ЮЛИЯ АНФИЛОВА: «Если мой муж отрастит пейсы, ему, возможно, придется искать новую жену»


Юлия Анфилова (фото: Илья Иткин)

 Менеджер по маркетингу YouTube в России создала семью благодаря анекдоту про евреев. Она делает первые шаги в иудаизме, но не хочет отказываться от кино и литературы в пользу Торы. Как привлечь полмиллиона русскоязычных евреев к традициям предков, используя современные видеоформаты? И должна ли женщина ходить по улице в мешковатой одежде?

— У вас на полке стоит профессиональная фотокамера. Хобби?

— Проявление нереализованных художественных способностей. Фотография — это полноценное искусство. Не живопись, но близко к ней. В детстве я рисовала, занималась музыкой, но желание играть угасло еще до окончания музыкальной школы. Мое увлечение фотографией началось спонтанно. У двоюродной сестры Нины Бухман родилась дочь Дина, я начала фотографировать племянницу, втянулась. Потом окончила курс «Академии фотографии». Но там упор делался на студийные съемки, а я люблю открытое пространство, съемки с естественным светом. Я продолжаю учиться, но неформально: набиваю руку, анализирую произведения мастеров.

— К примеру?

Мне очень нравятся фотографии Елены Шумиловой. Она живет в деревне и фотографирует своих сыновей в потрясающих красках и пейзажах русской природы. Когда я впервые увидела ее фотографии и прочитала интервью, мне очень захотелось с ней познакомиться. Через несколько месяцев я попала к ней на мастер-класс. В результате очень сильно переосмыслила то, что сама делала в фотографии. Появилось много идей, планов, желание учиться дальше и развиваться в этом направлении. Вообще надо сказать, что благодаря фотографии я начала по-другому видеть мир. Обычно человек смотрит на улицу и видит «светло» или «темно». А я вижу цвета и фактуры: утром до рассвета свет холодный, белый, голубой, днем, когда солнце высоко, он жесткий и резкий (почему-то в это время люди любят фотографироваться, хотя в результате получаются фотографии с сощуренными глазами и резкими тенями), вечером — золотой, теплый, медовый, красивый сам по себе. Я часто вижу, как на море люди наблюдают и фотографируют закат в момент, когда солнце садится за горизонт, а потом встают и уходят. А ведь именно после того, как солнце скрылось, и начинается самое интересное! Если вам повезло и на небе облака или хотя бы нежная дымка, после захода солнца они превратятся в настоящий экран: на них проецируется широкий спектр цветов! Сначала они окрашиваются в золотой, потом в розовый и дальше все темнее и темнее к фиолетовому, пока не станут сине-серыми, ночными. Никогда не устаю на это смотреть и фотографировать. Идеальное время для послезакатной съемки исчисляется минутами. И к этим минутам хочется подготовиться. У меня есть фотографии, к которым я специально готовилась, ждала нужного света по несколько недель. Хотя бывает, что удачные снимки получаются случайно. Главное, чтобы камера была под рукой. Результатами я редко удовлетворена. Помню, купила новый фотоаппарат, поснимала, потом все стерла. Затем ужаснулась, восстановила файлы. И опять стерла.

— По каким соображением? Качество? Самоцензура?

— Есть вещи, которые я принципиально не фотографирую. Друзья, бывает, дергают за рукав: «Смотри, смотри, давай сфоткаем!» А я, например, не буду снимать то, что некрасиво, допустим, бомжей на улице — не понимаю, что потом делать с этой фотографией, если ты не репортер и не снимаешь историю жизни бездомных. Я физически ограничиваю спектр того, что снимаю. Перед нажатием на кнопку спрашиваю себя: «Зачем я это делаю?» Я и на фотографии в соцсетях так смотрю — вот красивая фотография, человек явно хотел поделиться моментом. А вот селфи, где автор выглядит не очень привлекательно. Сразу думаю: «Зачем он ее вывесил, что этим хотел сказать?»

