ШЛОМО ЗЛОТСКИЙ: «Человек хочет изучать Тору, какие тут каникулы?»


Раввин Шломо Злотский (фото: Eli Itkin)

Московский еврейский кампус существует уже более девяти лет. Его ученики без отрыва от учебы или работы изучают Тору в ежедневном режиме и соблюдают все необходимые традиционные предписания. Как поступить в Кампус, и какие трудности и победы ожидают его студентов на пути изучения Торы — от основателя Кампуса, раввина Шломо Злотского

Вернувшиеся к Торе 

За советский период российское еврейство потеряло преемственность. На сегодняшний день все еврейские институты, которые есть в России, — вновь созданные. У них нет давней исторической связи с местными общинами. Некоторые из неофитов стремятся бросить все свои «светские» занятия, чтобы полностью погрузиться в учение Торы. Но еврейские мудрецы последних поколений категорически не советуют таким людям вести образ жизни, который заключался бы только в Торе и исключал бы светскую составляющую.

Поэтому, с одной стороны, верующим нужна некая общность людей, которая будет жить этими ценностями и создавать традиции для следующих поколений. В то же время людям, которые приходят к «нашему образу жизни», необходимо оставить для себя возможность светского образования. Оно нужно не только как будущий источник заработка, но и в качестве привычного культурного фона.

Когда я почти 10 лет назад приехал в Москву, у меня была одна из идей создать нечто вроде Yeshiva University по американской модели. Эта схема объединяет религиозное и светское образование. Но, когда я начал исследовать эту тему, понял, что в таком городе, как Москва, с ее богатейшей традицией светского образования, пытаться создать еще один вуз было бы неэффективно и практически нереализуемо. Нужны были немыслимые ресурсы, а делать что-то типа второсортного ПТУ не хотелось. И тогда мне пришла идея сделать «еврейское религиозное общежитие», в котором бы проживали и изучали еврейские науки студенты престижных вузов. Там же, на базе этого общежития, у ребят должна быть возможность получать качественное еврейское образование.

Задумка была реализована в 2007 году на базе многокомнатной квартиры в доме на улице Покровка. Сейчас Кампус располагается на Сретенском бульваре. Он рассчитан на одновременное проживание не более 10 студентов. В комнатах живут по 2–4 человека. Есть красивая просторная кухня, где ребятам готовят трехразовое кошерное питание. Она же используется как банкетный зал. Там мы проводим мероприятия, субботние трапезы, приглашаем гостей.

Сегодня я могу с гордостью сказать, что среди «наших» ребят есть выпускники самых престижных московских вузов (МГТУ им. Баумана, МГИМО, МГУ). При этом с точки зрения религиозных знаний они выходят на уровень лучших студентов ешив.

Попасть в узкий круг

У нас нет рамок учебного заведения и нет каких-то сроков начала или окончания учебного года. Поэтому приступить к обучению можно в любой момент. Человек приходит и говорит: «Я учусь в университете, пишу диссертацию, занимаюсь бизнесом. Но я хочу как-то приблизиться к еврейской жизни».

Если он соответствует нашим требованиям и у нас есть свободные места, мы предлагаем ему поселиться у нас. Когда у нас нет возможности поселить студента, мы записываем его в «лист ожидания». Если человек зарабатывает, он платит за свое место в нашем Кампусе. Размер оплаты — всего 10 000 руб. в месяц, включая питание. Многие из тех, кто имеет такие возможности, добровольно платят больше. А бывает, что по каким-то причинам студент не может заплатить и 10 000. В этих случаях мы идем ему навстречу. Мы ищем человеку спонсора, который бы ему помогал.

Утро в Кампусе начинается с молитвы. Затем ребята завтракают и идут по своим делам, чтобы вечером приступить к изучению Торы. Те, кто учится или работает во второй половине дня, занимаются в Кампусе по утрам. Также мы проводим совместные праздники: субботы и все остальные знаменательные даты в еврейском календаре.

