АРКАДИЙ МАРОН: Ректор без бороды


Аркадий Марон (фото: Евгения Потах)

Выпускники, работающие в «Яндексе», преподаватели со свободным итальянским и лекции Петра Авена, уникальное сочетание религиозного и светского. Аркадий Марон о Международном институте экономики, финансов.

Неподкупный

— Как вы оказались в роли ректора Еврейского института?

— Я пришел в институт из Национально-исследовательского университета Высшей школы экономики при правительстве России. Цель моя одна: учить наших детей так, чтобы они стали хорошими специалистами, и продолжить ту традицию, которая всегда была в московской еврейской общине и немножко, может быть, нарушена отъездом. Но сейчас, с Б-жьей помощью, мы восстановим тот интеллектуальный потенциал, которым всегда славились.

— Вы видите в этом какие-то общинные традиции? Мне кажется, евреи всегда хорошо учились. И до, и после революции…

— Не знаю, что было до революции. Знаю, что было, когда я учился во второй физматшколе. Помню школьные списки. С фамилиями. И после этого я учился с Московском институте инженеров транспорта, рядом с которым теперь находится вся наша общинная жизнь, и тоже учился среди евреев. Может, у нас тогда не было такого слова «община», но мы себя ощущали единым коллективом.

— И как вас удалось «перекупить» из Высшей школы экономики при правительстве?

— Меня нельзя купить. Я пришел в еврейский мир за семь лет до того, как стал ректором. Моя дочка в качестве места своего обучения выбрала кафедру иудаики Института стран Азии и Африки, которую и окончила как филолог иврита. Во времена ее учебы кафедрой руководил (и сейчас руководит) профессор Ковельман, которому я очень благодарен как учителю моей дочки. И когда в 2007 году он меня попросил возглавить благотворительный фонд поддержки еврейской культуры и образования (я уже работал в школе экономики), я согласился. Это и было мое движение в еврейский мир. Потом был создан учебный центр менеджмента и социальных проектов, в котором я работал. Видно, результаты не остались незамеченными, и президент ФЕОРа предложил мне возглавить этот институт. Честно скажу: я обрадовался. Потому что уже достиг того возраста, когда хочется сделать что-либо эдакое для своего народа.

От обрезания до автомата

— И сколько подобных вузов существует в Москве на сегодняшний день?

— Не только в Москве, но и на территории всего СНГ у нас конкурентов нет. У нас есть государственная аккредитация и лицензия. Мы совмещаем еврейские и жесткие академические традиции. Проводим серьезную научную работу. Но у нас есть еще и непередаваемая обстановка братства. Мы уже сейчас видим, что, где бы наши выпускники ни работали в будущем, они будут членами еврейской общины. Пожалуй, только у нас можно прослушать лекции и мастер-классы ученых с мировым именем, успешных бизнесменов. Одним из последних у нас выступал Петр Авен, председатель совета директоров Альфа-банка, в прошлом — президент Альфа-банка. Вместо запланированного получаса он проговорил, общаясь с ребятами, полтора часа!

C этого года появилась возможность ребятам пройти военную подготовку. Раньше этого не было. В какой-то момент почти все вузы были лишены военных кафедр. Осталось только 68 вузов, в которых они есть (в частности, в Высшей школе экономики). Но с этого года вышел приказ президента о том, что учащиеся вузов смогут пройти военную подготовку на сержанта или рядового. То есть мы опекаем наших евреев от обрезания до автомата.

— Обрезания?

— Одна из целей института — привлечение ребят к еврейскому миру. Многие узнают о своем еврействе только перед поступлением. Есть «родственный» институт для девочек — «Махон хамеш», который тоже предоставляет высшее образование. И дружба между нашими учебными заведениями довольно плодотворна — уже появилось несколько семей.

Когда в 2003 году университет открылся, проводился очень большой набор. Именно потому, что это было нечто новое и неизвестное. Приехало много ребят старшего возраста, у которых не было другой возможности учиться в Москве. Община такую возможность предоставила. До финала, правда, дошли единицы. У нас остаются лучшие.

Еврейский Кембридж в Москве

Аркадий Марон (фото: Евгения Потах)

Аркадий Марон (фото: Евгения Потах)

 

— А какова ваша общая концепция?

— Общая концепция такова: к нам, может, нелегко поступить, но дальше мы занимаемся, работаем с каждым. Наш принцип очень прост: если человек хочет учиться — мы ему поможем. Человек, по сути, получает индивидуальную подготовку. По соотношению числа преподавателей и студентов мы можем соревноваться с Кембриджем.

