Коучи нужны не только организациям, но и отдельно взятым людям. Как «делать» субботу, гасить конфликты и находить решения путем совместной работы.

— Вы прожили и проработали в Москве около 10 лет? Что значит этот за период для вас?

— Тот период, который я провела в Москве, работая в Институте изучения иудаизма под руководством р. А. Штейнзальца дал мне много, это и контакты с организациями, политики, понимание этого города. Я получила здесь огромный опыт, начиная с личного развития, своей еврейской самоидентичности, заканчивая различными навыками управления, привлечения ресурсов и финансов. Поэтому Москва для меня не просто еще один город, в котором я часто бываю. Я люблю Москву, тут много «моего». Многое из начатого тогда, реализуется и развивается сейчас, появляется что-то новое.

У вас есть определенный подход при работе с еврейскими организациями в Москве?

— Мир еврейских организаций в Москве — отдельная тема. Помню, лет 10 назад, ко мне пришел представитель одного крупного фонда за консультацией, спрашивал, какие отношения между еврейскими организациями, как они работают, взаимодействуют между собой. Мы сидели за большим круглым столом, и на большом ватмане я рисовала подробную схему…

Да, у меня есть свой принцип и свой подход. Политику еврейских организаций и их взаимоотношения между собой знать очень важно. Но сотрудничаю и работаю я с людьми. Я говорю и о тех, кто возглавляет и представляет организации, и о людях, которые пользуются услугами. Для меня основным является — работа с личностями, их потребностями. От того, кто стоит во главе организации зависит очень многое. Это очень влияет на организацию в общем и, конечно, на то, с кем и как она выстраивает сотрудничество. Люди разные, работать нужно с человеком, а не с организациями.

Это мне помогает, поскольку я работаю с абсолютно разными московскими организациями. Некоторые из них более дружны между собой, другие — менее. У меня нет задачи кого-то с кем-то «подружить», но в моей практике было несколько моментов, когда я организовывала мероприятии, где за одним столом присутствовали представители разных «сторон» и обсуждали общие вопросы. Важно не искать, в чем люди и направление их деятельности отличаются, а находить общие интересы и понимать, как их можно использовать для продвижения и реализации своих планов. Моя задача — помочь максимально эффективно достичь поставленных целей организации. Иногда вначале следует разобраться, что в действительности сейчас необходимо, в чем приоритет и далее — как и с помощью чего можно достичь желаемого. Это и одно из направлений моего центра — помочь человеку или организации определить стратегию развития, какие ресурсы нужно   использовать, что уже есть и как двигаться к поставленным целям, учитывая изменения, опираясь на свои ценности и используя свои сильные стороны.

-Чем, на ваш взгляд, московская еврейская жизнь отличается от еврейской жизни в других городах?

— Одно из основных отличий очевидно. Москва — огромный город с невероятными возможностями как в еврейской сфере, так и в нееврейской.

В Москве представлены, наверное, все организации, которые существуют на постсоветском пространстве. Более того, одна и та же организация имеет несколько представительств или точек по городу. Именно в Москве есть возможность реализоваться как участнику, или члену команды, или же самостоятельно организуя собственные проекты. Самое главное отличие — масштабность этой еврейской жизни и ее качество: высока конкуренция среди еврейских организаций.

Тем не менее, есть огромное количество евреев в Москве, не знающих о существующих возможностях. Они варятся в себе, задавая одни и те же вопросы на тему самоидентификации. Есть люди, которые не хотят себя «делить» по национальности и быть сопричастными по этому признаку к какой либо еврейской организации. Возникает вопрос: а как они будут развиваться, как евреи? И есть ли у них вообще такая потребность? Что нужно и можно сделать в этом направлении для таких людей? Да, такие программы развития уже есть. Когда еврейские программы не зовут «к себе», но выходят в «мир»… Однако в этой связи возникают вопросы уже иного свойства.

Большой город влияет на людей очень просто. Он или переезжает тебя, как большая махина, либо ты находишь свое место и становишься частью города. Или ты занимаешь место ближе к рулю, или остаешься винтиком в определенной системе, чтобы выжить. 

— Зачем еврейским организациям нужен коучинг?

— В первую очередь, коучинг — не панацея от всех «болезней». Если говорить о том, что он может дать именно еврейским организациям, о результатах и моем опыте с руководителями и управленцами еврейских структур, во многом это работа над тем, чтобы понять стратегию развития. В еврейских организациях не так часто и не так много времени уделяется целям, задачам, планированию.

Я работаю с руководителями еврейский структур над тем, как сделать так, чтобы миссия организации применялась внутри нее на всех уровнях, чтобы она отражалась в программах и деятельности, проявлялась в действии.

