ЕВГЕНИЯ МИХАЛЕВА: Еврей может любить русскую культуру


Евгения Михалева (фото: Женя Потах)

Генеральный директор Федеральной еврейской культурной автономии заинтересовалась общинными организациями из-за атмосферы антисемитизма. С приходом Михалевой в «Гиллель» игра на гитаре по субботам была прекращена, хотя полностью религиозной наша героиня не стала. ФЕНКА — новый этап в жизни современного еврейского лидера.

Своих прадедушек я не застала. Говорят, они были религиозными евреями. Единственное яркое воспоминание из детства, связывающее меня с еврейством, — это наличие мацы в доме. От меня эту мацу прятали, чтобы я ее случайно не поломала.

Тема войны и Холокоста была с детства какой-то особо глубоко прочувственной. Возможно, потому, что мама много рассказывала о войне и любила военные песни и фильмы. Возможно, потому, что у нас было много родственников на Украине. Многие погибли. Я сама родилась в Москве, но мама моя — из Нежина. Первый раз я там была в 16 лет. Потрясла разрушенная синагога, полное ощущение попадания в фильм Андрея Тарковского — вода и солнечные лучи через разбитую крышу… А как бабушка пела украинские песни!.. Длинные и протяжные, с еврейской болью в глазах…

Еще я помню, что бабушка с дедушкой сразу переходили на другой язык, когда им было нужно поговорить о чем-то секретном и было важно, чтобы мы их не понимали. Позднее я узнала, что это был идиш. И так уж вышло, что бабушки и дедушки говорили на идише, а я выучила иврит. При этом я с большим пиететом отношусь к людям, изучающим и сохраняющим идиш, хотя сама и не испытываю потребности говорить на нем. Например, мне было важно, уже работая в Федеральной еврейской национально-культурной автономии, участвовать в совместном проекте при поддержке Совета Европы и Министерства регионального развития по изданию идиш-русского словаря.

Как потом выяснилось, очень многое я с детства воспринимала по-еврейски, даже не осознавая этого. Например, постоянное копание в себе и поиск истины. Однажды я ехала на свадьбу и везла дорогущий подарок, который мы купили с друзьями вскладчину. Я попросила водителя машины на минуту остановиться, чтобы купить букет цветов. Подарок я оставила в машине. Короче говоря, пока я выбирала букет, машина исчезла в неизвестном направлении. Хорошо, что я взяла с собой сумку! Настроение было испорчено. Пришлось срочно искать новый подарок. К счастью, я успела найти что-то взамен потери и даже не опоздала на свадьбу. За столом, я разговорилась с приятелем и поведала о своих злоключениях, на что услышала очень мудрый совет: «Послушай! Ты должна радоваться, что у тебя произошла такая история. Ты в своей жизни сделала что-то не так, и Всевышний мог наказать тебя, например, через какой-то недуг. А тебя наказали всего лишь материально — радуйся!»

Черные очки против русского народа

В смутные времена начала 90-х я ехала в троллейбусе в солнечных очках. И какой-то тип начал кричать, что я надела черные очки, потому что не хочу видеть проблемы русского народа. Вдруг в троллейбус вошел подвыпивший мужчина, тоже в тонированных очках. Он принял эти высказывания на свой счет и буквально вышвырнул антисемита из автобуса. А вот мое поступление в аспирантуру было не таким веселым. Как выяснилось позднее, мой же научный руководитель выразил сомнение, что еврей может по-настоящему любить русскую культуру (у меня был диплом по русскому фольклору), поэтому справедливее на мое место взять человека с более низкими оценками, но с «правильной» национальностью.

Как человека, глубоко ценящего и любящего русскую культуру, являющегося частью этой культуры, меня эта ситуация глубоко потрясла. И в еврейский мир я, собственно, пришла, чтобы понять, почему это я не могу любить русскую культуру. Так все и закрутилось. Потом были курсы «Агудат Исраэль», программа для преподавателей «Мелтон», лидерская программа «Банчер»… И вскоре я из учителя русского языка и литературы превратилась в преподавателя еврейской истории и традиции. Сначала работала в ульпане «Сохнута», потом — в Московском еврейском университете, а в 1994 году открыла «Гилель». На момент завершения моей гилелевской карьеры в 2004 году я руководила «Гилелем» России, Средней Азии и Закавказья.

