Совладелец KVP Group, в которую входят крупнейший золотой трейдер –  компания «Лот-Золото», старейшая московская сеть ломбардов «Мосгорломбард», а также блокчейн-платформа по управлению золотыми активами GoldMint, рассказал о своем бизнесе, современном рынке ломбардов и важности благотворительности

Нашему собеседнику 37 лет, и последние пятнадцать лет он занимается предпринимательством: находит ниши и создает новые компании. Начинал с рекламного агентства в далеком 2003 году, потом у него был успешный опыт в области мобильных разработок: его компания DaSuppa Studios стала первопроходцем на рынке мобильных игр. Затем занимался венчурными проектами, был ментором нескольких известных стартапов. Последние 2-3 года тесно связан с миром золота. В июне 2016 года вместе с партнерами основал компанию «Лот-Золото», которая занимается скупкой невостребованных залогов у ломбардов и перепродает аффинажным заводам. За первые полгода «Лот-Золото» достигла оборота в 2,1 млрд рублей, сейчас цифры еще выше. 

– Вы неуклонно следуете вековым традициям этого классического еврейского бизнеса или стараетесь его осовременить?
– Я задумался над преобразованием ломбардного рынка в целом и решил его сделать эффективным, высокотехнологичным, удобным как для владельцев ломбардов, так и для их клиентов. Мы действительно много работаем над этим, уже внедрили ряд технологий – фактически, мы меняем рынок, который был неизменным последние 300 лет. Более того, весной 2018 года мы купили старейшую московскую сеть ломбардов «Мосгорломбард» и сейчас превращаем ее в высокотехнологичный бизнес. Согласно архивным данным, официальным сроком основания «Мосгорломбарда» считается 1923 год, но некоторые документы указывают, что сеть работала еще в 1905 году.
В мае 2017-го мы запустили проект GoldMint, внутри которого разрабатываются по-настоящему уникальные и для России, и для всего мира технологии, они произведут революцию на мировом ломбардном рынке. По крайней мере, я и моя команда в это верим и каждый день над этим работаем.
В результате появился целый холдинг KVP Group, он специализируется на золоте. Надо сказать, мой интерес к этой отрасли не случаен – ведь, например, та же ювелирная отрасль тоже считается традиционным еврейским бизнесом. Надеюсь, с золотом я связался надолго. Кстати, название холдинга расшифровывается как «Касса Взаимопомощи». И это не пустые слова.
– Каково современное положение дел в ломбардной сфере?
– В настоящее время происходит процесс «обеления». По сравнению с временами «дикого капитализма» изменилось и само понимание ломбардного бизнеса. Все эти процессы позволяют рынку ломбардов развиваться, так как делают его более прозрачным, а значит и эффективным. Например, мы в лице компании «Лот-Золото» предложили собственный финансовый высокотехнологичный сервис по быстрому выкупу невостребованных залогов и за два с половиной года работы стали лидерами на рынке. Сегодня «Лот-Золото» продает аффинажным заводам более 5 тонн золота в год, оборот компании уже превышает миллиард рублей в месяц. Ломбарды по своей сути являются более социально ответственным бизнесом, чем микрозаймы, а их в последнее время появилось очень много, и они сажают людей в долговую яму. Ломбарды никогда не дают больше денег, чем люди могут вернуть. Наконец, ломбарды являются строго контролируемыми организациями со стороны Центробанка, на них есть куда пожаловаться, им есть что терять. Более того, в деятельность ломбардов не входит работа с коллекторами или изучение кредитной истории. Агрессия при работе сведена к минимуму, а если не успеваете выкупить товар в срок, то по закону остается еще один месяц. В начале работы мы можем предоставить всевозможные льготы, которые позволяют людям взять деньги и пользоваться ими бесплатно на протяжении нескольких недель. Для многих подобное является единственным выходом.
Одновременно я открыто признаю и многие проблемы. К примеру, приносишь золотое украшение, которое покупал за 15 тысяч рублей, а в ломбарде дают только 5 тысяч. Подобное, безусловно, разочарует, но поделать ничего нельзя. Ломбарды платят и будут платить за золото по рыночным ценам за определенный вес без учета стоимости бренда, работ и всевозможных накруток.

