МИХАИЛ СТАВРОПОЛЬСКИЙ: «Ходи в кипе, главное – хорошо работай!»


Михаил Ставропольский (фото: Илья Иткин)

Михаил Ставропольский — глава молодежного отдела МЕОЦ. «В мою первоочередную задачу по договору входило открыть молодежный клуб и руководить им. Есть много проектов, не реализованных до сих пор по разным причинам», — делится он с нами.

Семья, детство, мои университеты

— Расскажите, пожалуйста, о своих корнях, своей семье.

— Обычная советская еврейская семья. Мои родители познакомились через знакомых. Можно сказать, шидух, типично еврейское сватовство. Мама из Славиты, с хорошим идишкайтом. Дедушка ее был помощником раввина, коэном. Помнит, как носила дедушке курочку к шохету, как в семье разговаривали на идиш, чтобы дети не понимали. (Так и выучивали идиш.) Видела, как дедушка молится, и все вещи знала с детства.

У папы — другая история. Дедушка был на фронте, а вернувшись, узнал, что всю семью — жену, детей, бабушку-дедушку, братьев — 11 человек расстреляли в Харькове. Прадедушка никуда не хотел уезжать, потому что был парикмахером, который в Первую мировую войну стриг немцев и говорил, что они — прекрасные, культурные, воспитанные люди. Многие говорили… И, вернувшись, Мойше Лейбович, в свое время ходивший в хедер, стал «украинцем» Михаилом Леонидовичем. На еврействе стало табу. Хотя мой папа каким-то чудом, родившись после войны, все-таки был обрезанным. Я прошел обрезание в 14 лет.

Маца и пасочки красовались у нас на столе одновременно. Конечно, мы не придавали этому никакого религиозного значения. Даже, по-моему, красили яйца. С 10 лет я был в сохнутовских лагерях. «Объевреил» полкласса — водил их на всякие мероприятия. Не имея никаких еврейских корней, мои одноклассники надевали золотые маген-давиды. Так я везде и всегда вел пропаганду еврейства.

— Где вы учились?

— Я учился в трех школах: обычной, музыкальной и школе искусств. Театральное мастерство, КВН. Еще в 9–10-м классе пошел в театр студенческих миниатюр, даже поездил на гастроли. Сцена и все с ней связанное привлекали меня с детства. Видеокамеру, которая у нас появилась очень рано, я тоже быстро освоил. Экспериментировал с разными видеофокусами, даже записывал какие-то «телепередачи» с одноклассниками.

Институт я окончил с тремя красными дипломами — бакалавр, специалист и магистр. И все бесплатно — на вступительных экзаменах получил по специальности высший балл. Правда, я страдаю от врожденной безграмотности (я даже списать без ошибок не способен), но она никак не связана с моим интеллектуальным багажом.

Духовной наполняющей для меня является музыка. В подготовительной группе я занимался на фортепиано. Потом у меня были проблемы с бронхами, и мне посоветовали заниматься на духовом инструменте. Я выбрал кларнет и проводил в музыкальной школе намного больше времени, чем обязывала программа. Заходил в другие классы, изучал разные инструменты. В конце концов я окончил музшколу по классу кларнета и саксофона. Учился профессионально играть на гитаре, затем играл в оркестре на национальном контрабасе, был балалаечном, потом воплотил свою мечту — купил настоящий, скрипичный контрабас. Кларнет — до сих пор для меня очень еврейский и очень душевный инструмент, который дает мне возможность выразить свои эмоции.

— А что важнее в искусстве — бесспорный талант или все-таки кропотливый труд?

— Любой вам скажет, насколько важен талант. Но труд тоже не менее важен. Был ли я талантлив, когда поступал? Наверняка был. Больше, чем в математике или физике. Но остальное — это труд.

Путь в еврейство

Михаил Ставропольский (фото: Илья Иткин)

Михаил Ставропольский (фото: Илья Иткин)

 

— А когда начался ваш путь в еврейство?

