Если говорить  языком «штампов», на израильском музыкальном небосклоне, вот уже пару лет наблюдается совершенно необычное явление. Даже, можно сказать, феномен. Разгораются все ярче, угасать не собираются, и возникают  там и здесь, то на  джазовых фестивалях Иерусалима, то в маленьком Тель-Авивском театре «Карусель»,  то звучат  в спектаклях театра «Идиш», то в электронном балете «QZ999».

 В общем, они, как мерцающее огоньками НЛО,  внутри которого — нечто загадочное. 

Собственно, так и называются – «Неопознанные летающие субъекты» или «Unknown Flying Subjects». 

Сейчас их трое. Живут в разных городах Израиля.  Как правило,  встречаются в Иерусалиме на репитиционных базах и собственных  концертах. Попутно, решают еще кучу задач,  и  при этом умудряются зарабатывать хвалебные отзывы  у прессы и легкий шок у слушателей.  

«Неопознанные летающие субъекты»/«Unknown Flying Subjects»
«Неопознанные летающие субъекты»/«Unknown Flying Subjects»

Что собой представляет этот коллектив, даже с первого взгляда и не определишь.

 Ясно только, что публика часто испытывает  состояние катарсиса на их концертах.

Если очень грубо — то это электронная музыка. Но, в отличие от многих других музыкальных стилей и форматов электронной музыки, когда большая часть того, что происходит на сцене — это заранее записанный и продуманный звук, определенным образом производимый на свет, у этого коллектива на сцене нет компьютера. 

Но зато есть живое действие,  основанное на идее, того, что конечный  результат создается каждый раз заново во время спектакля. И это достаточно редкий случай в музыке.  

Совершенно невообразимое по своему воздействию на зрителя сочетание ню-джаза,  этники и классических симфонических традиций, дополненные импровизацией с помощью электронных инструментов и безупречной исполнительской техникой. 

Вот как, вкратце, можно охарактеризовать стиль этого коллектива, состоящего из 3-х участников — Йоава Лаховицкого (электронные барабаны), Бориса Шапиро (StrawberrySpinn)  – (программирование, синтезатор, самплеры) и  Михаила Агрэ (Master Ankh) (клавишные, аналоговые звуковые модули).

Михаил Агрэ – капитан этого «инопланетного» экипажа, человек во всех смыслах нестандартный. С «сумасшедшинкой» страстно влюбленного в свое дело и внешностью мистика,  обладающий при этом потрясающей харизмой и с пол-оборота заводящий публику. 

«Неопознанные летающие субъекты»/«Unknown Flying Subjects»
«Неопознанные летающие субъекты»/«Unknown Flying Subjects»

Михаил, как и другие участники группы, выходец из СССР. В 80-е годы прошлого века он был вдохновителем  и руководителем проектов «Джаз-модус» и «Доктор Фауст», которые выступали на многих международных джазовых фестивалях.  Пианист, композитор,  продюсер, а, по совместительству, еще и клинический психолог, он называет себя «Шейхом Тьмы» Shaykh Alzallam, и, между прочим, с полным правом.

-Это интересная история, —  рассказывает  участник коллектива Борис Шапиро.- Миша, сам по себе, очень неординарный, и, кроме  занятий музыкой, он многие годы интересовался разными философскими учениями, в том числе он участник одного из масонских орденов в Израиле. 

Еще в начале 2000-х годов Михаил Агрэ изучал Каббалу в иерусалимской ешиве «Бейт эль», а также получил вторую степень по клинической психологии. 

Шейхом он себя называет, потому что в какой то момент прошел посвящение одного из суфийских мистических обрядов, и он в принципе вполне легальный  шейх. Если посмотреть на видео выступления, можно увидеть его даже в традиционном костюме шейха, выступающим на сцене. Пройдя суфийское посвящение, Михаил сочетает  музыкальную терапию с суфийскими методами и в своей психологической практике. А в его музыкальных импровизациях  есть элементы  особой  энергетики, которая затрагивает и  трансформирует сознание слушателей. 