Во многом коуч-консультации с еврейскими организациями сегодня направлены на то, как построить фандрайзинг, что очень важно для многих еврейских организаций. Существует миф, что если человек или организация успешны сейчас, то коучинг, якобы, и не нужен. Однако, и у профессионалов, и у успешных руководителей есть свои коучи. Коучи бывают у профессионалов, у любителей их нет. Коучинг организаций учит ставить вопросы, развиваться, двигаться, понимать, как строить общину, сообщество, какие этапы нужно пройти, как привлекать людей к работе и работать вместе с ними, как обратить внимание на то, что нужно, как приспосабливаться к переменам, коучинг учит быть проактивными.

Несия Фердман (фото: Владимир Калинин)
Несия Фердман (фото: Владимир Калинин)

— Среди ваших клиентов – представители разных поколений и социальных групп. С какими вопросами к вам приходят?

— В основном все приходят с целью перейти с уровня понимания на уровень осознания и начать действовать, с желанием что-либо изменить и улучшить в своей жизни. Как сделать это экологично для себя лично и окружающих? Если это не становится экологичным, то между чем выбирать? По каким критериям делать выбор вообще? Как реализовать свой потенциал? Все зависит оттого, какие ценности приоритетны для человека в данный период в жизни, какие амбиции. К коучу обращаются успешные люди, которые хотят большего, вне зависимости оттого, евреи они или нет.

— Вы проводите много тренингов для семейных пар. С какими проблемами сталкиваются религиозные семьи, проживающие в Москве?

— На мой взгляд, соблюдающие еврейские традиции семьи сталкиваются с теми же проблемами, что и многие другие. Плюс с тем, что связано с возвращением в религию и с тем, как новая реальность влияет на сегодняшнюю жизнь, как сделать ее естественным и привычным процессом, развиваться в многовековых традициях и существовать в современном мире. Семейные вопросы можно разделить на несколько категорий. Все, что касается развития внутри еврейской жизни, возможности взаимодействия с современным миром, как не чувствовать ограничения и не застревать во внутреннем «гетто». Вопросы о том, как сохранить все, что дорого и важно? Как отказаться оттого, что не входит в нынешние границы? Как соблюдать традиции в семье, если один из членов семьи продвинулся дальше. Как сделать так, чтобы это было не соревнование или давление, а взаимное уважение? Все, что касается взаимоотношений между мужчиной и женщиной, воспитания детей, составления семейного бюджета, вопросов власти и того, какие решения принимать. Как быть хорошими родителями и одновременно добиваться успехов в карьере и еврействе, реализовывать собственные ценности, передавать их детям. Важная часть вопросов религиозных семей — как отдыхать в семье и наслаждаться семейным счастьем?

Вопросов и потребностей множество. Игнорировать их нельзя. Иначе плачевные результаты не заставят себя долго ждать. Некоторые еврейские организации уже обратили на это внимание, создав семейные программы именно для работы с подобными проблемами. Уже понятно, что в этом вопросе нужен системный подход, а не эклектика. Важна превентивная работа иначе мы все время будем только и занимать тем, что «тушить пожары».

— Есть ли у вас какой-нибудь универсальный совет для московских семей?

— Если коротко — понимать и признавать, наличие этих вопросов и не оставлять их без решения, не ждать, что они рассосутся сами. Основные постулаты, которые многие знают, но которые важно принимать во внимание — желание и умение говорить. Эффективная коммуникация между мужем и женой страшно важна, как и вера друг в друга. Вера, что перед тобой тот единственный и та прекрасная, ради которых стоит сохранять эту веру. Учиться смотреть на все через «айн тов» — с позитивной стороны. Это не значит, не замечать то, что не устраивает, а понимать, что семья — это труд, но при этом кайф. Не бояться конфликтных ситуаций, а преодолевать их вместе, учиться принимать решения. Часто конфликты не из-за того, что супруги не могут их решить, а просто нет взаимно принятого алгоритма, как принимаются решения. Надо не менять и перевоспитывать другого, а ценить его лучшие качества, обращаться именно к ним и ставить общие цели.

Главное желание, хотеть вкладывать себя в общий «фундамент», и неважно когда начинать – в начале совместного пути или спустя годы.

— Возьмем один из распространенных вопросов: как совместить карьеру и традиционную еврейскую семью?

— Это актуальный вопрос для многих семей и не только еврейских. С одной стороны, кажется, что все понятно, а с другой, мы не так часто об этом задумываемся. Если в карьере мы ставим цели – например, занять определенную должность, то никто не рассматривает реализацию в качестве мужа или жены, как цель. Что значит быть успешным папой? Удивительной женой? Мы не ставим таких целей, у нас нет сроков. Если же относиться к роли родителя, мужа и жены так же, как к реализации себя в карьере, то вопрос не о выборе, а как сделать так, чтобы две сферы дополняли друг друга. Время — важный ресурс, но не все измеряется во времени. Важнее его качество. Не надо ставить «или, или» между семьей и карьерой, надо говорить «и…, и…».