— Брит я сделал в 14 лет. Но это не основной этап перехода от «еврейства» к «иудейству». В то же время начал ходить в синагогу, накладывать тфилин. Но быстро ушел, потому что чувствовал «промывание мозгов», и мне это совсем не нравилось. Скорее всего, мне просто плохо это подавали, потому что духовный-то поиск был, вот в чем суть!

— Духовный поиск продлился в университете?

— В институте в ходе духовных поисков я пошел на йогу. Мне понравились мысли и суть происходящего. Пока не поставили перед нами фотографию основательницы школы с идеей передачи энергии и т.п. Идолопоклонство в чистом виде. Это не для меня. Потом еще лет пять прозанимался в эзотерической группе, где была хорошая философская школа, хороший гуру. Там я стоял на голове и голову на ноги засовывал. А похожие философские идеи я потом обнаружил у себя, в хасидизме. Иногда мне по старой привычке звонил раввин города, приглашал в синагогу. Но не было времени: я учился, работал на трех работах и ходил на йогу. Синагога никак не входила в мой график.

— Но все-таки она туда как-то вошла?

— После института у меня появилось больше свободного времени. Я поехал по программе «Таглит» отдыхать в Израиль, а моя нынешняя жена была там вожатой. Мы были с ней знакомы лет восемь по тусовке, но только тут начали плотно общаться. У Стены Плача написали одинаковые записочки. Я понимал, что моя супруга обязательно должна быть еврейкой. Это — то, что мне передали родители. Был уже готов к серьезным отношениям, к женитьбе. Ни я, ни она не были религиозными.

В Харькове мы продолжали перезваниваться, однажды позвонил — она в синагоге, на программе «Старс», куда пригласила и меня. Зашел после работы, посидел на уроке и понял, что очень похожие вещи слышал в эзотерике. Начал разбираться, и все духовные составляющие нашел в хасидизме. Так все сошлось: оказывается, я все бегал вокруг да около, а вот оно — близкое и родное. Потом, с Б-жьей помощью, была хупа. Потихоньку вместе, параллельно брали на себя какие-то вещи. Жена зажигала свечи, я купил себе тфилин. Все постепенно, по нарастающей.

Насущный хлеб

— Так кто же вы с женой по специальности? Где успели поработать до приезда в Москву?

— Супруга окончила медучилище. Психотерапевт по образованию, она работала старшей медсестрой в поликлинике. Бесплатно оказывала психологическую помощь ребятам при синагоге.

А я доблестно проработал шесть лет на украинское государство в юридической академии — организовывал городские праздники: День Победы, День города, 8 Марта, День суда, День прокуратуры. Ну и, помимо «обязательной программы», частные корпоративы, презентации, праздники. Пока вопрос шабата не стал острее. Все гулянки, свадьбы были по субботам. А надо же было как-то зарабатывать на жизнь. Но Всевышний всегда помогает, если человек действительно этого хочет. Я стал сильнее, нанял штат, организовывал мероприятия, и получалось так, что я молился в синагоге, а мероприятия шли.

— Шабат шабатом, а ваш внешний вид клиентов не пугал?

— Когда я отрастил бороду и начал носить кипу, то вдруг подумал, как же я во всей этой красе буду ходить на работу. Спросил раввина, он сказал подойти к директору и рассказать все как есть. Я подошел. Директор сказал: «А в чем проблема? Ты — еврей, я — грек. Ходи, пожалуйста, себе в кипе, главное — работай хорошо!»

Смелости мне добавляло то, что наш мэр, Геннадий Адольфович Кернес, в 50 лет сделал обрезание. Губернатор — еврей по папе. И я себя отлично чувствовал в кипе при таком городском руководстве.

— Так что же изменилось?