— Что это значит?

— Кембридж славится тем, что там практически на каждого студента есть преподаватель. У нас почти то же самое. Образно говоря, мы — маленькая частная клиника, а не городская поликлиника. Мы стараемся соответствовать всем лучшим стандартам академического вуза.

— Направленного исключительно на еврейскую аудиторию?

— Мы являемся учебным заведением, соответствующим государственным стандартам, и теоретически берем всех. Но обучение у нас платное: 360 000 в год (чуть меньше $10 000). При этом община определяет, кому она готова это обучение оплатить, а кто должен платить за себя сам.

Наша задача — привлечь тех ребят, которые до этого к еврейской жизни не имели никакого отношения. Или имели достаточно косвенное — например, выпускники школы ОРТ. Но достичь этого можно только одним путем — стать лучшими. Никакая агитация, реклама, разговоры с директорами школ ни к чему не приведут, пока мы не сумеем доказать, что мы — лучшие, и донести, что здесь ведут группу из восьми учеников те же преподаватели, которые до этого вели группу в 50.

Конкурс преподавателей у меня один к пяти. И у меня сегодня практически нет совместителей. Работают почти все штатные преподаватели. Многие из которых — евреи. Религиозных евреев среди них, к сожалению, нет.

— А вы сами позиционируете себя как еврея религиозного?

— Я — человек, уважающий традиции, но не могу отнести себя к религиозным, соблюдающим евреям. Я здесь первый ректор без бороды. Сам стал ходить на молитвы. Когда молюсь в огромном зале, я только издалека наблюдаю, как люди подходят к Торе. Здесь я имею возможность это сделать сам наряду с любым обычным студентом. И при этом у нас все время есть миньян.

И не могу не отметить: из студентов те, кто ходит на моИстория Международного института экономики, финансов и права не очень долгая, но яркая. Институт был создан в 2003 году по инициативе Президента ФЕОР Александра Моисеевича Бороды и Главного раввина России Берла Лазара для того, чтобы дать возможность молодым людям приобрести востребованные профессии, соблюдая еврейские традиции. С момента основания в институт было принято приглашать лучших преподавателей ведущих московских вузов, проводить научные и студенческие конференции и вести активную культурную жизнь. Неизменными остаются основные принципы обучения в вузе: высокий уровень профессионализма и интеграция в культурную и религиозную еврейскую жизнь.

Институт ставит своей целью не только дать студентам высокий уровень образования, но и способствовать воспитанию молодого поколения евреев, которые гордятся своей причастностью к великому народу и чтят традиции своих предков.

Наш институт является полноценным кампусом, где есть все необходимое для комфортного проживания, учебы и проведения досуга. Четырехэтажное собственное здание МЕИЭФиП располагается в районе Отрадное, недалеко от одноименной станции метро. Территория огорожена и находится под круглосуточной профессиональной охраной и видеонаблюдением.

Учитывая то, что значительная часть студентов живет вдали от своих семей, институт стремится создать бытовые условия, максимально приближенные к домашним. Общежитие состоит из однокомнатных квартир, каждая из которых имеет ванную комнату и туалет. Стоимость проживания в общежитии входит в стоимость обучения. Учащиеся обеспечиваются регулярным трехразовым питанием – здоровым, кошерным и экологически чистым.

В распоряжении студентов находится библиотека, содержащая более 6000 экземпляров учебной и научной литературы, с просторным читальным залом. Кроме традиционных носителей информации учащиеся имеют доступ к электронной библиотеке, высокоскоростной безлимитный доступ в интернет предоставляется во всех помещениях института, включая общежитие. В институте созданы условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа студентов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья в различные помещения: на входе в институт имеется стационарный пандус (аппарель) для инвалидных колясок, а в некоторых аудиториях и туалетах установлены расширенные дверные проемы.

Студенты имеют возможность заниматься спортом в зале, оборудованном современными тренажерами и снарядами, играть в баскетбол, настольный теннис.литвы, не опаздывают на занятия. И потенциальные работодатели рассуждают: соблюдает традиции — значит, будет честным работником.

«Еврейское» образование

— Вы хотите сказать, что качественное академическое образование и соблюдение еврейских традиций совместимы?

