ЕВРЕЙСКОЕ ЛЕТО: отдых для души и тела


Лагеря

Лето набирает обороты, и мы продолжаем исследовать возможности для еврейского отдыха (первую часть «конструктора каникул» ищите в июньском номере журнала).

Если вы еще не отправили детей в лагерь, то можете поехать вместе с ними в семейный — именно в таких местах, вдали от проверки уроков, споров о том, кто выгуливает собаку и моет посуду, порой и формируется то, что мы называем семьей.

Нет времени на большой отпуск? Найдите возможность выбраться за город хотя бы на выходные — шабат вместе с другими еврейскими семьями всегда больше, чем шабат. Это еще и возможность в спокойной атмосфере разрешить семейные конфликты, образумить бушующего сына-тинейджера или даже устроить сватовство для засидевшегося в холостяках родственника.

Ну и, наконец, летом можно просто отправиться в путешествие в самые экзотические точки планеты. Оказывается, кашрут доступен даже в индийских тропиках и диких лесах Финляндии.

Отличных каникул!

 

ЦЕНТР «ЭШЕЛЬ»

Рав Сегев Фридман родился и вырос в Израиле и никогда не задумывался об отъезде. Но будущая жена Эстер еще до свадьбы рассказала ему, что видит свою личную миссию в работе с русскоязычными евреями — когда-то сам Любавичский ребе велел ее отцу, раву Ицхаку Когану, не терять в семье языка, поскольку репатриантам из СССР потребуется помощь.

И вот уже 10 лет Сегев и Эстер Фридман живут в России, вполне привыкли к чрезмерной серьезности россиян, причудам российского сервиса и довольны медицинской помощью. Эстер занимается в Москве еврейским детским садом, а рав Сегев — ешивой и школой шойхетов. По совместительству супруги работают «хранителями очага» на общинной даче в подмосковном Раменском, где организуют отдых, шабаты и праздники для пожилых людей и еврейских семей

Семейный центр для всех

 Рав Сегев. Этот центр был основан на месте бывшего детского лагеря, в конце 90-х годов община смогла его купить за хорошую цену. Место выбрано не случайно — неподалеку отсюда в советские времена работал единственный в этом районе шойхет. А сейчас ученики московской школы шойхетов приезжают сюда, чтобы проходить практику на Раменском мясокомбинате. Сначала здесь стояли только старые лагерные корпуса, позже некоторые были отремонтированы, а другие снесены — на их месте появились новые, современные. Теперь у нас есть 16 хороших мини-квартир, миква, бассейн, банкетный зал, детская площадка. Всем этим занималась община синагоги на Бронной и организация «Эшель», которая помогает пожилым людям. Теперь сюда на отдых приезжают еврейские семьи и подопечные фонда «Эшель» — не так давно была группа ветеранов. Для пожилых людей мы обычно устраиваем барбекю, приглашаем музыканта, который играет целый день. Они танцуют, молятся, едят хорошую еду, посещают уроки Торы. Ну а семейные программы у нас в основном бывают на праздники и шабаты. Многие москвичи живут далеко от синагоги, и у них из-за этого проблемы. Бывает, что мужчина идет в синагогу, а жена и маленькие дети не могут, например, нет возможности пойти с коляской. Ну а у нас такие семьи могут провести праздники, полностью погрузиться в атмосферу соблюдения. По закону субботы можно гулять по нашей территории, дети могут находиться на свежем воздухе, а взрослые — молиться, изучать Тору, общаться. Каждый год мы устраиваем шествие Лаг ба-Омер. Собирается община — и дети, и пожилые люди. И мы проходим круг по улице с музыкой, читаем по дороге Тору, стараемся немного осветить мир. Мы здесь давно, местные жители к этому привыкли, мы с ними добрые соседи.

Эстер. Чтобы попасть к нам, нужно узнать в синагоге на Бронной, когда у нас проходят семейные шабат-семинары. К сожалению, пока мы не принимаем гостей так часто, как хотелось бы, но в следующем году планируем расширить семейную программу. К нам приезжают люди не только из синагоги на Бронной, но и из других общин.