— Пришлось уволиться, потому что работа занимала слишком много времени. Родился ребенок. А на госслужбе платят одинаковую сумму, независимо от количества мероприятий в месяц. У нас было очень популярное место — лучший концертный зал в городе, и количество желающих провести мероприятий на нашей базе постоянно увеличивалось. Понял, что только теряю деньги — на частные мероприятия времени не остается, а именно они были основным источником дохода. В общем, ушел хорошо, красиво. И уехал отдыхать в еврейский лагерь в Крыму на все лето, с женой и ребенком.

Там я тоже организовывал вечерние мероприятия в креативной компании. Жена с ребенком отдыхали, а я отрабатывал. Там же отдыхала и Мирьям Баренбаум. Они подружились с моей супругой, и она сказала, что в Москве им такие люди нужны. Мы и не думали о переезде. Ни в Москву, ни в Киев. Конечно, хотелось какой-то еврейской деятельности. Но у меня уже были расписаны мероприятия с сентября по декабрь. Одни елки кормят тебя потом еще впредь на полгода!

И на тот момент мне уже позвонили из Института управления при президенте Украины и позвали работать туда. Меня сразу предупредили, что зарплаты — небольшие, но мне важны были не зарплаты, а время. Мне предложили полуторачасовые занятия раз в неделю с госслужащими, в основном обучать их техникам публичных выступлений. Плюс мероприятия — конференции, концерты. Меня это устраивало, хотя всю зарплату я тратил на такси, чтобы успеть вовремя. Но зато была трудовая книжка. Я ходил в кипе, бородатый и получал колоссальное удовольствие от всей этой ситуации.

В Москву!

Михаил Ставропольский (фото: Илья Иткин)

Михаил Ставропольский (фото: Илья Иткин)

 

 

— И все же как вы оказались в Москве?

— Вдруг перед Суккотом приходит сообщение от Мирьям: «Я рассказала о вас раввину, и он ждет вас на собеседование». А я только устроился на новую работу! Но решил поехать, взял все дипломы, награды. Рав Берл Лазар на все это даже не посмотрел, пообщался со мной минут пять и сказал оформляться. Меня звали, «чтобы поднимать молодежные массы». И назначили встречу с ответственным во вторник, а у меня в понедельник репетиции, встречи! Я был в шоке, сказал, что не могу. «Но я вас прошу!» — обратился ко мне Берл Лазар. Я уже понимал, кто это такой, и как я мог отказаться? Остался. Дома мы с супругой долго не думали и решили: или сейчас, или никогда. Так мы обрубили концы и просто приехали. Мы же хабадники!

— И каковы ваши цели?

— Цели нужно ставить, однозначно. Но сделать 10 бритов — это не цель. Цели нужно не количественные, а качественные. Мы же духовными вещами занимаемся!

— И что вы можете предложить обывателю? Кстати, какого возраста? Что в вашем понимании «молодежь»?

— Лет 17–27. И в самом деле, что мы им можем предложить? Тору, хасидизм, ценности? А нужно ли это тому самому потребителю, когда на дворе XXI век и можно вбить в интернет «хочу Тору» — и получить ее в любом виде и количестве? Но есть и те, кто не знает, что они этого хотят. И здесь нужны другие инструменты. Что мы хотим? Цель нашей деятельности очень проста: чтобы были хупы, чтобы еврейский народ остался еврейским народом. С Б-жьей помощью кто-то будет надевать тфилин, сделает обрезание и начнет повально ходить на молитву, изучая там Тору? Мазаль тов! Счастью нет предела! Не начнет, но найдет себе еврейскую жену и будет иметь хоть какие-то понятия о еврейских традициях? Тоже повод для счастья! Нужна молодежная тусовка с правильными идеями, без дискотек, без женского вокала.

— Тусовка при синагоге?

