Раввин ЙЕРУХАМ ОЛЬШИН: «Служить примером своей общине»


раввин Йерухам Ольшин (фото: Eli Itkin)

Глава американской ешивы «Лейквуд» впервые посетил Россию. Его детство прошло в Америке, которая не очень-то дружелюбно относилась к религиозным иммигрантам. Это не помешало раввину Ольшину и его братьям получить полноценное еврейское образование, а потом и возглавить престижные учебные заведения. Кто собирал миньян в Боро-Парке, как босс-еврей отнесся к сотрудницам, покинувшим предприятие в канун субботы, по каким критериям выбирают раввина, и чем Моше превосходил Ноаха.

— Для еврейского мира ешива «Лейквуд» — это как Принстонский университет для поклонников точных наук. С учетом значительных волн эмиграции, есть ли среди ваших учеников выходцы из бывшего СССР?

— При ешиве «Лейквуд» действует специальное отделение для выходцев из России. Но у нас их не так много, потому что для учебы в «Лейквуде» требуется серьезная база. Преподаванием иудаизма с нуля мы не занимаемся, но будем рады принять подготовленных, серьезных учеников.

— Насколько помнится, корни вашей ешивы — в царской России.

— Абсолютно верно. Изначально она была основана в царской империи, в Слуцке. Тогда в России было много крупных раввинов. Все мы знаем, какой удар по еврейской жизни нанесли большевики. Помню, как в Йом-Кипур перед заключительной молитвой «Неила» раввин Шнеур Котлер, глава нашей ешивы, напоминал: «Молитесь за российских евреев!» Самый святой день в году, людям на Небесах выносится окончательный приговор — и «Молитесь за российских евреев!» Это повторялось из года в год, и более прочувственной речи я не слышал.

— Откуда родом вы и ваши родители?

— Мой отец родом из Ломжи. На вопрос о происхождении он всегда отвечал: «Я из русской Польши». В Америку он попал в 20-е годы прошлого века. В ту пору религиозного еврея поджидали немалые испытания. Найти работу, не сопряженную с нарушением субботы, было практически невозможно. Но при этом у папы и мысли не возникало пойти на компромисс с верой. Он соблюдал субботу, его братья соблюдали субботу. Отец работал на текстильной фабрике, был простым человеком, но очень хотел дать детям полноценное религиозное образование. В результате мой брат — тоже глава ешивы, а сестра замужем за известным раввином. Вся наша семья изучает Тору.

— В сфере еврейской жизни Америка тех лет существенно отличалась от нынешней?

— Чтобы проиллюстрировать тогдашнюю атмосферу, расскажу характерную историю. Я родился в Бронксе, вырос в Боро-Парке. Сейчас это религиозный район, на каждом углу расположены ешивы и синагоги. А тогда лично Сатмарский ребе подолгу стоял на улице в поисках десятого еврея для миньяна. Теперь сатмарский хасидизм — это целая империя с огромными синагогами и тысячами молящихся. Человек в лапсердаке, с пейсами и бородой — не редкость на улицах Нью-Йорка и других городов. Проблем собрать миньян нет, и даже в самолетах устраиваются совместные молитвы.

И еще одно семейное воспоминание той поры. Моя мама и ее сестра, такие же иммигрантки, устроились на работу к местным евреям. Наступает пятница, девушки собрались домой. Внезапно хозяин спрашивает: «Эй, вы куда?» Мама удивилась: «Скоро наступает шабат». Босс рявкнул: «Что?! У нас в Америке никакого такого шабата нет!» Мама тем не менее в долгу не осталась. Сказала ему, что еврею должно быть стыдно произносить такие слова.

раввин Йерухам Ольшин (фото: Eli Itkin)

раввин Йерухам Ольшин (фото: Eli Itkin)

— Кому именно ешива «Лейквуд» обязана своим созданием?

— В предвоенные годы духовным главой поколения был рабби Хаим-Озер Гродзинский из Вильнюса. Его секретарша, ребецн Кравиц рассказала мне, как у постели раввина, за несколько дней до его кончины, собрались все видные еврейские общественные деятели тех лет. Они были крайне обеспокоены тем, что ожидает иудаизм. Раввин Хаим-Озер приподнялся и прошептал: «Отчего вы печалитесь? Пока есть раввин Аарон Котлер, беспокоиться о будущем мира Торы не стоит. Он отстроит его заново». Именно раввин Котлер и стал основателем ешивы «Лейквуд».

— Поначалу он не планировал иммигрировать в США.

