АРТЕМ КАГАН: «Электромобили — кошерный бизнес!»  


Артам Каган (фото: Женя Потах)

Сооснователь Moscow Tesla Club — сообщества владельцев автомобилей Tesla — постепенно приучает россиян к электромобилям. Далеко ли будущее без традиционного топлива, как скоро все автомобили будут управляться автопилотом, и как можно приблизиться к иудаизму через бизнес — в интервью с человеком, который ищет не покупателей, а единомышленников.

От мировой экономики — к автомобилям

Я родился в Белоруссии, в маленьком городке Кировске, недалеко от города Бобруйска, который был и остается на сегодня одним из основных городов в Белоруссии, в котором еще с 19 столетия живет большое количество евреев. Я благодарен Кировску за то детство, которое он мне подарил: я занимался футболом, каратэ, ходил в музыкальную школу, играл два года на бас-гитаре в духовом оркестре. Здорово, что такое развитие раньше можно было получить даже в маленьком городе.

Последние три года школы я учился в Могилевском областном лицее №3. Могу сказать с уверенностью, лицей поставил мозги на место, научил мыслить и показал, что вокруг много людей умнее и способнее меня, что расслабляться нельзя. Благодаря подготовке в лицее я поступил без проблем на самый престижный факультет международных отношений, который является в Белоруссии чем-то вроде МГИМО в России.

Как же я оказался в Москве. На последнем курсе университета меня пригласили работать в компанию, получившую статус официального импортера бренда Mercedes-Benz по специальной технике. Не успел я проработать там и два месяца, как компания открыла офис в Москве, и мне, как самому молодому, поступило предложение возглавить московский офис и развивать направление в России. Я, конечно, согласился.

Таким образом, с 2007 по 2012 год я работал в дилерской сети Mercedes-Benz в Москве. Скажу честно, было сложно развивать новый продукт (специальной техникой Mercedes-Benz в России не занимался никто со времен Олимпийских игр 1980 года), но бренд позволял встречаться с довольно высоким менеджментом на стороне клиентов, и я быстро набрал большое количество правильных контактов, чтобы хорошо ориентироваться в том, что происходит в России в различных отраслях и с кем нужно общаться, чтобы бизнес развивался.

Опыт работы со специальными автомобилями сейчас помогает мне правильно выстраивать работу с клиентами — покупателями Tesla. В первом и втором случае продукт нестандартный, не первой необходимости, примерно в одинаково высоком ценовом сегменте, потому работает только личное общение и абсолютная экспертность в том, чем ты занимаешься.

Потом я чуть больше года занимался автомобилями из Америки. У меня были дружеские отношения с одним из импортеров Mercedes-Benz в Латинской Америке, потому мы имели возможность получить новые на то время модели ML и GL на год раньше, чем они появились в дилерской сети в России.

Если говорить про фамилию, то я — счастливый человек, так как моя фамилия всегда помогала мне и в работе, и в личной жизни. Несколько однокурсниц по университету даже готовы были выйти за меня замуж, только чтобы получить такую фамилию. К счастью, они рассказали об этом уже через несколько лет после окончания университета!

Клуб владельцев Tesla — новая веха в развитии

Артам Каган (фото: Женя Потах)

Артам Каган (фото: Женя Потах)

В 2015 году я познакомился с Алексеем Еремчуком, который сейчас является моим партнером. На тот момент у него уже вовсю работал салон электромобилей на Ленинградском шоссе, в наличии (!) стояли автомобили Tesla, но большого движения не было. Я присоединился в тот момент, когда появилась идея перейти из формата магазина в формат клуба. Для продвижения новой темы важным фактором является доверие. Тем более потому, что мы не имеем статуса официального представителя Tesla Motors (у Tesla Motors во всем мире вообще нет дилерской модели, все магазины являются собственной сбытовой сетью Tesla Motors). Новое помещение на Смоленской площади, статус клуба, сообщество владельцев автомобилей Tesla, каждый из которых может поделиться с потенциальным клиентом своим опытом и порекомендовать нас как хороших ребят — все это дало хороший импульс в развитии нашего уже общего дела. Если в 2014 году салон «Электромобили» продавал 1–2 машины в месяц, то в 2016-м в формате Moscow Tesla Club этот показатель стремится к пяти. То есть годовой объем увеличился с примерно 20 до 60 автомобилей.