— Вы показывали мне забавную фотографию — ваш сын на одной сцене вместе с раввином Берлом Лазаром…

— Даниэль у нас парень активный. В Пурим во время выступления раввина Берла Лазара он вылез на сцену, где было много интересных предметов, да там и остался. Я хочу, чтобы сын знал еврейские традиции, вожу его на общинные мероприятия. Хотя пока не знаю, отдам ли его в еврейскую школу. Там он будет воспитываться в парадигме правил, которые я сама пока не соблюдаю. Получается, что он будет приходить домой и испытывать диссонанс. Разве что я к тому времени сама буду соблюдать заповеди. Но обрезание мы сделали, до трех лет не стригли, поскольку Даниэль — первенец, выкупили его у коэна, все как положено.

С еврейской жизнью как таковой я знакома благодаря Саше и Нине Бухман. Мы первый раз попали в религиозную среду у них на свадьбе. Культурного шока не было, но я была озадачена всем этим антуражем — разделением мужчин и женщин. Среди гостей преобладали соблюдающие, женщины танцевали в отдельном кружке. С будущим мужем я познакомилась тоже благодаря еврейской теме. Были в компании, молодой человек рассказал еврейский анекдот, не вполне политкорректный, я возмутилась. А он ответил: «Я сам еврей, мне можно». Мы работали вместе, начали встречаться, потом поженились.

Сейчас, мне кажется, муж движется в сторону соблюдения быстрее, чем я. Есть люди рефлексирующие, а он идет по пути осмысления. Учит иврит, читает Тору с комментариями. Его, правда, смущают свидетельства тогдашней жестокости, когда евреи опустошали и сжигали целые города. А поначалу, попав в семью Бухман, муж вообще отрицал религиозный образ жизни. Даже выходил из-за стола, когда пели субботние песни.

— Вот давайте и поговорим о еврейской жизни подробнее. Точнее, об аспекте, который связан с вашей профессиональной деятельностью. На YouTube немало еврейского контента. Как бы вы оценили его качество?

— Первое, что бросается в глаза при изучении еврейских каналов на YouTube, — низкое количество подписчиков и небольшое число просмотров. Исключение, пожалуй, составляет канал организации «Эш а-Тора». Мне понравился ролик с этого канала, в котором в канун Рош а-Шана один ешиботник рассказывает другому о празднике, и рассказ плавно переходит в зажигательный танец. Религиозная тема вообще может быть очень привлекательной: например, в Америке есть весьма известный музыкант Матисьяху, который читает регги с религиозным содержанием.

Если б передо мной стояла задача создавать видеоконтент, чтобы объединить евреев в России, я бы начала с определения ядра целевой аудиторию. Открывая канал, сформулировала бы задачу: мы хотим собрать аудиторию в 5000 или 500 000 подписчиков? Дальше определила бы возраст основной аудитории. Допустим, из миллиона российских евреев 20% — люди пожилые, у них может и не быть компьютера и смартфона. Другие 20 вообще не считают себя евреями в традиционном понимании. В остатке получаем целевую аудиторию молодых и несоблюдающих. Чтобы привлечь их интерес, нужен контент больше развлекательный, чем образовательный. Хотя последнее можно, как показывает пример с Матисьяху, прекрасно донести через развлечение. Дальше я бы разбила аудиторию на группы по интересам: музыка, кулинария (это вообще сейчас очень популярная тема), кино, юмор и т. д. Есть, например, немало молодых людей, которые не соблюдают, но знают, что они евреи. Им можно рассказать, что такое быть евреем по-настоящему, но не в виде академической лекции в исполнении длиннобородого равина, а в виде забавного мультфильма или даже номера stand-up.

— Как именно? Видеолекции?

— Обычные говорящие головы — это неинтересно. Сейчас в России активно развивается формат видеоблогов. Авторы снимают ролики, в которых рассказывают о себе, комментируют фильмы, кторые посмотрели, или даже ролики с того же YouTube. У них огромная аудитория. Почему бы евреям не сделать то же самое? Можно ведь найти классных девочек и мальчиков, которые на регулярной основе будут рассказывать про свою жизнь внутри еврейского сообщества. Например, сегодня Пурим — что это, зачем, что евреи обычно делают, чтобы отметить этот день.