Атмосфера соблюдения

Рав Сегев. Были времена, когда почти у каждой семьи была дача, но сейчас многие люди в Москве с трудом могут себе позволить даже квартиру, и тем, у кого есть маленькие дети, некуда поехать на выходные. Мы рады, что наша община создала такое место, куда люди могут приехать семьями, где у них есть кошерная еда, синагога, все, что нужно для кошерного отдыха. В некоторых семьях соблюдает только один супруг. И зачастую благодаря поездкам в шабат в наш центр муж и жена договариваются о каком-то уровне соблюдения, приемлемом для обоих: это происходит благодаря тому, что несоблюдающий супруг увидел, что все не так страшно, как он думал. Это помогает навести мосты внутри семей, помогает людям избегать ссор. Бывало, к нам приезжали и несоблюдающие, но им достаточно было один раз побыть в атмосфере соблюдения, чтобы этим проникнуться. Иногда человек приходит такой холодный, смотрит на всех исподлобья, но после того, как с ним поговорят, окажут немного внимания, он отогревается. Типичный шабат начинается у нас с зажигания свечей. Затем женщины уходят на урок, после которого еще обсуждают свои дела. Обычно эти посиделки занимают у них больше двух часов. У мужчин в это время проходят молитва и короткий урок. Потом мы все вместе собираемся в зале на трапезу, во время которой поем песни, произносим тосты, что-то рассказываем. Утром перед молитвой есть урок для мужчин, можно выпить чай или кофе. После молитвы проходит трапеза. Днем мы снова расходимся на мужские и женские уроки, а затем вечерней молитвой заканчиваем субботу. У нас всегда есть какая-то программа для детей, чтобы они не мешали родителям заниматься. К тому же дети и сами во время занятий узнают о традициях, о праздниках.

Эстер. Женщины обычно читают Теилим, гуляют на свежем воздухе, знакомятся, общаются, обсуждают темы, которые их волнуют. Бывает, что и сватовство тут происходит — одна женщина рассказывает про своего мальчика, а другая — про дочку подруги.

Субботы по-российски и по-израильски

Рав Сегев. В Израиле, в отличие от России, каждая суббота — это большой праздник. Люди целыми семьями приходят в синагогу. Синагога — это место, где все собираются, общаются, решают какие-то проблемы, вместе занимаются воспитанием детей — дети из одной общины обычно ходят в одну школу. Община живет единой жизнью. А в России члены общины зачастую живут отдельно друг от друга. Женщины порой встречаются всего на два часа среди недели, а в субботу не имеют возможности выйти из дома, просто закрываются на целый день в квартире. А те, у кого маленькие дети, не имеют и этих двух часов. В Израиле дети почти не сидят дома. Они после школы обедают и сразу бегут гулять с друзьями, живут активной жизнью. Когда мы жили в Москве, наши дети после школы тоже сидели дома, потому что никто не гуляет. Ну а в Раменском можно гулять сколько угодно! И когда люди приезжают сюда, они имеют возможность целую субботу провести на свежем воздухе, поговорить с другими людьми. Когда к нам приезжают гости на шабат, здесь все заполнено — в одном конце, на площадке, играют дети, в другом месте люди сидят на лавочках, общаются. Именно так, по описаниям, в старину выглядели еврейские местечки…

