ДАВИД РОЙТМАН: Дизайнер в мире иудаики


Давид Ройтман (фото: Eli Itkin)

Голову Давида Ройтмана украшали кипы разных цветов и модификаций: от армейской до хасидской. В результате бывший одессит превратил еврейский головной убор в произведение искусства. Двести долларов за кипу для эстетов

Первая кипа

Мне было 10 лет, когда я попал в плавание на корабле в Одессе на Лаг ба-Омер. Кипу подарил мне держатель еврейской сионистской библиотеки Ян Пациорник. Бархатная, с вышитыми на ней серебряными нитками узорами.

В Израиле я оказался в Кфар-Хабаде, где все ходили в одинаковых хабадских кипах. Со временем я начал узнавать, что есть кипы гурских хасидов, кипы литовской общины, бархатные, детские. Потом я познакомился с вязаными кипами.

У меня на глазах развивалось такое явление, как «модерн ортодокс», которое пришло в Израиль из Америки. Появились сначала черные кожаные кипы. Позже кожаные кипы стали разных цветов, с разнообразными рисунками, нашивками.

В армии я носил зеленую военную кипу, потому что все остальные пачкаются, становятся тяжелыми от дождя. В израильской армии есть военный молитвенник, военное Пятикнижие, матерчатая зеленая кипа и даже зеленый хлопковый цицит (в боевых частях особенно важно, чтобы не было каких-то белых маек, чтобы не выделяться в засаде).

Высокая еврейская мода

Нас интересует высокая мода в иудаизме. Тут нет хабадских, литовских, сионистских кип. Тут есть понятие «красиво». Человек должен сделать выбор не между хасидской и литовской, а между обычной или дизайнерской кипой. Поэтому договариваться с какой-то общиной, превращая идею в обычный еврейский бизнес, я не хочу.

Не может человек надевать костюм за $10 000 от Бриони с китайской кипой за $2. Изменить эту ситуацию призвана наша компания дизайнерской иудаики. И речь идет не только о кипах, но и о других аксессуарах, на которые я обращал внимание, — футляре для ктубы, сумке для талита и т. д. Но все-таки кипа — это тот атрибут, который человек, ее носящий, носит каждый день.

Дизайнерский дом

У нас выходит коллекция два раза в году — перед Песахом и Рош-а-Шана.

У нас нет конкурентов. Я слышал неподтвержденную информацию о том, что даже Юдашкин пытался шить кипы. Видел и фотографии от Луи Виттона. Но это никогда не приобретало массовый характер. Здесь же речь идет о том, чтобы переодеть еврейский народ в дизайнерскую иудаику; чтобы у нее появилось место в еврейском мире.

Я сомневался, будет ли скромно называть компанию своим именем. На что мой партнер сказал: «Инициалы всем надоели, создают путаницу. А Ройтман как Ротшильд — звучит дорого и богато, и нечего стесняться!» У меня привыкнуть к этой идее заняло несколько недель.

Лицо компании

В Москве мы бы не хотели ассоциироваться с какой-то конкретной группой. Здесь все намного меньше. Меньше общин, меньше разновидностей. Но в основном люди не так задаются вопросом, какую кипу надеть, из какого материала. Что дали, подарили — то и носим.

Лицом нашей компании в Северной Америке стал мой друг Дмитрий Салита. Тяжелое детство, грубые соседи, драки на улице и маленький, щупленький мальчик из Одессы. Чтобы выжить на этих улицах, он пошел заниматься боксом. Попал к черному тренеру. Стал боксером. Успешным. Оказался талантливым и достиг высот — дрался за титул чемпиона мира.

Я был на этом чемпионате в Англии. Салита дрался с мусульманином. В зале было 13 с половиной тысяч мусульман и 500 евреев. Со всеми выражениями, всплесками антисемитизма, столкновениями и т. д. Часть наших болельщиков закончила вечер в травмпункте. И это был его первый бой на ринге, который он проиграл. Но еще по дороге на ринг его так засвистали и заплевали, что, я думаю, для него все это оказалось травмирующим моментом. Он-то привык всегда бороться в Америке, где его поддерживают многочисленные фанаты либо публика по крайней мере толерантна. Так вот, он с гордостью носит наши кипы и использует сумку для талита.

Философия эстетики

Наши клиенты — не только состоятельные люди, но также те, кому важно на особенные мероприятия приходить в особенных кипах.

Нашими клиентами нередко становятся неевреи, которые приобретают эксклюзивную иудаику в подарок своим еврейским друзьям. Все это очень презентабельно выглядит: в коробочке, в дизайнерском пакете. И, выходя в «еврейский свет», они пользуются этим подарком.

А есть и такие модники, которые давно хотели бы носить кипу, но какая-то тряпочка на голове — это не солидно. А такая красота — в ней не стыдно показаться и в красивом костюме с галстуком. Например, в кошерном ресторане. Все гармонирует. И дизайнерская работа сама по себе такая красивая.

Это, безусловно, серьезная победа в идеологическом плане. Если люди, которые стесняются надевать кипу, наденут нашу только потому, что она красивая и престижная, значит, я не зря родился на белом свете.

Недавно один из наших клиентов спросил: «Ну, хорошо. Люди надели дорогие кипы. И в чем тут идеология, философия?»

Перед тем как углубиться в вопросы эстетики и соотношения важности кипы-костюма-галстука-рубашки, обратим внимание хотя бы на такой аспект: часто, заходя в еврейский дом (особенно если там много детей), можно видеть кипы, разбросанные на полу, на диване. Это можно увидеть иногда и в синагогах, в еврейских ресторанах. У кого-то упала кипа — там и лежит.

Хотел бы я посмотреть на человека, который кипу за $150–200 в смятом виде кинет на диван или на пол!

Тогда я ответил нашему клиенту, что мы, безусловно, уже добились того, что к кипам появилось более уважительное отношение. И только ради этого стоило поднимать весь бизнес. А если мы еще сможем привить чувство высокого вкуса и моды в мире иудаики, в еврейском мире — то я буду безгранично счастлив.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>