НАСТАВНИКИ: Директора московских еврейских школ


Школьники в"Лаудер Эц-Хаим"

Школа — это маленькая жизнь, хорошая школа — это прививка, благодаря которой, человек идет по жизни своим путем, умело преодолевая любые трудности. Почему считается, что еврейская школа — хорошая? Кто может учиться в еврейской школе? В чем ее отличие от обычной российской школы?.. Четыре уважаемых директора, любящих свою профессию и учеников с горящими глазами, дадут ответ на эти и другие вопросы.

Марина Моисеева, директор школы ОРТ

Марина Моисеева. Директор школы ОРТ (фото: Илья Иткин)

Марина Моисеева. Директор школы ОРТ (фото: Илья Иткин)

О себе: Родилась в Москве. Окончила МГПИ им. Ленина. Работала учителем, а с 1994 года — замдиректора Московской технологической школы ОРТ. В 1997-м — защита кандидатской диссертации, в 2000–2001-м — стажировка в Стэнфордском университете (США). Работа в Российской академии образования, в американской некоммерческой организации «Прожект Хармони Инк.», Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. С 2006-го — директор Московской технологической школы ОРТ (Гимназии №1540). Автор множества публикаций, включая учебники для педагогических вузов. Двое детей: сын и дочь.

В детстве я хотела стать ровно тем, кем стала. Где-то в районе 5–6-го класса точно знала, что хочу работать учителем. Только колебалась — учителем географии или истории. Ближе к 10-му четко решила, что буду учителем географии, потому что хотела много ездить, знать, общаться с людьми в разных странах. Я окончила Московский государственный педагогический институт им. Ленина. Много езжу, общаюсь с разными людьми. Веду географию, когда есть возможность. Ну и стала директором.

По традиции мы принимаем детей, у которых горит глаз. То есть, по крайней мере, они хотят учиться, и даже при том, что могут быть не очень успешными на уровне начальной школы (мы до недавнего времени принимали детей сразу в 5-й класс). Мы всегда просим родителей или ребенка принести что-то, что показывает, чем он интересуется.

Я никогда не позволю себе и коллегам решать вопрос, оставаться ли в школе ребенку, который явно по объективным обстоятельствам не справляется с программой, если ему тяжело просто потому, что у него нет возможности учиться дома или у него проблемы со здоровьем. У нас много таких детей, которым мы всем миром помогаем, тянем их. То есть эти дети оттягивают на себя огромное количество сил, времени, но мы идем на это, потому что это наша гражданская позиция.

Был такой случай. Я принимала девочку, которая окончила 9-й класс в обычной московской школе. Пришла и показала аттестат, в котором были в основном тройки. После чего я задала вопрос: «Хорошо. С оценками у тебя так себе. А чем ты увлекаешься в свободное время?» Она мне начала рассказывать с горящими глазами, как она занимается цифровой фотографией, как у нее здорово получается, как они с ребятами работают в фотостудии, как стараются найти свой путь на этом поприще. Мы ее взяли. Через два года она стала чрезвычайно успешным человеком. Поступила в педагогический на истфак и уже объехала полмира, параллельно продолжая расти как специалист по цифровой фотографии.

Если же к нам приходит замкнутый ребенок, важно выяснить причину замкнутости. Если ребенок не вступает в контакт на собеседовании, поскольку за него пытается говорить сидящая рядом классическая еврейская мама — заботливая, все за ребенка продумывающая сама, — тогда вопрос решаемый. В этом случае маме предлагают помолчать и дать возможность высказаться ребенку, дальше ребенок улыбается, смущается, но при этом чувствует к себе интерес и начинает достаточно быстро разговаривать.

Думаю, что долго и успешно педагогом может работать только тот, кто владеет таким важным качеством, как умение рефлексировать, смотреть на себя со стороны и, возможно, что-то исправить в своем поведении или отношении к ученикам. Нужно любить и понимать детей и все время расти самому.

 

Аарон Головчинер, директор школы «Месивта»

Аарон Головчинер, директор школы "Месивта" (фото: Илья Иткин)

Аарон Головчинер, директор школы «Месивта» (фото: Илья Иткин)

О себе: Родился в Москве в 1977 году. Окончил гимназию в 1567-м. Окончил РГМУ им. Пирогова, МГПИ. Работал в основном в школе «Месивта», проходящей под разными названиями. Помогал моэлю в центре «Брис Йосеф Ицхок». Дети: Эльёгу, Михоэл-Михл, Шломо-Яаков.