Еврейский мир — это улей

Эстер. Община — от слова «общение». Мы рады, что у евреев, живущих в Москве, есть место, где они имеют возможность пообщаться. По этому поводу вспоминается один еврейский анекдот. «В одной синагоге все время доносился шум с женских балконов. Однажды в синагогу пришел новый человек, который указал раввину на этот шум и предложил повесить в женских ложах большие таблички со строгим предупреждением о запрете разговоров во время молитвы. Раввин нехотя, не с первого раза, согласился. Женщины перестали разговаривать, в синагоге стало тихо. Через какое-то время люди стали просить раввина нанять для общины врача — дети все время болели. Затем потребовался психолог — супруги стали часто ссориться, нужен был человек, разрешающий конфликты. Через некоторое время евреи стали требовать и сваху — в городке три месяца не было ни одной свадьбы, ни одного сватовства. И в конце концов раздосадованный раввин решил все проблемы разом: «Уберите таблички с балконов, пусть женщины общаются!» Мы создаем комфортные условия для того, чтобы люди могли делиться проблемами, делаем семинары на актуальные темы, например, «супружеские отношения», «воспитание детей», приглашаем психолога, который помогает разобрать различные ситуации как с психологической, так и с религиозной стороны. Бывало, наши семинары помогали некоторым семьям разрешить существующие проблемы. Конечно, здесь не происходит сиюминутных чудес, но, когда люди приезжают к нам постоянно, мы порой видим, как со временем они учатся решать проблемы, например, связанные с переходным возрастом детей или внутрисемейными отношениями. Но я не думаю, что такие перемены в жизнях людей — это только наша заслуга. Еврейский мир как улей: если где-то один начал строительство — другие подхватили, если где-то что-то сломалось — все вместе чинят. Мы здесь делаем только часть работы. В Москве есть синагога, центр, где есть кружки для семей, и так далее. Ну а здесь лишь часть этого паззла — своеобразная еврейская дача, куда люди едут, чтобы получше познакомиться, еще больше сблизиться.

Рав Сегев. Когда люди приезжают сюда, мы живем вместе, мы каждую минуту на виду друг у друга, нет никаких секретов. И поэтому здесь мы влияем друг на друга больше, чем когда просто встречаемся в синагоге и разговариваем несколько минут.

Эстер. Поскольку мы с детьми постоянно живем здесь, в Раменском, вдалеке от общины, для нас большая радость, когда сюда приезжают люди. Мы стараемся помочь им чем можем, но не чувствуем на себе ответственности за решение всех человеческих проблем, всем людям может помочь только Всевышний. Но если удается что-то сделать, то не чувствуешь эмоциональной усталости, потому что, когда человек дает, он еще больше получает. Если к нам обращается кто-то с проблемой, которую мы не можем решить, мы направляем его дальше, пробуем найти тех, кто может. У нас такая большая община, что всегда кто-то находится.

 

ЛАГЕРЬ «ГАН ИСРОЭЛЬ»

Один из главных вожатых лагеря — Ицхак Аникиёнок учился в ешивах в Москве и Израиле. Полученные там знания с удовольствием использует на практике в школе «Месивта», где является волонтером как вожатый и организатор внеурочных мероприятий. До сих пор поддерживает связь с вожатым времен своего детства, именно он стал для Ицхака примером того, каким должен быть еврейский юноша. Свободное время посвящает учебе и общинной деятельности

История лагеря

Лагерь «Ган Исроэль» был основан в середине прошлого века в США движением «Хабад» при активном участии отца раввина Берла Лазара. Лагерь назван Любавическим ребе в честь еврейского лидера Исраэля Бааль-Шем-Това. К тому же это название означает «Сад Израиля», что символично: дети — это подрастающее поколение еврейского народа, а каждый ребенок как росток — если его повредить в детстве, то он, как и дерево, вырастет с дефектом. Этот сад Израиля с детства нужно выращивать в еврейском духе.

Сила корней своего народа

Заботясь о «саде Израиля», наших детях, мы стараемся создавать внутри лагеря еврейскую атмосферу, чтобы каждый ребенок мог почувствовать себя частью чего-то общего, почувствовал связь со своим наследием. Этому способствуют и вожатые из других стран, которые подают живой пример. После лагеря дети возвращаются в привычную для них среду, но при этом они заряжены эмоциями, которыми мы с ними поделились.

Дети, которым сложно

Конечно, бывают дети, которые не очень вписываются в лагерную жизнь, обычно уже на второй день они стоят на линейке в самом конце шеренги, не бегают с остальными ребятами. Чаще всего сложности возникают с теми, для кого единственным внешкольным развлечением является компьютер или планшет, они все время хотят закрыться от мира, побыть у компьютера в одиночестве, а активная лагерная жизнь их поначалу отталкивает. Но мы работаем с такими детьми индивидуально, стараемся интегрировать их в отряд, и обычно в конце смены они вливаются настолько, что не хотят уезжать.