«Неопознанные летающие субъекты»/«Unknown Flying Subjects»
«Неопознанные летающие субъекты»/«Unknown Flying Subjects»

 На самом деле,  формат и стиль UFS Project — это очень эклектичный формат, как считает Борис.  Большая часть того, что происходит на сцене — это некий стык, с одной стороны,  современных электронных технологий, когда используются  синтезаторы и барабанщик играет исключительно на электронных барабанах, но музыка создается на основе ритмических мотивов с использованием классических музыкальных традиций.

А как же сам Боря стал участником этой необычной группы?  

— Миша очень известен в музыкальных кругах бывшего СССР, понятно, что в Израиле, он очень много работал с известными музыкантами и коллективами. Еще в период становления современной джазовой и рок-музыки принимал самое активное участие в «Поп-Механике» и тд. Кроме всего прочего, он лауреат несметного количества джазовых фестивалей и вообще всячески уважаемый музыкант и композитор. И именно этот человек придумал музыкальную философию UFS.  Мы с ним знакомы достаточно давно, на музыкальную и не на музыкальную тему, мы никогда вместе не работали,  я был очень польщен его приглашением и не мог отказать. Это было год назад примерно. Несмотря на то, что я, в оригинале, как музыкант, вообще-то клавишник, но был приглашен в группу в качестве семплериста, то есть человека, который производит звуки с помощью семплеров, (это такие своеобразные «мозги» — оцифрованные звуки разных музыкальных инструментов,  записанные в память электронного музыкального прибора), но, оказалось, что этого недостаточно. Я стал играть на клавишных инструментах, мы стали использовать в наших выступлениях технику «живого» диджейства. Кроме нас с Мишей, с нами играет очень талантливый молодой барабанщик Йоав Лаховицкий, он окончил Амстердамскую консерваторию, и, после долгих лет проживания за границей, вернулся в Израиль и очень удачно пересекся с нами. Стал частью нашего коллектива.

«Неопознанные летающие субъекты»/«Unknown Flying Subjects»
«Неопознанные летающие субъекты»/«Unknown Flying Subjects»

Очень много того, что они делают, можно назвать «авангардным джазом», элемент импровизации не только присутствует, но и  является громадной составляющей во всех  композициях. Да и этнический компонент довольно ощутим. Но, сами музыканты, принципиально не разделяют тот материал, который используют, на географические или культурные категории. 

— Мы легко и вальяжно берем на вооружение какие-то мотивы Ближнего Востока, Восточной Европы или Африки, смешиваем их с современной музыкальной канвой, не обезличивая, одновременно, самих  себя в наборе «музыкальных карандашей», которые используем, чтобы «рисовать» .

 Композиции, основанные на мелодиях, сопровождающих суфийские танцы и обряды, турецкая и болгарская фольклорная музыка, немало африканских мотивов, а в будущем и другая этника – для этих людей не просто  народная музыка,  облаченная в электронную оболочку.  Это еще один кирпичик,  из которого все складывается,  одно общее произведение, сдобренное джазовыми импровизациями и приобретающее свое особое и нереальное звучание.

Чтобы официально начать считать и ощущать самих себя  коллективом под названием «Неопознанные летающие субъекты»  Борис, предпочитает называть период  примерно одного года,  но основы написанного этим коллективом материала, конечно, закладывались гораздо раньше, именно ввиду сложности формата, как в написании, так и в исполнении.

«Неопознанные летающие субъекты»/«Unknown Flying Subjects»
«Неопознанные летающие субъекты»/«Unknown Flying Subjects»

— Я думаю, что в тот момент когда Михаил Агрэ понял для себя, что таких, как мы в мире единицы,  что этот проект действительно выделяется из всех существующих похожих форматов, что это действительно проект, играющий живую электронную музыку, а также в силу убеждения, он  легко уговорил нас, что это именно то, во что стоит вкладывать много усилий и времени. Он необычный в потенциале и интересный для слушателей.

Наша публика — это люди разных возрастов, причем, никак не ограниченные языковой средой, ведь музыка наша не основывается на текстах. Это люди, которым  близки сразу разные миры одновременно. Мир относительно сложной импровизационной музыки с одной стороны, а сдругой — музыкальный мир, живущий в новых  современных парадигмах звука — электронных, ритмических. Это люди,  которые могут прийти на концерты просто послушать, подумать, впечатлисться.  Но, зачастую, и это нас очень радует, мы видим людей, которые начинают двигаться телом, и это на самом деле намного ценнее, чем вежливые аплодисменты, потому что ты видишь прямое воздействие на публику того, что происходит на сцене.