От решения семейных задач и достижения целей должно быть такое же ощущение, как от достижений на работе. Это «на одной ноге», остальное нужно идти и делать — это процесс.

— Как привыкшим к московскому темпу жизни людям подготовить себя к перееду в Израиль?

— Заранее подготовить себя к переезду и серьезным изменениям, невозможно. При переезде мы проходим несколько стадий перед тем, как принимаем изменения и начинаем с ними жить. А некоторые так и не принимают и продолжают жить, застряв на какой-то из стадий. Я таких людей знаю, они живут в стране уже по 5-10 лет. Вот эти стадии: первая – иллюзия полного понимания и ощущения, что я готов и все знаю: я там был, спрашивал, узнавал. Мы думаем, что готовы, на самом деле — нет. Вторая стадия наступает, когда мы сталкиваемся с реальностью. Многое не соответствует ожиданиям, мы начинаем сравнивать, злиться, искать виноватых. Это нормальные чувства и эмоции и им нужно дать место и проявление, важно только понять в какой форме и сколько времени это длиться. Здесь главное не сразу приступать к действиям, а понять, что все не безысходно, и есть разные варианты решения ситуации. Нужно собирать информацию, спрашивать, искать, придумывать и т.д. Третья стадия — собрав как можно больше вариантов, понять, какой из них предпочтительней. Тут важно определить критерии по которым вы делаете выбор. И хорошо бы вместе семьей обсудить эти критерии и что бы они были понятны и приняты всеми членами семьи.

Израиль — не Москва. Здесь есть что-то другое, чего в Москве нет, но некоторые вещи обрести тут нельзя. Еще я использую в работе с репатриантами технику Эдворда Де Боно «Плюс, минус, интересно». В столбики мы записываем плюсы, которые вы нашли для себя в стране, ее минусы, на данный момент ( иногда одно и то же может быть и плюсом и минусом) и то, что не имеет оценки — это и есть интересно. Там вопросы и возможности. Эта колонка без оценки, помогает адаптироваться, расширять границы принятия страны. Когда мы найдем друзей? Как подтвердить диплом? А как солнце будет влиять на мое настроение? Какие возможности у меня есть здесь? Вопросы из столбика «интересно» помогают исследовать и двигаться вперед.

— Известно, что Шабат — не просто день отдыха. Как можно, на ваш взгляд, провести его с максимальной пользой?

— Мне очень нравится и близко выражение р. А. Штейнзальца:

«Суббота – не просто одна из многих заповедей Торы. Она — знак вечного союза между Всевышним и Его народом. «И будут соблюдать сыны Израиля Субботу, что бы делать Субботу из поколения в поколение знаком вечного союза»( «Шмот» 6 31:16). Вслушиваясь в слова Торы: Субботу надо ДЕЛАТЬ! Союз, воплощаемый в жизнь делом, не только связывает наш народ со Всевышним, но и соединяет в неразрывную цепь все поколения евреев, Субботу именно ДЕЛАЮТ, и это не столько религиозный акт, сколько проявление национального сознания, личной связи с народом Израиля».

И тут можно задать себе вопрос: что я делаю, чтобы у меня была Суббота? Люди часто говорят о том, что нельзя делать в Субботу, а можно обратить внимание и на то, что нужно делать, что бы сделать настоящий Шабат.

Один из первичных примеров — это время и возможность остановки, переосмысления и перезагрузки. Особенно актуально для жителей столицы. Недостаточно просто отключить себя от гаджетов и внешнего мира. А как научиться гулять и наслаждаться? Я люблю говорить, что в Субботу нужно не просто гулять, а прогуливаться. Шабат — это когда каждый член семьи может рассказать о прошедшем за неделю, когда можно вместе читать, пересматривать фотографии, рассказывать истории, когда можно задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о своих предках, думать о том, что хорошее мы хотим взять в следующую неделю. Шабат — когда можно проводить время вместе и иметь время личное.

Я очень люблю в Иерусалиме пятницу утром. Совместные семейные завтраки, выход в любимые места. Ощущение, что все готовятся к празднику. В воздухе витает предпраздничное настроение. Мне кажется, даже на физическом уровне можно ощутить, как темп замедляется. Для меня важен настрой с которым я вхожу в Шабат. Задумайтесь над вопросом: чем является для вас Суббота? У всех может быть разное понимание. Главное найти свое и создавать свой Шаббат.