— Смотрите: на обложке нашего рекламного проспекта я умышленно поместил фотографию презентации для научной конференции «Сравнительный анализ языка программирования GPSS и графического пакета имитационного моделирования Arena» и нашего религиозного студента, чтобы люди видели, что человек в кипе вполне может заниматься самыми современными средствами имитационного моделирования (по существу, это последнее слово). И это было моим внутренним ответом на слова директора московского «Джойнта»: «Что-то я не очень доверяю экономисту в кипе».

Другое дело, мне кажется, я понимаю, что стоит за массовым заблуждением по поводу «еврейского образования». Существуют кафедры иудаики, но это нельзя назвать «еврейским образованием» в чистом виде. Это — академические программы еврейской направленности, самая сильная в МГУ — профессора Ковельмана. Но разве кафедру корейского языка можно назвать «корейским образованием»?

Что касается всех прочих «обучений», то когда изучение подменяется пением «Хавы нагилы» и плясками с психологами — это уже нечто странное и никого здесь не интересует. Это в 90-е годы были такие американские программы, когда продавцы металлолома оттуда вели у нас «ускоренные курсы менеджмента».

— А само название «Еврейский институт» не отпугивает публику?

— Когда наши выпускники приходят к работодателю: «Вот, я — из Еврейского института», работодатель сразу думает: «Еврейский институт — экономика и финансы? Это традиции!» Это оказывается плюсом. Правда, вначале, при создании Международный еврейский институт назывался Институтом XXI века. Но пришел Рособрнадзор и сказал: «XXI век принадлежит всему человечеству, а вы называйтесь так, как есть — Еврейский институт экономики и финансов», что и было сделано. Добавили слово «международный».

— Но о повышении квалификации, точно предназначенном не только для евреев, пока говорить рано?

— Уже в этом году у нас будет повышение квалификации и, в частности, совместная программа с «Джойнтом» под названием «Менеджмент социальных проектов». Правда, пока для сотрудников еврейских организаций России и СНГ.

Что нужно студенту

— И сколько человек обучается в вашем вузе?

— Сегодня у нас учатся 40 человек, а реально наш предел, дальше которого мы переходить не будем, — 100. И думаю, что на следующий год мы примем еще человек 40. У нас многие живут в общежитии, что создает некую атмосферу братства.

— Без свойственных общежитию разборок?

— На данный момент проблемы, которые есть у нас в общежитии, несопоставимы с теми проблемами, которые бывают в других вузах. Обходимся без драк и разборок. Хотя у нас есть и ашкеназские, и горские евреи, и даже израильтяне. Мы понимаем восточный менталитет и учитываем это. Как учитываем практическИстория Международного института экономики, финансов и права не очень долгая, но яркая. Институт был создан в 2003 году по инициативе Президента ФЕОР Александра Моисеевича Бороды и Главного раввина России Берла Лазара для того, чтобы дать возможность молодым людям приобрести востребованные профессии, соблюдая еврейские традиции. С момента основания в институт было принято приглашать лучших преподавателей ведущих московских вузов, проводить научные и студенческие конференции и вести активную культурную жизнь. Неизменными остаются основные принципы обучения в вузе: высокий уровень профессионализма и интеграция в культурную и религиозную еврейскую жизнь.

Институт ставит своей целью не только дать студентам высокий уровень образования, но и способствовать воспитанию молодого поколения евреев, которые гордятся своей причастностью к великому народу и чтят традиции своих предков.

Наш институт является полноценным кампусом, где есть все необходимое для комфортного проживания, учебы и проведения досуга. Четырехэтажное собственное здание МЕИЭФиП располагается в районе Отрадное, недалеко от одноименной станции метро. Территория огорожена и находится под круглосуточной профессиональной охраной и видеонаблюдением.

Учитывая то, что значительная часть студентов живет вдали от своих семей, институт стремится создать бытовые условия, максимально приближенные к домашним. Общежитие состоит из однокомнатных квартир, каждая из которых имеет ванную комнату и туалет. Стоимость проживания в общежитии входит в стоимость обучения. Учащиеся обеспечиваются регулярным трехразовым питанием – здоровым, кошерным и экологически чистым.

В распоряжении студентов находится библиотека, содержащая более 6000 экземпляров учебной и научной литературы, с просторным читальным залом. Кроме традиционных носителей информации учащиеся имеют доступ к электронной библиотеке, высокоскоростной безлимитный доступ в интернет предоставляется во всех помещениях института, включая общежитие. В институте созданы условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа студентов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья в различные помещения: на входе в институт имеется стационарный пандус (аппарель) для инвалидных колясок, а в некоторых аудиториях и туалетах установлены расширенные дверные проемы.