Американский и израильский «Гилель» существенно отличаются от российского. Там речь идет о внутрикампусной организации при университетах, куда может прийти любой еврейский студент и, с одной стороны, познакомиться с еврейским обществом, парнями и девушками, а с другой — помолиться, кошерно поесть. Живут в кампусах студенты из других городов или стран, которые приехали учиться и хотят чувствовать себя комфортно. Настоящее-то название — «Бейт Гилель», «Дом Гилеля». Чтобы люди пришли и почувствовали себя как дома.

Руководители международного «Гилеля» были очень открыты и готовы предоставить нам возможность экспериментировать в рамках нашего собственного видения, чтобы «Гилель» прижился в России. Был запущен пилотный проект. Сначала мы собирались у меня на квартире. Потом нам дали помещение — квартиру в жилом доме — совместно с другой организацией. А когда уже все раскрутилось, нашли средства и сняли отдельное помещение.

Меня называли самым ортодоксальным директором «Гилеля». На общих шабатах, например, мы не играли на гитаре. Кто хотел поиграть — мог сделать это в другой комнате, потому что нам было хорошо и без гитары, а ортодоксально настроенные ребята «под гитару» проводить каббалат шабат не могли. Мне было важно, чтобы было комфортно и приемлемо для всех, чтобы всем было хорошо. Постепенно еда на семинарах из «кошер стайл» превратилась в кошерную… Некоторые ребята начали соблюдать. Причем, чем больше было отторжение вначале, тем более ортодоксальными многие из них становились потом.

Что же касается меня, синагога, в которую я редко хожу, ортодоксальная, на Горке. При всех своих еврейских сантиментах, со своего самого первого еврейского семинара в Каунасе в 1991 году я чуть было не уехала! Ничего не понимала — кругом толпа, бегают, что-то непонятное читают, зачем-то радуются… Осталась только ради новой подруги — чтобы та не «мучилась» там одна. За что я ей до сих пор благодарна.

День рождения Киселева

Проработав 10 лет в «Гилеле», я ушла. Тогда международный «Гилель» планировал делать упор на кампусные организации при университетах. На тот момент мне казалось, что этот путь ошибочен, точнее — преждевременен. Сознание людей должно было измениться, стать более толерантным и открытым. Сегодня ощущение еврейства для ребят гораздо более комфортно. И вообще быть евреем сегодня проще и понятнее. Я ушла, навсегда сохранив при этом любовь, преданность и трепетное отношение к «Гилелю», моему детищу и первому рискованному стартапу.

Теперь о ФЕНКА — Федеральной еврейской национально-культурной автономии. Властям всегда хотелось упорядочить свои отношения с национальными общинами. В 1996 году был принят закон «О национально-культурной автономии». Наша автономия была зарегистрирована в 1999-м. Какое-то время закон практически не работал. В 2005-м закон вновь начал раскручиваться, именно в этот момент и начался «фенковский» период моей жизни. Для меня это был очередной своеобразный стартап. Только тут пришлось не только создавать новое, но и перекраивать существующее, что всегда сложнее.

По закону ФЕНКА — светская организация, работающая со всеми национальными общинами. В ее компетенцию входит эффективное взаимодействие с властью как в центре, так и в регионах, проведение проектов и программ, способствующих построению межнационального диалога и согласия и направленных на гармонизацию межнациональных отношений в нашей стране, поддержка и продвижение еврейской общины. Все эти годы я остаюсь генеральным директором ФЕНКА. Работы много, особенно последние годы. Получили несколько Президентских грантов и субсидии Минэконома. Активно привлекаем средства, проводим свои конкурсы проектов.