Еще одним фактором в пользу электротранспорта являются сами покупатели. Как правило, это высокообразованные, интеллигентные люди, стремящиеся внести вклад в скорейшее наступление будущего, занимающие высокие должности и при этом абсолютно простые в общении. Мы стараемся с каждым покупателем стать в будущем друзьями или партнерами, только так можно выстроить правильные понятные отношения. Если клиент не разделяет наших ценностей или изначально проявляет неуважение к нашему делу (всех приучили за последние 20 лет, что клиент прав и может вести себя так, как хочет), мы, скорее всего, откажем такому клиенту в сотрудничестве. Один из наших постоянных покупателей сказал недавно: «У вас в клубе должно быть, как в бане. Зашел — и все равны». Думаю, повесим скоро на входной двери (смеется).

То, чем я занимаюсь, у меня получается, в том числе потому, что при общении с человеком я не ставлю себе цель продать ему автомобиль. Мне всегда было интересно увеличивать круг своего общения, и для меня важно, чтобы я мог позвонить человеку на следующий день не только по поводу дела, но и по другим, интересным для него вопросам.

Электромобили — будущее или настоящее

Я недавно выступал на автомобильной конференции в Минске. Самое главное, что я пытался донести до слушателей, что электромобили — это уже несколько лет настоящее. Моему сыну три года, из них полтора года он ездит на электромобиле, то есть полжизни! Кто может сказать, что для него Tesla — это будущее? Он уже воспринимает ее как часть окружающего мира.

Если говорить про перспективу электромобилей, то нужно просто посмотреть на мировую статистику продаж. Прирост рынка электромобилей в 2015 году по отношению к 2014-му составил 70%! А если вы посмотрите на Китай, то там вообще наблюдается пятикратный рост всего за год. И это уже далеко не теория малых чисел: в Китае в 2015 году продано более 250 000 электромобилей! В той же Америке в 2015-м продано больше автомобилей Tesla, чем автомобилей Mercedes-Benz S-Class и BMW 7-Series, вместе взятых. Хотя, конечно, в таких странах, как Германия или Италия, с классически развитым машиностроением, компании Tesla Motors еще есть над чем потрудиться. Скорее всего, это является причиной того, что Tesla Motors пока не смотрит на российский рынок: проще вложить дополнительные средства в уже существующую сеть в Германии и удвоить-утроить продажи там, чем открывать новый рынок со значительно меньшей емкостью и большими рисками.

Что еще мы делаем, кроме как помогаем с поставкой электромобилей.

В начале 2016-го мы открыли сервисную станцию по обслуживанию электромобилей вместе с холдингом «Атлант-М». Для нас такая кооперация — возможность привлечь к работе высококлассных специалистов, которыми обладает «Атлант-М», их техническую базу. Для нашего партнера — возможность понять, что такое электромобиль, как его обслуживать и как трансформировать систему сервисного обслуживания с учетом тех инноваций, которые принесут с собой электромобили. Могу сказать, что европейское руководство Tesla Motors, отвечающее за Восточную Европу, уже оценило качество нашего сервиса и в данный момент способствует получению статуса партнерской сервисной станции, на которой можно будет делать и гарантийное обслуживание.

Также несколько раз в год мы приглашаем сервисных специалистов Tesla Motors на 1–2 дня в Москву для проведения работ по обновлению прошивки, установки дополнительного оборудования. В целом ремонта очень мало, в основном техническое обслуживание. Не знаю, на чем будут зарабатывать дилеры в будущем, но точно не на сервисе.

Конечно, мы стараемся развивать и сам клуб владельцев Tesla. Не могу сказать, что это простая задача, так как владельцы — занятые люди, их сложно собирать в одно время в одном месте. Потому мы не делаем мероприятия часто, а всегда стараемся найти повод, который будет интересен всем, будь то презентация новой Model X или поездка в Калифорнию на международный слет владельцев Tesla (в этом году, кстати, тоже в нем участвуем с российской делегацией).

Все вопросы, касающиеся эксплуатации электромобиля, являются всего лишь предрассудками, как и в случае с любым новым продуктом

Вспомните, какой основной недостаток видели пользователи во всем мире, разглядывая первый iPhone? Сейчас вы уже вряд ли об этом вспомните, но этим недостатком были отпечатки пальцев, остающиеся на сенсорном экране. Сейчас звучит смешно, но люди тысячи роликов сняли по этому поводу, что, мол, эта тема не пойдет.

Так и с электромобилями. Каждый клиент задает одни и те же вопросы: где заряжать? На сколько хватает заряда? Как ведет себя зимой? Можно ли возить с собой генератор? И т. д.

Скажу сразу: эксплуатация электромобиля намного комфортнее и проще обычного. Во-первых, вы забываете о том, что вам нужно заправляться. Для этого достаточно всего одной трехфазной розетки в гараже, паркинге или на парковке возле офиса, и вы всегда с полным «баком». Представьте, что ночью, пока вы спите, кто-то наполняет бак вашего автомобиля до полного, а полного бака вам хватает на 2–3 дня эксплуатации), вот тут как раз снимается вопрос о недостаточном развитии зарядной инфраструктуры — общественные станции есть, но ими пользуются только в экстренных случаях.