Я начал соблюдать, когда мне было 13 лет. Помню, в каком состоянии все здесь было. Помню очередь за кошерной курицей, которую привозили раз в месяц. В Марьиной Роще вот тут стояли, давились. А потом раввины и их помощники буквально из ничего построили целую систему.

При приеме я всегда стараюсь показать, что у нас нет формального подхода, что мы все делаем вместе. Поэтому поначалу я предлагаю пойти посмотреть школу, классы. Если понравится — будем говорить дальше.

Что меня совершенно не подкупает — это ложь. Человек может прогулять урок, может напортачить. Но когда он отпирается, начинает обвинять в этом другого, придумывать кучу всего — этого я терпеть не могу. Если же честно придет и расскажет, что, допустим, проспал, прогулял — тогда ладно.

Если говорить про образование, самое главное, что хочется видеть в ученике, — его заинтересованность. Можно попытаться вложить в человека гигантское количество знаний, но, если ему это неинтересно, он вызубрит и забудет через 10 минут. Если же интересно, он, даже если что-то не успел понять, потом это доберет. Поэтому, при разговоре с учениками, да даже с любым человеком, мне главное — заинтересовать. Показать, что есть путь, куда можно двигаться.

Р. Мотл Козлинер, из хабадников, закаленных в боях. Он говорил, что учебная организация — это прививка. Когда человек идет во взрослую жизнь, у него есть куча разных болезней, и возможности поболеть или переболеть зависят от множества разных обстоятельств. Школа — она дает жизнь в очень маленьких дозах. И то, что человек реализует на протяжении своей жизни, во многом он получает в школе. Он привыкает к жизни и учится сам бороться с трудностями.

Я стараюсь перед решением какого-то важного вопроса собрать наибольшее количество мнений. Поэтому общаюсь с учителями, завучами, секретарями, потом уже принимаю решение. На любую проблему нужно смотреть с нескольких сторон, и работа в коллективе очень важна. Считаю, что авторитарность зачастую вредит.

Из последнего… У нас мальчик учился не самый соблюдающий. Он пошел гулять. Его остановила полиция, документов у него не было, и его отправили в одну из детских больниц, пока его не заберут родственники. На меня должны были прислать доверенность. Что меня потрясло, когда я пришел, мне сказали: «Заберите его скорее, он у нас ничего не ест». Не самый религиозный мальчик, который попал в незнакомую обстановку, сказал: «Я трефное не ем». И ничего не ел два дня.

Еврейский коллектив — это дом, это как семья. И решают люди все по-родственному. Большая семья, большая коммунальная квартира, все живут вместе, кто-то чем-то недоволен, кто-то свет вечно не выключает. Но изначально все понимают, что деваться некуда, что семью не выбирают. И здесь то же самое.

 

Григорий Липман, директор Центра образования №1311 «Тхия»

Григорий Липман, директор школы №1311 (фото: Илья Иткин)

Григорий Липман, директор школы №1311 (фото: Илья Иткин)

О себе: В сфере образования с 1966 года, то есть 47 лет. Работал старшим вожатым, учителем математики, замдиректора школы, начальником пионерского лагеря, замдиректора московского городского дворца пионеров на Ленинских горах. Директор еврейской школы №1311 уже 22 года, с момента ее открытия. Награжден званием заслуженного учителя России. Две дочери (тоже педагоги) и 5 замечательных внуков.

В 19 лет я понял: мое призвание — работа с детьми. Хотя поступил изначально в технический вуз, но после поездки в пионерский лагерь вожатым ушел в педагогический, а через год пришел работать в школу. В российской (советской) системе образования тружусь с 1966 года. В еврейской — с 1991-го. Переломным моментом стало посещение Израиля, именно оно сподвигло меня уйти из российского в еврейское образование. Мой отец был соблюдающим человеком до последних дней своей жизни и когда я принял такое решение, он был счастлив, что я сделал это при его жизни.