Мы на своих концертах встречаем  20-летних ребят, но там же мы видим людей вполне себе зрелого возраста, и в этом, вероятно,  ценность нашей работы.  Люди разных возрастных категорий с разным багажом могут себя найти в том, что мы делаем. Ну, а самое интересное, для нас,  как для людей музыки, пожалуй, это реакция наших коллег- музыкантов на наши выступления. У нас было несколько ситуаций, и когда мы видели удивление на лицах этих людей, то, как они это воспринимают, это очень необычно. Потому что музыкант,  он слушает какие-то отдельные части, он ищет в музыке какой- то более профессиональный интерес и с большим трудом охватывает все целое. Это такая профессиональная деформация. А тут действительно люди говорили нам об общих впечатлениях и это очень было приятно и интересно.

«Неопознанные летающие субъекты»/«Unknown Flying Subjects»
«Неопознанные летающие субъекты»/«Unknown Flying Subjects»

Они пока еще только нарабатывают популярность в качестве музыкальной группы и не сильно озабочены выпусками новых альбомов, справедливо полагая, что времена изменились. 

 Если раньше музыканты играли на концертах, чтобы продавать свои альбомы, то сегодня  они распространяют свою музыку в свободном доступе в интернете, чтобы привлекать людей на свои живые выступления, и вся музыкальная индустрия идет именно в этом направлении.  

— Далеко не факт, что мы хотели бы записывать что-то в формате альбома. На данный момент, вся наша музыка, которую мы хотим показать, выкладывается в сети, на нашей странице в ФБ, на нашем ютьюб канале, она публикуется с открытыми правами, и, если  какой-то музыкант или продюсер захотел бы использовать наш материал и сделать что-то новое, мы в принципе не против, это открытый эксперимент. 

Для Михаила и его коллектива  поиск новых форм самовыражения и разного рода. экзерсисы с ними гораздо привлекательнее, чем то, что делает большинство. 

— Мы зачастую готовим отдельную уникальную программу для определенных мест. Для джазового фестиваля «Джаз-Глобус» в Иерусалиме, который пройдет в ноябре, например, создается совершенно новая программма. Нам очень нравится экспериментировать с форматом живого диджейского сета, который сопровождается синтезаторной импровизацией. Это вещи которые сегодня никто не делает, но нам очень интересно с этим «играть». И мы уже опробовали на нескольких концертах в Израиле именно такой формат выступлений. На ближайшем концерте в Хайфе в августе мы тоже будем этим заниматься, то есть, мы готовы создавать все время что-то новое, хотя есть, конечно, какое-то количество вещей которые нравятся нашей публике и которые мы играем везде. 

«Неопознанные летающие субъекты»/«Unknown Flying Subjects»
«Неопознанные летающие субъекты»/«Unknown Flying Subjects»

Еще одна особенность музыкальных спектаклей «Субъектов»  это почти полное отсутствие в них вокала. 

— Обычно мы используем, музыкальные семплированные отрывки, в которых может быть использован и вокал, но пока еще не экспериментровали с живым человеком, который что-либо говорил бы или пел на сцене. Хотя да, в наших композициях мы уже задумываемся об использовании голоса. Если бы использовали вокалиста, то  искали бы, наверное, человека, который что-то может повествовать со сцены и делать это в живом импровизационном режиме, экспромтом.  Ведь наша музыка тоже не строится как обычная песня, типа куплет- припев. 

У этих парней наполеоновские планы и они пробивают себе путь на международные, не израильские музыкальные площадки на всех континентах – фестивали, связанные с авангардным джазом, с традиционной и электронной музыкой. 

Это непросто, это не самоцель, но хотелось бы, чтобы как можно большее количество слушателей могли услышать то что они делают с музыкой.  Для каждой публики, каждого места и каждого времени  они находят какой-то свой уникальный музыкальный язык, подходящий,  для общения друг с другом и с публикой.  

С Борисом Шапиро беседовала Евгения Слюдикова.

Страница проекта в Фейсбуке: https://www.facebook.com/ufsproject