— Я был против, чтобы клуб находился в здании МЕОЦ. Тусить в синагоге?! Страшно даже подумать. Нужно четко понимать, что «люди в черном» вызывают у людей негатив. Я сам такой, как есть. Но мне кажется, что больше пользы и себе, и людям я приношу в таком виде, чем одетый в костюмчик. Я не учился в ешиве, не учился в еврейской школе, нигде не учился. Мне позволительно. Я обычный, религиозный, соблюдающий парень. Все. Точка. Ничего раввинского во мне нету. И я, извините, не оставлю сейчас жену, чтобы пойти учиться в ешиве. Учусь, как могу. И на уровне моих «прихожан» могу давать какие-то советы. Но когда они растут, когда я их довожу до какого-то предела, то передаю их дальше, к более просвещенным людям. И они ходят, занимаются. Я не могу давать ответы на галахические вопросы.

— Это ваш стандартный метод?

— Методы — они индивидуальные. На кого-то нужно дотошно давить: «Ты еще не сделал брит?! Да как ты можешь! Что ты себе думаешь?!» А кому-то достаточно только чуть-чуть намекнуть, что есть такая вещь — обрезание, что это важно. С Б-жьей помощью мне обычно удается почувствовать, что кому подходит. Потому что, слава Б-гу, у меня каждый месяц от двух до пяти бритов.

— И в чем вы видите корень своего успеха? Что главное?

— Я говорю на их языке. Главное — быть честным и перед собой, и перед людьми. Может, кто-то хочет в моем лице видеть Учителя, Наставника, и мое «фривольное» поведение его сбивает с ног. Я объясняю: если у человека борода, это еще не значит, что он раввин. И открыто заявляю, что я — не раввин. И нужно говорить открыто, по-честному и то, что нужно собеседнику, а не то, что нужно тебе. Никто никому ничего не должен! Нужно понять, почему человек пришел к тебе в синагогу или в клуб. Может, человек пришел посоветоваться, как похоронить свою кошечку по-еврейски, а ты к нему лезешь: «Давай накладывай тфилин!»? Можно предложить между делом, но ни в коем случае не давить: «Надевай тфилин! Срочно!» Это не мой подход. Можно и выпить за кошечку. Главное — составить атмосферу, чтобы человеку было приятно.

— Но вот представим ситуацию: новый человек заходит к вам в клуб, и как на него реагировать?

— Увидишь нового человека — подойди, поинтересуйся, что ему нужно, чем ему можно помочь. А не просто давай ему визитную карточку: «Позвони по этому номеру и придешь ко мне на шабат!» Начни говорить. Если видишь, что тебе есть что ему предложить, — пожалуйста: «Оставьте мне номер вашего телефона, я знаю, кто вам может помочь». Потом позвонишь, поздравишь с праздником. Пошлешь СМС или приглашение «ВКонтакте» на какое-то мероприятие. Но не будешь навязчивым. Я часто переписываюсь с ребятами «ВКонтакте». Глубокой ночью, часа в три-четыре. Достаточно просто начать диалог: «Рад был тебя видеть на шабате! Ну как тебе?» И человек сам начинает тебе открываться, делиться видео, ссылками, становится своим. В Москве это нужно. Москва — снобский город. Искренние, чистые отношения — ценность. Ребята, мне кажется, за этим часто сюда и приходят. И важно показать, что ты нормальный человек и тебе ничего взамен от него не надо, ты только готов давать.

— А что дало вам новое место: хорошую зарплату или что-то еще?

— Зарплатой на новом месте я похвастать не могу. «Гешефтов» здесь не делаю, хотя ко мне уже обращались с заказами, но я целиком и полностью отдаюсь работе. Но мы же все-таки люди духовные? Есть какие-то проблемы, но мы тешим себя, что делаем благое дело. Никто у меня «домашку не проверяет», но я же сам понимаю, насколько это важно! В Харькове есть маленький кошерный магазинчик, садик и школа, но настоящая еврейская жизнь — она здесь, в Москве. Для детей тут совсем другой уровень образования. Да и для нас самих.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>