Дмитрий Плущевский (фото: Eli Itkin)
Дмитрий Плущевский (фото: Eli Itkin)

– Какие цели ставит перед собой GoldMint?
– В основу работы GoldMint положена идея о необходимости снижения стоимости ломбардного займа. Сегодня выделяются две основные проблемы, влияющие на стоимость. В первом случаеэто высокая цена квалифицированной экспертизы оценщика и общие накладные расходы, а в другом это недоступность недорогого банковского финансирования. Для Центрального банка работа ломбардов пока еще является недостаточно прозрачной, регулятор относит их деятельность к пятой категории риска, под которую требуется стопроцентное резервирование. Связано это с тем, что в ломбардном бизнесе очень высока доля наличного оборота, а это, в свою очередь, связано с тем, что так удобней клиентам ломбардов. Ведь деньги им нужны, как правило, здесь и сейчас, а перевод на банковскую карту может занять несколько дней. Подобное создает проблемы, которые мы стремимся решить, в том числе с помощью разных проектов GoldMint.
– Вы упомянули об уникальных технологиях, которые произведут революцию на мировом ломбардном рынке. Что вы имели в виду?
– Например, мы разработали роботизированный вендинговый аппарат размером с обычный банкомат. Он предназначен для хранения изделий из золота, но самое главное, он может автоматически их оценить: в него встроены гидростатические весы и суперсовременный спектрограф. Такой аппарат позволит исключить человеческий фактор при оценке ювелирных изделий и получения залога. К тому же все данные о транзакциях попадают в блокчейн, то есть вся работа ломбарда будет прозрачна. Подобного нет ни в России, ни в мире. Уже сейчас имеется спрос на наш аппарат со стороны ломбардов, банков, ювелирных магазинов и различных финансовых организаций. К тому же мы сами на базе этих аппаратов в ближайшем будущем начнем строить крупнейшую автоматизированную сеть ломбардов в России.
– В прошлом месяце было выдано рекордное количество кредитных карт, покупательская способность населения продолжает падать. Как подобное сказывается на бизнесе?
– Ломбардный бизнес напрямую зависит от того, что происходит в стране, и особенно с банковским сегментом. В нашем случае точкой отсчета является 2014 год. Именно тогда ЦБ начал регулировать деятельность ломбардов, что заметно изменило расстановку сил. Интересно, что снижение покупательской способности негативно влияет на деятельность ломбардов: как правило, люди закладывают лишние деньги и золото, а не то последнее, что осталось. Есть ли корреляция, что чем хуже ситуация в стране, тем лучше идут дела у ломбардов? К сожалению, да, она присутствует.
Сегодня портфель ломбардных займов в России оценивается в 60 миллиардов рублей. Это много, но не идет в сравнение с триллионами рублей, выданных в кредитах банками. Портфель ломбардов не растет быстрыми темпами. Скорее, можно говорить о перераспределении внутри ломбардного рынка: он консолидируется, становится более централизованным. Одновременно сокращается число нелегальных ломбардов. С учетом того, что со следующей весны вопросы к источникам получения средств со стороны банков возрастут, есть вероятность, что у ломбардов будет некое преимущество. В последнее время также возросло число мелких предпринимателей, которые не могут получить кредиты в банках и вынуждены обращаться к нам.
– Какой средний размер займа?
– Порядка 7-10 тысяч рублей.
– А максимальный?
– Существует сегмент Luxury, когда сдают дорогостоящие часы и прочее. Максимальный заем в «Мосгорломбарде» за последний месяц составил миллион рублей. В залоге же было изделие, которое изначально покупалось за полтора миллиона евро.  
Основной доход нам приносят ювелирные изделия, на них приходится 70 % всех залогов. Еще 15 % – бытовая техника, и еще 15 % – изделия из меха. У «Мосгорломбарда» одно из крупнейших в Москве шубохранилищ, оборудованное по последним стандартам. Многие приносят нам шубы на хранение в летний период. Не возвращаются за своими вещами только 10 % клиентов – низкая оценка залогов является главной мотивацией, которая одновременно дисциплинирует заемщика. 