Табу на зубную пасту

Мы стараемся не допускать таких традиционных лагерных развлечений, как ночное намазывание пастой или битва подушками, поскольку они могут создавать для некоторых детей атмосферу дискомфорта. Мы стараемся строить отношения с детьми на позитиве, пытаемся подтолкнуть ребенка к выбору такой модели поведения, которая позволит комфортно сосуществовать всем детям, не прибегая к дисциплинарным взысканиям. Ведь ребята приезжают к нам отдыхать.

«Поймай вожатого» и «Бюрократ»

Все дети с нетерпением ждут мероприятий, которые позволяют им отыграться на наставниках. Например, у нас есть игра «Поймай вожатого»: вожатые прячутся по всему лагерю, убегают от детей, а те должны схватить их и передать главному вожатому, который подсчитывает, сколько всего «принес» каждый из отрядов.

Еще одна любимая игра лагеря называется «Бюрократ», она проводится по мотивам тех времен, когда советские евреи должны были пройти через множество инстанций, чтобы получить разрешение на выезд в Израиль. В то время как дети «получают» паспорт, визу, разрешение на выезд, согласие родственников, по лагерю бегает полиция и отбирает паспорта. Победивший отряд получает так называемый «Билет в Израиль» и «уезжает» — то есть получает какое-то поощрение (например, вечерний поход в бассейн, кинопросмотр).

Дети, они такие разные

В Москве многие ребята учатся в еврейских школах, ходят с родителями в общину, для них все это не ново. И нам приходится добавлять какие-то виды деятельности с так называемым wоw!-эффектом, но с каждым годом детей становится все сложнее удивить. Есть и дети, которые открыты для информации, с большим желанием узнают что-то новое. Стараемся для каждого найти свой подход.

Расставание и новые встречи

Расставание проходит нелегко… Но, наверное, это и есть лучший показатель успешности прошедшей смены. После отъезда детей мы обычно собираемся со всеми вожатыми, чтобы подвести итоги. И в этот момент осознаем, что не просто отработали смену, а как будто прожили целую жизнь… Сразу после подведения итогов начинаем планировать следующий год. Лагерь надолго не отпускает. Ну а лучшая награда за труды — это увидеть в следующем году знакомые лица ребят. И они возвращаются к нам снова и снова.

 

ЛАГЕРЬ «ЭЦ-ХАИМ»

Рав Берл Цисин руководит лагерем «Эц-Хаим» 15 из 22 лет его существования. Сам он в лагеря никогда не ездил — для мальчика, получающего от дедушки традиционное воспитание, даже в школе общение с другими детьми было мучением. Окончил МИИТ, но строителем железных дорог так и не стал: поработав администратором в Марьинорощинской синагоге, получил образование в ешивах Израиля, США и России. Сейчас руководит общиной «Шамир» в московском районе Перово, где родился и вырос.

О правилах лагеря

Наш лагерь отличается от других российских еврейских лагерей тем, что в нем совместно отдыхают дети из светских и религиозных семей, причем первых — большинство. Сама атмосфера лагеря способствует тому, чтобы девочки воспринимали еврейский образ жизни. Не всегда это происходит сразу, многие приезжают к нам на протяжении 5–6 лет, и это, конечно, оказывает влияние на их жизнь.

Мы призываем наших воспитанниц носить в лагере кошерную одежду, не ходить в маечках и брюках. Но за нарушение этого правила никого, разумеется, не наказывают, не ругают, не унижают, а просто разговаривают, объясняют — наши вожатые так любят детей, что с ними никто не чувствует себя не в своей тарелке. Интересно, что многие девочки приезжают в джинсах, но через несколько дней им самим хочется переодеться в юбки.

 О лагерной жизни и «цветной войне»

Каждое утро мы проводим небольшую 15-минутную молитву, у нас также есть занятия по традиции еврейского народа, но большую часть времени занимают спорт, развлечения и игры. Дети делают спектакли по мотивам сюжетов из Талмуда, Торы. Часто по вечерам отряды показывают свои постановки друг другу, а лучшие из них в конце смены — гостям лагеря.