Как у любой грантодающей организации, у нас есть свои приоритетные темы. Мы занимаемся ивритом, идишем, проводим семинары для преподавателей, образовательные проекты, конференции. Есть у нас совместные проекты и с другими еврейскими организациями: и с ФЕОР, и с КЕРООР, и с МЕРО, и с РЕК… И мне бы хотелось с ними пересекаться больше. Мы активно взаимодействуем с ФЕОР в борьбе с наркозависимостью, алкоголизмом и т. п. С КЕРООР и МЕРО проводим мероприятия на День Иерусалима, с РЕК проводили кинофорум «Рукопожатие», посвященный столетию со дня рождения замечательного человека — Николая Киселева, который вывел с оккупированной фашистами территории через линию фронта 218 евреев. И, разумеется, неоднократно мы делали совместные проекты с «Гилелем». Вот, например, только что проводили молодежный благотворительный квест.

Как улучшить отношения

Я вижу, что у людей гигантская проблема с проектным менеджментом. Недостаточно просто генерировать идеи, воплотить идею в проект — вот задача. А уж довести дело до конца — воплотить проект в реальность — это умеют единицы. Мы, с одной стороны, обучаем людей проектному менеджменту, а с другой — делаем это на примере межнациональных проектов. И если государство готово выделять средства на межнациональные проекты, в итоге все остаются в выигрыше — и национальные организации, и государство. Кроме опыта и знаний, улучшаются отношения между людьми, строится диалог и взаимодействие. Путь разъединения не конструктивен, будущее за взаимным узнаванием и взаимообогащением культур.

Иногда организации закрываются и общины не выживают из-за элементарного отсутствия профессиональных навыков у их лидеров. У нас очень редкий «продукт на рынке», и с ним надо работать профессионально. Понятно, когда предлагаются конкретные услуги больным, старикам или детям. «Улучшение межнациональных отношений», как вы сами понимаете, не простая услуга. А отношения улучшаются! Я вижу это на собственном примере. Неформальное общение и взаимодействие меняют отношение.

Научить человека за один семинар невозможно. Но помочь ему узнать какие-то методы, подходы можно.

У нас был проект по методике форум-театра. Это когда люди собираются и проигрывают конфликтные ситуации, сами становясь их героями и разрешая их в своем сознании. Это был проект для педагогов и воспитателей поликультурных центров и этнолагерей, обучающий, как в молодежной среде преодолевать межнациональные конфликты.

Я — за узнавание культур и за взаимообогащение, я — за хорошие, комфортные отношения друг с другом, чтобы все мы хорошо чувствовали себя в России.

Учиться у других национальностей

Когда я вижу результаты своей деятельности, например, встречаясь с еврейскими семьями и детьми тех ребят, с которым я 10 лет работала в «Гилеле», когда мы просто общаемся и когда вместе продолжаем заниматься благотворительными проектами, я чувствую, что, наверное, живу не зря. И сегодня я вижу, что делаю много полезного для еврейских общин в разных городах. И, несмотря на то, что у некоторых мой энтузиазм иногда вызывает скепсис, меня это не останавливает — мне не привыкать.

Энтузиазм вообще много дает. И для повышения уровня собственного профессионализма, и для человеческого общения, узнавания друг друга. Собственная увлеченность, заинтересованность, неравнодушие меняют отношение и настроение. А профессиональный подход помогает строить отношения на совершенно другом уровне. Те же власти в разных городах перестают относиться к нашим организациям как к просителям, воспринимают нас серьезно и уже сами хотят участвовать в наших проектах. Мы становимся партнерами.

Поверьте, держит меня на моем месте не зарплата. Во-первых, у меня есть некоторое ощущение некой личной миссии. И я буду работать до тех пор, пока буду чувствовать себя нужной. Я ощущаю себя составным элементом большого понятия «еврейства», и для меня это важно. Это значимая часть моей жизни, часть меня.

Можно многому научиться у разных национальностей! Я для себя постоянно извлекаю из этого общения что-то новое. Но главное, что, зная культуру другого, человек более уважительно относится и к своей собственной. Кстати, это тоже еврейская мудрость — умным называют того, кто учится у каждого. Можно много разговаривать друг с другом, но по-настоящему узнать другого человека можно, только начав что-то делать вместе.

Мне вообще нравится делать то, что не делают другие, регулярно искать новые горизонты. Это моя мотивация. Это то, что дает мне силы.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>