Дмитрий Плущевский (фото: Eli Itkin)
Дмитрий Плущевский (фото: Eli Itkin)

– Возможна ли ситуация, при которой ваш бизнес может переехать в другую страну?
– Наша отличительная черта – это правильный подход к работе, в основу которого положен белый и технологичный уклад. Поэтому нам удалось наладить диалог со всеми: с бизнесом, регуляторами и налоговыми органами. Однако я и мои партнеры все-таки стремимся выйти на международный уровень. GoldMint является нашим флагманским продуктом, который может привнести много нового в мировую ломбардную индустрию. Уже сегодня поступают заказы на наш робот-ломбард из Китая, Индии, Бразилии и других стран. Поскольку объем мирового рынка ломбардов превышает 100 млрд долларов, а ничего высокотехнологичного там нет и в помине, то у нас очень неплохие шансы на успех.
– Приходят ли к вам евреи?
– Конечно! Причем чаще всего это целые семьи, которые планируют переезд. Совсем недавно пришла семья и принесла чуть ли не килограмм изделий, и получила за них стоимость по стандартам рынка. Они также получили документы, в которых указано, что они продали эти изделия и теперь могут свободно завести деньги в страну без оплаты налогов. Кстати, ставки на продажу ценных украшений в Израиле в долларах ниже, поэтому выгодней сдавать золото у нас, в России. В целом же мы готовы предоставлять льготные условия для евреев по займам, инвестициям и продаже.
– Каковы ваши отношения с еврейской общиной?
– Несмотря на то, что дедушка и бабушка уже давно репатриировались, я пока что только налаживаю взаимодействие с общиной. Одновременно вижу, что лучше всего смогу интегрироваться в общину вместе со своим бизнесом. Доверие и репутация – самое главное сегодня, и я это прекрасно понимаю, и готов помогать евреям в вопросах, связанных с золотом.
Сейчас все больше евреев вспоминают о собственных корнях, и это радует. Одновременно растет опасение из-за будущего страны: мы становимся более закрытыми, это не может не настораживать.
– Хочу задать традиционный для SOLOMON.help вопрос. Что для вас значит еврейская благотворительность?
Всегда следую принципу: чем больше человек отдает, тем больше получает. Убежден, что каждый еврей обязательно должен участвовать в благотворительной деятельности. Например, в GoldMint благотворительность уже заложена в технологическую платформу, где настроены автоматические отчисления в размере 10 % в пользу благотворительных организаций. Для меня благотворительность, взаимопомощь – не пустой звук, неспроста это слово есть в названии холдинга KVP Group.

Дмитрий Плущевский
Дмитрий Плущевский

 

Азбука Плущевского

БЕЗДЕНЕЖЬЕ

К безденежью я отношусь философски. Сам факт – есть у человека деньги или нет – не влияет на мое отношение к нему. Надо разбираться в причинах. Если человек пытается что-то сделать, но у него не получается, – это одно. Но часто причина безденежья в обыкновенной лени. 

ДЕТИ

У меня два сына. Старшему 14, младшему – шесть с половиной, пошел в первый класс. Прежде всего я стараюсь привить им навыки общения, чтобы они могли объяснить свою позицию, умели договариваться. Ну и, конечно, – спорт, развивающие творческие занятия.