Самое ожидаемое мероприятие лагеря — это «Цветная война». Она начинается внезапно (дата строго засекречена) с какого-то розыгрыша, после которого лагерь делится на две части, каждая получает определенный цвет. Затем две команды соревнуются в знании традиции, в спорте, пении, танцах, рисовании. Вожатые выставляют баллы, которые и определяют победителя. Впрочем, разница обычно совсем невелика, так что побеждает дружба. Зачастую эта война продолжается полтора дня, лагерь допоздна не спит, все готовятся к конкурсам.

 О миссии вожатых

Все наши вожатые — волонтеры, которые приезжают в Россию из США и Израиля за свой счет и работают бесплатно. Они считают эту работу своей мицвой, заповедью. Ведь еврейский народ — это единый народ: если что-то не так у евреев России, то евреям из Канады тоже плохо. Сейчас уже нет нужды, как раньше, помогать российским евреям деньгами. А вот помощь в виде духовных знаний, знаний о Торе, о еврейском образе жизни всегда нужна. Ведь во времена советской власти у нас это было потеряно, и для восполнения пробелов нам нужна помощь людей, которые всегда жили в традиционной атмосфере.

В течении последних 18 лет в качестве главной вожатой лагеря «Эц-Хаим» приезжает к нам гражданка Канады рабанит Хана Лея Раппопорт. Она привозит с собой очень интересные обучающие и развлекательные программы для лагеря, которые осуществляют около 30–40 помощниц — российских и иностранных вожатых. Этих помощниц Рабанит Хана Лея отбирает сама в течение всего года на конкурсной основе.

 Мост от детей к родителям

Часто бывает, что через детей, которые приезжают к нам в лагерь, мы воздействуем и на родителей. В идеале родители должны передавать детям традиции, но в наше время это зачастую не так. Бывает, ребенок, изучающий Тору, отказывается от некошерной пищи, и тогда родителям приходится кошеровать свою домашнюю кухню и покупать кошерную еду. Иногда из-за таких нестыковок в семье даже возникают проблемы — ребенок хочет соблюдать шабат, а у родителей другие планы. Но здравомыслящие родители понимают, что они что-то упустили в жизни, и раз уж они не получили еврейского воспитания от собственных предков, то нужно, чтобы дети восполнили этот пробел. И многие вслед за детьми тоже приобщаются к еврейской жизни.

Любовь к родителям у нашего народа в крови, поэтому дети должны понимать, что родители не виноваты в том, что они не соблюдают заповеди и не передали их своим детям. Сам факт, что те отправляют детей в еврейский лагерь или школу, чтобы они знакомились с еврейским образом жизни и учили наши традиции и культуру, уже достоин уважения.

 О еврейской душе

Не бывает еврейских детей, которые не прижились бы у нас в лагере, не прониклись бы еврейским духом. У каждого еврейского ребенка есть еврейская душа, нужно только до нее достучаться. Главное — делать это с любовью, она покроет все. Говорить с детьми нужно от сердца к сердцу, что и делают блестяще наши вожатые.

 Перспективы

В нашем лагере больше ста девочек от 6 до 17 лет, многие из них — ученицы московской школы «Эц-Хаим». Некоторые выпускницы нашего лагеря и школы «Эц-Хаим» едут на учебу в один из американских колледжей, который предоставляет стипендии. Спонсоры оплачивают их проживание в США в течение всего времени учебы. Многие из них так скучают по лагерю, что во время каникул едут к нам вожатыми.

 

ЛАГЕРЬ «ИЕРУСАЛИМСКАЯ СКАЗКА»

Михаил Симановский. 25 лет. Не женат, но задумывается о семье. Окончив МГТУ имени Баумана, несколько лет работал инженером-конструктором, а затем специалистом отдела оперативного контроля и управления проектами в «Роскосмосе». Завершив карьеру в науке, стал «профессиональным евреем»: сейчас является директором московского «Гилеля» и директором семейного лагеря «Иерусалимская сказка». Перед этим посещал еврейский детский сад, пел в еврейском хоре, ездил на семинары «Гилеля» и был мадрихом в разных лагерях.