Раввины строят для каждого ученика индивидуальный график занятий. Ученик выделяет в своих сутках те часы, которые он готов посвятить изучению Торы, а наша задача (учителей и администрации) — обеспечить ему преподавание, индивидуальное или в группах. Около 70–80% занятий проводятся индивидуально.

Наша программа немного похожа на ешивную. В ешивах есть семестры, когда за определенный период ученик должен изучить нужный трактат из Талмуда. Их семестры примерно совпадают с нашими. С сентября во всех ешивах начался новый семестр, который длится около месяца. И мы с начала этого условного «семестра» приступили к изучению трактата «Ктубот».

Большинство обитателей нашего Кампуса — студенты престижных вузов в возрасте от 17 до 26 лет. Есть также аспиранты и просто работающие люди. Наше обязательное условие — чтобы человек обладал амбициями в области образования, стремился к успеху и умел работать над собой. Если студента нужно заставлять, то, из моего опыта, это сизифов труд.

Мы предлагаем в первую очередь не учебную программу, а образ жизни. Человек обязан изучать Тору все время. Поэтому мы не можем закрываться на лето. Человек хочет изучать Тору, какие тут каникулы?!

Знания ради гармонии

Раввин Шломо Злотский (фото: Eli Itkin)

Раввин Шломо Злотский (фото: Eli Itkin)

Мы иногда устраиваем экзамены, но это, скорее, для самооценки. В Кампусе все держится на внутреннем интересе учеников. У нас нет никаких инструментов, чтобы удерживать человека. Мы не выдаем никаких дипломов, у нас они получают в чистом виде знания ради знаний.

Все наши преподаватели приглашены из Израиля. По счастливому стечению обстоятельств, за последние 20–25 лет там накопилось большое количество русскоязычных раввинов — мудрецов Торы. Они учились в серьезных престижнейших ешивах мирового уровня и достигли высокого уровня в ее изучении. Они все заинтересованы в том, чтобы поделиться с молодыми соплеменниками своими знаниями. Большинство из них родились и провели молодые годы в России и в какой-то момент уехали в Израиль. Поэтому они замечательно владеют русским языком и прекрасно понимают российскую ментальность.

Как известно, Аристотель был не только специалистом в области естественных наук. Он еще был корифеем в области этики и читал по ней лекции. Однажды ученики застали его за крайне непристойным с этической точки зрения занятием. Они пришли к нему с претензией, что с кафедры он учил их совсем другому. Он ответил им: «Когда я вас обучал геометрии, вы же не требовали от меня, чтобы я был треугольником». У нас такая логика и такие действия были бы невозможны.

Невидимые подвиги

Мы видим с близкого расстояния все те духовные подвиги, которые совершают наши студенты. Для любого подростка спать долго — это правильно и хорошо. И вот утром наш ученик не может себя поднять. Мы его не трогаем, даем возможность все осознать самому. В это время он видит, что все утром встают на молитву. Потом через какое-то время мы говорим ему: «Все приходят, получается неудобно, ты же еврей, надо тоже встать и прийти». И видно, что у человека происходит тяжелая внутренняя борьба: пойти на молитву или еще часок поспать. Вы представляете, что это такое для подростка — час утреннего сна! В конце концов, он говорит: «Хорошо, я приду, но опоздаю на полчаса». И когда такой студент в первый раз приходит на молитву вовремя, это для него огромный подвиг и невероятная победа.

Мы можем гордиться тем, что наши ученики, получая стипендию в вузе, выделяют из нее положенные еврею 10% на благотворительность и приносят их нам. И это сверх той ежемесячной суммы, которые они обязаны нам платить. Эти небольшие деньги невероятно важны для его понимания устройства и принципов жизни еврейского общества.

Мы «выходим в свет». Летом мы делаем это довольно часто. Ребята ходят на концерты и в кино. Недавно у нас был выход в клуб, где ребята слушали какую-то группу. Наша задача как раввинов — определить, «кошерно» ли конкретное мероприятие или нет. Поход в стриптиз-клуб мы не одобрим. Но сходить на хороший концерт — это абсолютно нормальная вещь.