ДРУЗЬЯ

Мои друзья – это в основном те, с кем я учился, с кем делал первые шаги в бизнесе. Как-то так сложилось, что мы стараемся идти по жизни вместе. Чтобы стать моим другом, надо давать мне то, чего я не прошу. Я и сам так поступаю. Стараюсь дать людям то, чего они сами еще не попросили. Если человек рассказывает мне свою проблему, я сразу предлагаю помощь, может, это не всегда правильно, но я как минимум предлагаю познакомить его с кем-то, кто будет ему полезен. Для меня дружба – это проявление взаимной заботы. Если я вижу, что человек заботится обо мне искренне, а не потому, что ему от меня что-то надо, то с таким я хочу проводить больше времени, тоже помогать ему. Для меня дружба – это что-то связанное со взаимовыручкой, а не с совместным досугом.

ЛЮБОВЬ

Любовь – это очень сложная штука. Это дружба, помноженная на сексуальную притягательность. Любовь очень сложно сохранить. В нее нужно инвестировать гораздо больше, чем в обычную дружбу.

ПРИНЦИПЫ

Я никогда не пройду мимо ситуации, в которой мое бездействие может причинить кому-то вред. Я не смогу совершить поступок, если знаю, что от него кому-то будет плохо. Это не касается бизнеса. Бизнес – это жесткая вещь. Но и в бизнесе я не сделаю того, с чем очень не хотел бы столкнуться сам. Например, никогда не прибегну к силовому давлению – только коммерческим инструментам воздействия.

РОДИНА

Для меня Родина – это Россия. В ней я чувствую себя комфортно. Хотя как человек, поездивший по миру, я понимаю, что здесь есть над чем поработать. К сожалению, идет процесс оболванивания населения, когда не поднимаются вопросы, которые надо поднимать. Очень много пропаганды. С другой стороны, я понимаю, что такое, наверное, происходит в любой стране. Скажу честно: в списке ценностей, за которые я готов отдать жизнь, Россия в первой десятке, но не на первом месте.

СТРАХ 

Страх сопровождает меня по жизни – это нормально. Человек, который ничего не боится, – нездоровый человек. У меня же очень сильное воображение, я легко могу смоделировать массу негативных исходов из любой ситуации. Нормальный человек потому и нормальный, что умеет преодолевать свой страх. Отсутствие страха – это аномалия. Бояться и уметь преодолеть свой страх – очень важное качество, в том числе и для успеха в бизнесе.

УДАЧА

Жизнь – как лотерея. Там всё зависит от удачи, но если ты покупаешь больше билетов, то вероятность выигрыша для тебя растет. Человек, который сидит и ждет, когда на него свалится удача, имеет существенно меньше шансов, чем тот, кто пробует, ошибается, падает, поднимается, идет дальше. Хотя бывает, что на того, кто сидит, удача падает, а у того, кто старается, ничего не выходит. Удача всем рулит, но человек имеет возможность изменить расклад в этой игре.

 

Этапы большого пути

Учился в МЭИ, окончил МИИТ, информационные системы в экономике.

2003 г. – основал рекламное агентство «Правильная компания».

2009 г. – создал компанию по разработке мобильных приложений DaSuppa Studios. Самый знаменитый продукт – игра «Танчики». Это одна из первых мобильных игр в мире, продающаяся по модели free-to-play.

2012 – 2016 гг. – преподавал в бизнес-школах Сколково и GVA Launch Gurus.

2013 – 2016 гг. – был директором по развитию венчурного фонда Typhoon Digital Development. Среди его менторских проектов – FindFace на основе технологии распознавания лиц.

2016 г. – основал компанию «Лот-Золото». Оборот в первом полугодии 2018 г. составил 4,5 млрд руб. Компания эмитировала первую в России специализированную банковскую карту для ломбардов, разработала автоматизированный вендинговый аппарат Custody bot для оценки и хранения золотых изделий.

2018 г. – «Лот-Золото» приобрела старейшую московскую сеть ломбардов «Мосгорломбард» с годовым оборотом 1 млрд руб.