Один день лагеря

Обычно после завтрака мы идем на море, там играем с детьми в футбол, настольные игры, настольный теннис. Затем дети идут на занятия с вожатыми, а у родителей есть час свободного времени, после которого занятия начинаются и у родителей. В течение дня программа идет почти без перерыва, все время можно в чем-то поучаствовать. У детей после групповых занятий начинаются творческие мастерские — танцы, арт, музыка, иврит, театр или мастерская по теме дня. Вечером — большое общее мероприятие.

Тема лагеря

У каждой лагерной смены и каждого лагерного дня есть какая-то тема. В прошлом году лагерь проходил в Италии, и общая тема звучала так: «Гениус Локи: трудности перевода». Мы смотрели на нашу повседневную жизнь через призму трех культур — итальянской, еврейской и русской. Ну а темы дня были посвящены кухне, театру, ремеслам, особенностям домов и так далее. В этом году лагерь проходит в Юрмале, а темой мы выбрали «Двенадцать». И, разумеется, речь идет не только о 12 коленах Израиля. Но больше ничего сказать не могу, пусть это будет сюрпризом — о лозунгах дня люди узнают обычно каждое утро.

 Лагерь будущего

На мой взгляд, это лагерь будущего. Потому что дети, которые много лет ездили в еврейские лагеря и изучали там одни и те же темы, уже выросли. Сейчас у них уже есть собственные семьи, и базовые знания о еврейском мире они передают детям сами. У нас же всегда есть что-то новое, это общеобразовательный лагерь с упором на еврейскую культуру. Мы даже преподаем основы иврита. Конечно, после лагеря дети не заговорят на нем, но они хотя бы узнают, кто такой Бен Йехуда, научатся говорить «Я люблю…», «Я хочу…» и считать до 10. Мы воспитываем привычку и желание узнавать что-то о еврейской культуре.

 Для кого этот лагерь

Наш лагерь считается светским, к нам едут в основном нерелигиозные семьи, но мы встречаем шабат, рассказываем о традициях и стараемся сделать так, чтобы и те, кто знает много, и те, кто знает мало, чувствовали себя одинаково комфортно. Еда у нас кошер-стайл, запроса на строгий кашрут пока просто не было, но, думаю, при необходимости мы могли бы организовать кошерное питание для одной или нескольких семей.

 Место встречи детей и родителей

В повседневной жизни взрослые обычно весь день на работе, дети в школе, встречаются они только вечером, а все общение часто сводится лишь к проверке уроков. Мы же даем родителям возможность пообщаться с детьми в уникальной обстановке, где дети порой знают больше, чем взрослые. Иногда дети в течение дня узнают больше нового, чем родители, и на вечернем общелагерном мероприятии лучше отвечают на вопросы и справляются с заданиями. У нас родители общаются с детьми на равных, а не с позиции «я знаю больше, я главный». А ведь это так важно с точки зрения воспитания!

 Цдака и лагерь

Однажды в качестве вечернего мероприятия мы провели благотворительный аукцион. Все дети в течение смены готовили для него поделки. Вырученные деньги — 2500 евро — мы передали с помощью Еврейской семейной службы на покупку коляски для девочки с ДЦП. Мне кажется, детям важно видеть, что вокруг их уютного мира есть люди с проблемами, такие же дети. Ну а многие взрослые в тот вечер по-настоящему раскрылись — некоторые ничего не покупали, а просто давали деньги. Цдака — это очень важная еврейская ценность, которую мы пытаемся транслировать в своих лагерях.

 Миссия лагеря

Миссия нашего лагеря — привить людям еврейские ценности и показать, что они касаются не только людей в шляпах и с пейсами, а близки нам всем. Мы показываем, что все мы, каждый из нас, часть большой общины. Однажды во время лагеря было обострение ситуации в Израиле, и мы вместе читали «благословение за мир». Когда стало известно, что трех израильских ребят убили, мы читали поминальный Кадиш. Мы не только делаем все это, но и объясняем, почему это важно для еврейского мира.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>