Студенты имеют возможность заниматься спортом в зале, оборудованном современными тренажерами и снарядами, играть в баскетбол, настольный теннис.и все, что нужно человеку, поступающему в вуз.

— А что человеку, поступающему в вуз, собственно говоря, нужно?

— Ему нужна хорошая специальность, чтобы трудоустроиться. Ему нужно, чтобы его этой специальности хорошо учили. Ему нужно, чтобы его жизнь была нормальной — чтобы не терпеть четыре года ради будущего, а чтобы нормально жить.

— И что из этого вы можете предложить?

— Программа у нас нормальная, государственная. По экономике и юриспруденции. Мы обучаем тому, на что у нас есть государственная лицензия — то есть на что мы можем выдать дипломы.

Преподаватели — очень хорошие, набранные по конкурсу, штатные, от которых мы требуем заниматься со студентами по полной программе. Мы выпускаем хороших специалистов, отлично разбирающихся в своей области.

Кормим-поим-развлекаем. Наши студенты живут, как курсанты. Ребята занимаются спортом.

— Вместо того чтобы подработать лишнюю копеечку?

— Мы не приветствуем работу наших студентов на старших курсах. Поскольку мы себя рассматриваем как элитарный вуз, обучение в котором, действительно, очень дорого стоит (у него гигантская себестоимость), то мы считаем, что студент у нас должен ходить на занятия и учиться. А с нашей маркой он устроится.

Плодотворное сотрудничество

— Вот мы и дошли до главной цели всего учебного процесса — трудоустройства…

— Наши студенты устраиваются неплохо. Большинство наших выпускников оставались в Москве, что даже являлось своего рода препятствием для раввинов из регионов — им было жалко отпускать хороших мальчиков, зная, что обратно, в родной город, они не вернутся. Так что с этого года у нас есть пункт обязательства отработать три года, если это потребуется.

А так наши выпускники работают и в «Вимм-Билль-Данне», и в «Люксор-фильме», и в «Яндексе»! И в неплохих банках. Нет ни одного выпускника, который бы не устроился по специальности.

Но это уже следующий номер моей замечательной программы — создание постоянного пула работодателей. Этим я занимаюсь, и это будет сделано уже в 2015 году.

— А насколько ваш вуз соответствует эпитету «международный»?

— Мы работаем в этом направлении. Болонский процесс позволяет нам обмениваться студентами и засчитывать дисциплины, изученные в одном вузе, — в другом. Например, если в другом вузе есть курс «Стратегический менеджмент» и количество часов близко к тому, что есть в нашем заведении, то можно послать туда нашего студента и засчитать ему этот курс здесь. А тот вуз пришлет нам своего студента (если там есть русскоязычный студент — у нас, к сожалению, нет преподавания на английском языке), а мы его поучим здесь. И даже найдем третью сторону, которая наши «игры» будет оплачивать.

Несколько наших преподавателей знают итальянский язык на уровне носителя. Может, наладим отношения с итальянским Туро-колледжем. Тем более что, говорят, там — сын раввина Лазара.

— А с Израилем?

— С Израилем на сегодняшний день серьезного взаимодействия нет. Хотим наладить отношения с иерусалимским технологическим колледжем — «Махон Лев». Они ж почти наши братья-близнецы! Еще присматриваемся к хайфскому «Техниону». Кроме того, говорят, европейские вузы сначала решают, что бы нам вместе поделать, а потом — где взять деньги, а израильские — наоборот. Сначала — где взять деньги, а потом уже решается, как этим бюджетом можно распорядиться совместными усилиями.

— Что ж, вполне логично.

— Но, как бы то ни было, еще ни один студент не уехал от нас в Израиль, но уже несколько студентов приехали учиться из Израиля и остались здесь.

 

Биография

Аркадий Марон — кандидат наук, это звание ему присвоил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Ранее он обучался в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, специальность «Прикладная математика». Профессиональные интересы лежат в сфере организации технического обслуживания больших распределённых систем, моделирования бизнес-процессов, сбалансированной системы показателей и управления проектами. Достижения и поощрения: благодарность Высшей школы экономики (июль 2013), благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2012). Научно-педагогический стаж: 30 лет.

 

 

 

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>