Системы обучения в России и Израиле разные. В Израиле до сих пор часть выпускников при окончании школы не получают аттестат зрелости (багрут), и это позиция государства, которое считает, что если не сейчас — значит, потом получат, и вообще аттестат — не для всех. В российском образовании все выпускники должны обязательно получить аттестат. В начальной школе израильская система подразумевает постепенное приобщение ребят к учебе. Там сидят на полу и занимаются в свое удовольствие. «Пахать» они начинают в 15–16 лет. Российская система предполагает с первого класса требования к уровню знаний, которые проверяются всевозможными тестами, контрольными работами и т.п. Какая система лучше или хуже — трудно сказать. Когда к нам родители привозят детей из Израиля, то мы принимаем их на класс или два ниже.

Школы сейчас делятся на те, которые стремятся дать образование через обучение, и те, которые стремятся дать образование через воспитание. Мы пытаемся дать и первое и второе, уделяя большое внимание самому ребенку как личности. Что приятно, многие наши выпускники потом помогают школе, приходят работать педагогами. А хулиганистые ребята после окончания школы очень часто проявляют себя серьезными специалистами с глубокими знаниями. Я очень рад, что школу помнят, вспоминают и ценят.

По какому принципу отбираем учителей? Главное — это профессионализм в сочетании с доброжелательностью. К примеру, если на улице, прохладно и педагог интуитивно подходит к детям и советует им застегнуться, надеть шапку и пр., чтобы они не простудились. Это очень важный показатель для педагога. Я очень рад, что в школу приходят работать выпускники.

Почему идут учиться и работать в еврейскую школу? Безусловно, там лучше, спокойнее, меньше всякой грязи, там хорошие и добрые отношения между педагогами и учениками. Но это не главные причины, ради чего надо идти в еврейскую школу. Надо идти для того, чтобы не только «брать», но и для того, чтобы учиться «отдавать». Это один из основных принципов еврейского воспитания. Очень важно также, чтобы глаза светились у всех, чтобы хотелось делать что-то для других.

 

Юлия Ясинская, директор ГБОУ СОШ №1621 «Лаудер Эц-Хаим» 

Юлия Ясинская, директор школы №1621"Лаудер Эц-Хаим" (фото: Илья Иткин)

Юлия Ясинская, директор школы №1621″Лаудер Эц-Хаим» (фото: Илья Иткин)

О себе: Окончила Московский государственный лингвистический университет им. Мориса Тореза, затем — аспирантуру МГУ им. М.В. Ломоносова. Лауреат конкурса «Учитель года – 2005», победитель конкурса «Учитель третьего тысячелетия – 2008», обладатель гранта Москвы в сфере образования, автор учебника по английскому языку, обладатель общественной награды – ордена «За пользу Отечеству».

В детстве, как и многие из нас, мечтала о романтических профессиях, долгое время занималась профессиональным спортом. Окончила институт иностранных языков с отличием. В системе школьного образования работаю уже 22 года.

В людях больше всего ценю увлеченность своим делом. Увлеченность исключает равнодушие, и в этом смысле сложно не согласиться с предостережением известного польского писателя Бруно Ясенского: «Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и ложь».

Самым большим несчастьем в жизни считаю уныние. Оно подрезает крылья, не дает дышать, не дает думать. Проблем и сложностей в жизни нам всем хватает, для их решения мне приходят на помощь оптимизм и уверенность в том, что нежелание — это тысяча причин, а желание — это тысяча возможностей.

Я верю в такие возможности для каждой из школ. И здесь важны стратегия и расстановка приоритетов, которые напрямую связаны с ожиданиями родителей по отношению к современной школе. Интересно, что по результатам исследований сегодня родители, помимо высокого уровня знаний по традиционным дисциплинам, таким как математика, иностранные языки, естественные науки, ожидают, что их дети станут лидерами, обладающими аналитическими, творческими навыками, будут открыты для диалога, сумеют работать в команде, проявят инициативу, принципиальность в принятии решений. Нашим детям прививается также одна из важных особенностей еврейского мироощущения: мир духовный и мир материальный дополняют друг друга — человек, идущий по пути духовного становления, и в материальном мире будет благополучен.