— Да, он был всецело предан еврейству Восточной Европы. Но ему сказали, что именно там есть шанс возродить еврейскую жизнь. Котлер практически одним из последних восточноевропейских раввинов прибыл в Америку и первые годы занимался спасением евреев Европы. Выступал с речами, собирал деньги. Как-то раз он оказался в Сан-Франциско за несколько часов до наступления Песаха. Вместо того чтобы искать мацу и кошерное вино, раввин Аарон Котлер начал узнавать координаты еврейских активистов, бизнесменов и политиков. Таких, которые могли бы помочь ему в деле спасения европейского еврейства.

Потом уже, когда стало ясно, что ешивы Европы разграблены и сожжены, раввин Котлер вплотную занялся американскими евреями. Я помню, что в Лейквуде произошедшее в годы Катастрофы не обсуждали. Все об этом знали, но о «Европе, которую мы потеряли» не говорили. Было желание все забыть и воссоздать заново. А вот моя мама проклинала Гитлера каждый день. Она была родом из Нюрнберга.

— Где вы лично получали религиозное образование и отличалось ли оно от нынешних, общепринятых стандартов?

— Мы с братьями учились в хедере «Торат-эмет». Впоследствии его выпускники стали главами ешив, мудрецами. Там учился и раввин Моше Гиллель, который стоит во главе израильской ешивы «Слободка». А преподавали нам раввины из Европы, которые чудом спаслись от рук нацистов. После обеда в хедере и в месивте — так принято называть ешиву для учеников младшего школьного возраста — преподавались общеобразовательные предметы в рамках государственной программы.

— А в наши дни?

— Сегодня такого нет. Мои сыновья практически не обучались светским дисциплинам. В хедере при ешиве «Лейквуд» дети изучают религиозные предметы целый день, полностью погружаясь в святость.

Конечно, сегодня у всех нас нет таких душевных сил, как у великих людей прошлого. При этом сейчас ситуация с уровнем преподавания ничуть не хуже, даже наоборот: мои дети еще до бар-мицвы выучили все шесть разделов Мишны. Причем половину — наизусть. В наше время такого не было, несмотря на маститых преподавателей восточноевропейской закваски.

Я окончил хедер в 11 лет, перепрыгнув через класс. В наше время такое не практикуется. Одиннадцатилетним мальчиком я уже изучал Талмуд. Преподавание велось на идише, мы учили трактат «Кидушин». В 16 лет попал на лекцию раввина Аарона Котлера в ешиву «Лейквуд», очень впечатлился. Но меня отговорили туда поступать, мотивируя тем, что методика преподавания мне может не понравиться. И я пошел в ешиву «Мир». А потом перешел в «Лейквуд», там и остался.

Сейчас у нашей ешивы есть филиалы в Америке, Канаде и Европе. Инициатором изначально был раввин Аарон Котлер, именно при нем открылись филиалы «Лейквуда» в Филадельфии и Сент-Луисе. Как предсказывал рабби Гродзинский, раввину Котлеру удалось в полной мере возродить мир ешив.

— Перед евреями, которые приближаются к традициям отцов, стоит серьезный вопрос: как выбрать себе раввина? Должен ли это быть харизматичный человек? Мудрец, который наизусть знает Талмуд и «Шульхан арух»? Чудотворец?

— Лет сто тому назад раввины сели за большой стол и стали спорить, каким должен быть идеальный раввин — специалистом в Галахе или хорошим психологом, умеющим достучаться до сердец? Дискуссия продолжалась, пока не встал раввин Хаим из Бриска и не сформулировал критерии максимально четко: «Раввин должен быть отцом для своей общины и заботиться о каждом».

— То есть просто-напросто нянькой? А как же галахическая компетентность?

— Есть еще один критерий. Хафец Хаим сказал, что цель жизни еврея — это распространение Торы. Раввин Аарон Котлер писал, что человек никогда не должен удовлетворяться своим духовным уровнем. Надо стремиться покорять новые вершины. Именно таким был Моше, который рос духовно, в отличие от Ноаха, который служил Б-гу, но не стремился повышать уровень служения. Так вот, раввин должен быть примером духовного роста. У нас в Лейквуде есть немало людей со знанием Галахи и способностями к изучению Торы. Знатоков много, и поэтому нужен живой пример духовного роста.

Раввин должен уподобляться праотцу Аврааму, который поднимался ввысь, поднимая за собой весь мир. Нужно повышать уровень Б-гобоязненности, уровень знаний, никогда не останавливаться. И служить примером своей общине.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>