Или, к примеру, кашрут. Существует ложный стереотип: кашрут — это диетическая еда, пресная и невкусная. Но ведь это не так! В той же Москве есть прекрасные кошерные рестораны с грузинской, кавказской кухней. Ограничения касаются лишь запрещенных сочетаний типа мясного и молочного. Даже мои знакомые неевреи посещают их с удовольствием. Поэтому, мне кажется, было бы интересно сделать серию роликов про кашрут: сегодня будем готовить блюда индийской кухни, за исключением того-то и того-то. Мясо в сливочном соусе нам готовить нельзя, свинину нельзя, все остальное — можно». Тот же магазин «Эльйон» может создать собственный канал и рассказывать, что и как можно кошерно и вкусно приготовить из его продуктов. И евреям будет интересно, и неевреям, которые хотят узнать, чем кошерное отличается от некошерного. А для магазина это будет отличной рекламой!

Юлия Анфилова (фото: Илья Иткин)

Юлия Анфилова (фото: Илья Иткин)

 

— А как популяризировать праздники и исторические даты?

— По сюжетам Торы были созданы сотни сценариев. Я лично с удовольствием смотрела художественные фильмы о выходе из Египта, об истории Пурима. Почему бы не договориться с правообладателями и не собрать их в рамках одного видеоканала?

— Для вас лично иудаизм пока ограничивается теоретической базой?

— Проблема в том, что в еврейской общине нет, как бы это выразиться, среднего класса. Либо синагога, либо «Сохнут» и «Гиллель». Нужно направление для тех, у кого есть интерес к культуре, еще до соблюдения. А ты приходишь, и тебе намекают: сначала прекрати есть свинину, надень кипу или парик, а тогда поговорим о культуре. Не говорят напрямую, но возникает такое ощущение. Я отделяю веру от знаний. Мне интересны история и культура, но доводы по части соблюдения шабата и кашрута кажутся странными. Хотя вот недавно сестра сказала мне: «Вот ты ешь некошерное, а может статься, что именно из-за этого нарушится баланс добра и зла и начнется война». Признаюсь, я задумалась.

— Убедила?

— Та или иная аргументация на каждого влияет по-разному. У меня был коллега, который пришел в религию женатым. Жена не хотела покрывать волосы, как это предписывается замужним. Кашрут и шабат они соблюдали неукоснительно. В какой-то момент жена начала покрывать волосы. Я удивилась, а он пояснил: «Ей сказали — покрывая волосы, ты защищаешь семью от беды». Для нее, мамы трех детей, это стало весомым аргументом.

Есть вещи, которые мне сложно перенять. Например, у меня постоянно возникает ощущение, что женщины, погруженные в религию, не очень собой занимаются. Это, кстати, касается и православных. В какой-то момент происходит переключение в голове: «Хорошо выглядеть — это разврат». Тора предписывает женщинам одеваться скромно вне дома. Но я хочу хорошо выглядеть и дома, перед мужем, и вне дома, например, на работе. И есть, между прочим, женщины, которые и на улице выглядят привлекательно. Допустим, Хана Лазар.

Мне, как фотографу, приятно смотреть на красивых людей. Эстетический компонент очень важен. Я понимаю, что традиция предписывает мужчинам носить бороды, но ничего с собой поделать не могу: если мой муж завтра отрастит бороду по грудь, отпустит пейсы и наденет лапсердак, ему придется искать новую жену.

Что же касается религиозных лидеров, мне импонирует раввин Шмулик Куперман.

— Несмотря на наличие бороды?

— Куперман очень добрый, остроумный и образованный человек. Мне понравились его слова о том, что в синагоге дети должны чувствовать себя как дома, не бояться формальных рамок. Мой ребенок довольно шумный, и как раз именно на еврейских мероприятиях его поведение воспринимается абсолютно адекватно.

А вот с рядовыми соблюдающими, особенно с теми, кто начал соблюдать недавно, общий язык найти бывает непросто. У меня, например, был знакомый, образованный и разносторонний человек. Стал религиозным и объявил, что теперь его интересует исключительно Тора. А музыка, кино, светская литература — это все глупости, отвлекающие от главного. Я, честно говоря, пришла в ужас. Есть масса событий, есть книги, новые фильмы. Конечно, они не несут в себе столько же мудрости, но в них есть жизнь и веяние времени. Они тоже могут чему-то научить, вдохновить или просто развлечь и поднять настроение. Не хочу запирать себя в чулан. Поэтому мой путь в иудаизм, если я его пройду, будет длинным и извилистым.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

1 Комментарий

  1. Сергей

    21.05.2015 at 19:13

    Вы бросились из крайности в крайность.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>