпанные ребе над головами студентов ешив, обернулись девятнадцатью свадьбами в течение года…

Кроме встреч с общинными активистами и традиционной раздачи благословений, лидер чернобыльских хасидов принял стратегическое решение – помогать евреям Москвы. Были организованы лекции для студентов ведущих столичных вузов, стали проводиться индивидуальные занятия с раввинами. Помимо субботних трапез, запущен уникальный проект «Шаббат-хост». Раввин Мордехай Нойвирт, представитель чернобыльского ребе в России, решил дать возможность молодым евреям, которые делают первые шаги в иудаизме, ощутить теплую атмосферу шаббата в семейном кругу. Параллельно с этим «Шаббат-хост» позволяет уже соблюдающим традиции семьям помочь своим гостям приобщиться к духу Царицы-Субботы. В основе проекта заложена любовь к ближнему. Раввин Нойвирт и его помощники рады видеть за субботними столами всех евреев, чтобы показать им: соблюдения шаббата и ведение еврейского образа жизни не противоречат ритму жизни большого города. Точнее, наоборот: именно уникальная субботняя атмосфера наполняет духовностью и смыслом каждый последующий будничный день, прививает участникам традиционные еврейские ценности, любовь к истории и культуре своего народа. Участниками проекта являются москвичи и гости столицы в возрасте от 18 до 30 лет. Принимающей стороной – еврейские религиозные семьи, энергичные и открытые. Каждый шаббат хосты (хозяева) приглашают к себе на вечернюю или дневную трапезу участников проекта. Количество приглашенных в неделю составляет от трех до десяти человек на семью, в зависимости от размеров квартиры. В планах проводить ежемесячную большую трапезу для всех участников проекта. Такую трапезу планируют организовать либо в одной из семей, либо в синагоге, либо в кошерном ресторане Москвы, либо в специально подготовленной к приему гостей гостинице, либо в каком-то арендованном помещении. После многих лет преследований и забвения чернобыльский хасидизм возвращается к российским евреям. Нынешние проекты – лишь первая ласточка в обширной программе этого движения, направленного на сближение с московскими единоверцами.

Информацию о приезде и встрече с ребе, Вы можете узнать на странице в Facebook — Чернобыльский Хасидизм, или по телефону/WhatsApp +7 (985) 130-31-95 рав Мордехай

Рассказывает раввин Мордехай Нойвирт:

– Когда два года назад мы впервые начали организовывать образовательные проекты по распространению идей чернобыльского хасидизма, это стало большой честью для меня. В детстве мне рассказывали о героях: советских евреях, которые продолжали жить еврейской жизнью, несмотря на запреты. Сегодня мы становимся свидетелями «эпохи возрождения» еврейской жизни в Москве, с ее бесчисленными синагогами, организациями и ресторанами. Мы видим, как еврейский народ победил. И лично я испытываю трепет при виде той жажды знаний, которую проявляют студенты на наших лекциях или на вечере вопросов и ответов, который мы проводили в Гилеле. Мы делимся хасидскими идеями с пожилыми евреями на фарбренгене в бухарской синагоге. Наш образовательный проект «Шаббат-хост» помог сотням евреев получить первый опыт встречи субботы дома. Благодаря местной еврейской общине мы продолжаем и поддерживаем то, что уже начато. И с Б-жьей помощью мы планируем продолжить и расширить нашу деятельность, добавить больше света Торы и хасидизма в прекрасную общину Москвы.