Нашим воспитанникам от полутора до 17 лет. Это путь длиною в четверть человеческой жизни! Современные дети стоят на перепутье: один путь — путь посредственности и социального упадка, второй ведет вверх, к безграничным возможностям человека и надеждам мира. Я верю, что каждый ребенок может пойти вторым путем, если ему показать его. Но где ему научиться идти этим путем, если не дома и не в школе? Когда это произойдет, если не сейчас? Понимая и принимая ответственность за правильность выбора каждого ребенка, наша школа объединила не только коллектив профессионалов-единомышленников, но и усилия отечественных и зарубежных партнеров, деятелей культуры и представителей бизнеса, духовных руководителей еврейской общины.

Самой большой наградой за свою работу считаю слова одного из ее учеников: «Мама, это школа, о которой я мечтал!»

 

Еврейские школы Москвы

Школьники в"Лаудер Эц-Хаим"

Школьники в»Лаудер Эц-Хаим»

Еврейское образование в постсоветской Москве отмечает свое двадцатилетие. Из стен различных учебных заведений вышли тысячи евреев, которые знают Тургенева и Бялика, Рамбама и Бердяева. Синтез еврейской мудрости и общеобразовательных знаний, которыми славились советские школы, оказался успешным. Еврейские школы пользуются заслуженной популярностью. Время подвести промежуточные итоги.

«Лаудер Эц-Хаим»

Школа №1621 «Эц Хаим» была создана 1 сентября 1992 года и функционировала первоначально как учебно-воспитательный комплекс с еврейским этнокультурным компонентом образования, затем была преобразована в среднюю общеобразовательную школу с дошкольной ступенью образования (с 2000-го). Важной особенностью школы является воспитательная работа, построенная на сочетании принципов еврейской традиции и высоких требований современного поликультурного высокотехнологичного общества. Принципы еврейского воспитания ориентированы на формирование цельной, активной личности, способной эффективно взаимодействовать с внешней средой и оставаться при этом независимой.

«Месивта»

Общеобразовательная еврейская школа для мальчиков. Основана в 1999 году по инициативе раввина Берла Лазара. Специфика школы заключается в том, что принципы традиционного еврейского воспитания и образования сочетаются с преподаванием общеобразовательных дисциплин. В сентябре 2000-го переехала в дом 19а по улице Образцова, в старое кирпичное здание на территории бывшего Бахметьевского гаража. Общежитием служило помещение на улице Чаянова. За 10 лет своего существования «Месивта» успела выпустить более ста учеников. Выпускники продолжили свой путь в самых разнообразных направлениях — от религиозного (в рамках московской ешивы «Томхей-тмимим») до светского (МГУ, МГИМО и др.).

Школа Липмана

Школа №1311 была создана в октябре 1991 года как одна из первых национальных школ в России. Изучение английского языка, иврита, культуры и традиций еврейского народа начинается уже в начальной школе. После уроков для детей есть возможность самореализации в изо- и скульптурной студиях, кружках вышивки, мультипликации, детском хоре. Средняя и старшая школа (5–11 классы) дает полноценное современное светское образование и приобщает учащихся к истории, культуре и традициям еврейского народа. Большое внимание уделяется взаимодействию с семьей и совместной проектной работе учащихся, педагогов и родителей. Характерным примером является общешкольный проект «Семейный альбом», который ежегодно проводится на базе школьного музея «История семьи — история народа». В 10–11 классах школа предлагает учащимся выбрать один из двух профилей обучения: гуманитарный с погружением в интернет-технологии или гуманитарно-технологический с углубленным изучением технологии телевидения. 

ОРТ

Технологическая школа ОРТ была открыта в 1994 году совместно с Московским департаментом образования и Всемирным ОРТ. Учебный план гимназии включает все обязательные для средних школ предметы российского учебного плана, а также предметы еврейского цикла: иврит (3–4 часа в неделю), история и традиции еврейского народа, география Израиля. Обучение еврейским дисциплинам проходит по учебным планам и программам, утвержденным Министерством образования Израиля. Помимо российских, в школе отмечаются еврейские национальные праздники и памятные дни. Школа активно участвует в международных образовательных проектах с использованием телекоммуникаций, программах международных обменов. В школе работают учителя из Израиля — преподаватели иврита.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

1 Комментарий

  1. FontsDownloadFree

    22.08.2015 at 03:48

    Мойше-Борух Бейниш работает заместителем директора Месивты по внеклассной работе.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>