Дать второй шанс

Однажды к нам обратился парень. До этого он учился в ешиве и решил поменять свой путь. Он посчитал, что посвятить всю свою жизнь изучению Торы не в состоянии, но для него это очень важно. Все коллеги были категорически против: они считали, что у нас с ним ничего не получится. Я взял на себя ответственность и принял его на свой страх и риск.

Через какое-то время правота коллег подтвердилась. Выдерживать наш распорядок жизни было для него невероятно тяжело. Мы его не выгоняли, но в конце концов он ушел сам. После этого в его жизни было несколько сложных этапов. Через какое-то время он осознал причину произошедших с ним событий. Понял, что причина случившегося — неспособность обуздать страсти и порывы своей души и направить их в нужное русло. Он попросил нас снова попытаться с ним поработать. Конечно, мы дали ему этот шанс и увидели совсем другого человека. Сегодня он один из самых преданных последователей наших идей.

Я всегда радуюсь, когда наши выпускники или ребята, которые не смогли у нас учиться, пробились в каких-то других системах, пошли в ешиву или другое место. Или выбрали себе полностью светский образ жизни, женились, построили еврейские семьи, и все равно так или иначе они пришли к этим ценностям. Мы ищем формы сотрудничества на всех этапах со всеми нашими учениками.

Проект финансируется мной. Я постоянно нахожусь в поиске партнеров и спонсоров, которые могли бы нам помочь. Сейчас в связи с кризисом содержать Кампус стало не так просто. Расходы на него, включая аренду и зарплату преподавателям, составляют около $15 000 в месяц. Ведь помимо собственно Кампуса, у нас здесь еще и синагога с постоянными раввинами и миньяном, со всеми необходимыми атрибутами.

Сложность в том, что такой проект сложно «продать» спонсорам. Продавать нужно какую-то ценность. В чем ценность изучения Торы, кроме как в ее постижении? Есть люди, которые изучают Тору, почему спонсор должен за это платить? Они гораздо более охотно выделяют средства на помощь бедным, детям, нуждающимся в лечении. Это понятные вещи, и спонсоры с удовольствием дают на это деньги. На еврейское образование получить гораздо сложнее.

Главное отличие нынешнего Кампуса от того, что было в первые годы работы — резко возросший уровень приходящих к нам студентов. Я имею в виду соответствие нашим критериям: амбиции, духовный поиск, желание развиваться. Не знаю, чем это объяснить, но у нас стало намного больше людей, которые нам подходят. В первые несколько лет нашим задачам почти никто не соответствовал и у нас была очень большая текучка. Если в Кампусе оставались хотя бы один или двое из каждых 10 человек — это был прекрасный результат на тот момент. Сегодня 70–80% наших ребят полностью или почти полностью соответствуют тем критериям, которые мы декларируем с самого начала. Но всt это — результат тяжелой кропотливой работы на протяжении многих лет.

Я часто слышал от людей в возрасте около 30 лет, что им не хватает наставничества. Молодым людям нужен мудрый человек с жизненным опытом, который мог бы их направлять, оценивать, беседовать с ними. Ученики часто приходят к нам обсуждать личные вопросы — как поступить в той или иной ситуации, как строить отношения с людьми. Преподаватель в таких случаях никогда не откажет. Это по сути наша основная, самая главная работа.

Среди учеников авторитет раввинов и доверие к ним очень высоки. Это уже принятая в их коллективе внутренняя ценность. Если есть раввин — значит, можно подойти к нему и посоветоваться по любому вопросу. Это очень высокая оценка нашей работы, и мы очень гордимся, что ребята просят у нас советов. Для нас это очень ценно.

Если мы с учениками вышли на такой уровень доверия, что они сами приходят советоваться по вопросам своей личной жизни, — это очень хороший знак. Это говорит о том, что он доверяет не просто мне, а тому учению, которое я представляю, — Торе.

Любому человеку необходимо с кем-то советоваться, чтобы кто-то мог посмотреть на него со стороны и высказал свое мнение. Мы в этом отношении ребятам ничего не навязываем. Но, когда они сами приходят и просят у нас совета, это самая высокая оценка, которая только может быть в нашей деятельности.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>