Конечно, не хватает зарядной инфраструктуры в междугороднем сообщении. Но это вопрос времени и критической массы электромобилей в стране, чтобы установка таких станций стала экономически целесообразным. Хотя мы с Алексеем ездили из Москвы в Минск на автомобиле Tesla: зарядились в Москве, доехали до Смоленска (370 км) без подзарядок, переночевали и зарядились в Смоленске от розетки в отеле, доехали до Минска (350 км). То есть это возможно и сейчас, но нужно продумывать маршрут заранее.

Многие задают вопрос, почему нельзя поставить в багажник дизельный генератор и подзарядиться где-нибудь в пути? Никто не думает о том, что даже пятикиловаттный генератор — это огромный ящик, который займет весь багажник и должен проработать 18 часов, чтобы зарядить батарею Tesla полностью. Гораздо проще зарядиться от обычной розетки 220 вольт, их уж точно больше, чем бензоколонок!

С точки зрения зимы Tesla ничем не отличается от обычного автомобиля. Немного уменьшается запас хода, потому что батарея тратит часть энергии на собственный обогрев. С другой стороны, основные функции автомобиля можно контролировать через приложение в телефоне, то есть вы можете дистанционно подготовить автомобиль — подогреть или охладить воздух в салоне, что значительно повышает комфорт эксплуатации при низких или высоких температурах в условиях города.

Еще одно ключевое отличие электромобиля, в том числе Tesla, — автомобиль постоянно обновляется. Последнее обновление сделало большинство владельцев автомобилей Tesla владельцами автмообилей с автопилотом. И произошло это, как в новогоднюю ночь: ушел спать без автопилота, пришел утром — а он есть. Сейчас автопилот работает в урезанной версии, то есть вы не можете доехать из точки А в точку Б на автопилоте. Связано это в основном с законодательной базой, точнее, с ее отсутствием: законодательно не разделены зоны ответственности автопилота и водителя в случае ДТП. Потому пока автопилотом можно довольствоваться на автомагистралях или в городских пробках. В случае Москвы, где каждый водитель смотрит в телефон во время вождения, это просто огромный шаг к повышению безопасности езды, так как вы можете активировать функцию автопилота и ехать на работу, общаясь с друзьями в Telegram или просматривать ленту в «Фейсбуке».

Уже в 2017 году Tesla Motors выпускает автомобиль стоимостью от $35 000, что позволит присутствовать с приличным электромобилем в значительно более массовом сегменте. Основное удешевление получается за счет уменьшения стоимости кВт/ч батареи. Tesla Motors строит огромную фабрику по производству батарей, за счет этого удастся значительно снизить себестоимость батарей для автомобиля.

Мир, Храм, шабат

Участие в жизни еврейского сообщества на 100% связано с деятельностью клуба Solomon. На сегодняшний день стараемся участвовать в клубных мероприятиях, посильно помогаем детскому дому. Удивительно, но у меня никогда не было никакого общения ни с общиной, ни с религиозными людьми, даже в Израиле я ни разу не был. И именно Solomon позволяет прикоснуться к религии с очень правильной светской стороны, за что ребятам большое спасибо!

Недавно я был в гостях у раввина Берла Лазара. Скажу честно, познавательно, особенно в части ключевых моментов иудаизма и Торы. Особенно меня удивила система ценностей: есть мир, затем, выше, есть Храм, еще выше есть шабат, и еще выше только человеческая жизнь. Условно говоря, еврей может в критической ситуации нарушить шабат, но только если речь идет о человеческой жизни.

Интересно было послушать об иерархии мужчин и женщин, что, по сути, многие ограничения созданы для мужчин, у женщин их либо меньше, либо вообще нет. По Торе, мужчина учит Тору и зарабатывает деньги, которые приносит в дом, а женщина их тратит. По Торе женщина стоит выше, поскольку принимает блага от мужчины.

Тема электромобилей ужасно затягивает и что-то меняет у тебя внутри. Занимаясь электротранспортом, хочется заниматься спортом, правильно питаться, класть мусор в разные пакеты и вообще делать все, что может улучшить твою жизнь или жизнь окружающих тебя людей. Потому с уверенностью могу назвать тему электромобилей кошерным бизнесом. Я сегодня, будучи пока человеком, далеким от иудаизма, значительно больше готов к соблюдению Торы, чем когда либо!

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>