Еврейский центр «Руах хаим» и фонд «Шалиах» были созданы двумя выпускниками ешивы «Огалей Яаков». Ефим Хизгияев и Михаил Фараджев считают, что приближению к Торе способствуют чай, кальян и PlayStation. Теперь каждую неделю в уютное помещение в Китай-городе приходят десятки молодых людей. От лекций и задушевных бесед с раввином – к установке мезуз и покупке тфилин

– Как появился на свет ваш центр?

Михаил: Дело было лет пять тому назад, когда мы уже не учились в ешиве, но периодически посещали уроки и лекции в «Огалей Яаков». Как-то пришел туда наш приятель, осмотрелся: «Как здесь круто! Как у нас в Азербайджане! Сидел бы здесь целый день…» Действительно, был май месяц, густые деревья, всё цвело. И тогда у нас зародилась идея: организовать урок во дворе, в неформальной обстановке.

– Исключительно из-за ароматов весны?

Ефим: Надо понимать, что людям, которые еще далеки от Торы, приходить на уроки сложно, это изначально им не интересно. Всегда можно найти вместо этого много важных дел: университет, помощь маме, визит к врачу. А если позвать по-дружески: «Пойдем, посидим, попьем чайку…», такой человек охотно согласится встретиться. Он не приходит ради Торы, но между делом, в чайной атмосфере или за кальяном, слушает слова Торы, практически лекцию. И постепенно проникается.

– Секрет – в кальяне, теперь понятно.

Еф.: Сначала кальяна не было – мы накрывали стол, организовывали трапезу. Как фарбренген в Хабаде. Финансово нам помогала ешива, раввин Бецалель Мандел, потом – колель «Лейквуд–Москва» под руководством раввина Давида Лагунова.
Проводили мы эти уроки в ешиве «Огалей Яаков», и ее учащиеся по очереди давали уроки. Приезжали и раввины из Израиля, преподавали нам бесплатно. А последний год нашим постоянным преподавателем в ешиве был раввин Ицхак Аши.
М.: Были у нас и выездные мероприятия, репетиция пасхального седера на даче.

– Репетиция пасхального седера? Зачем?

М.: Чтобы молодые люди, которые начинали соблюдать, могли правильно провести пасхальный седер у себя дома. Кроме того, мы раз в три месяца выезжали на боулинг, организовывали кулинарный поединок. Чтобы помимо урока была активность. В таком формате это продолжалось до прошлого года, когда мы решили покинуть стены ешивы и открыть свое помещение.

– Почему?

М.: Мы хотели развиваться, потребовалось пространство. И, как известно, в гостях хорошо, а дома – лучше. Когда ты сам себе хозяин, у тебя намного больше возможностей. Наша система работала года 3-4, и наступил этап, когда существующая форма стала приедаться.
Еф.: Кроме того, мы поняли, что нашим ребятам нужен горский раввин, который будет их понимать, сопереживать им. Раввин одной с ними ментальности. Когда раввин Аши ушел, это особо остро чувствовалось. Требовалось создать такое место, где с ними можно было бы работать. Не просто молитвенный зал.

– Вы работаете только с горской молодежью?

М.: Приходят к нам и ашкеназы, особенно девушки, но в основном упор мы делаем на сефардских евреев. Просто горским евреям это ближе. Мы договорились с раввином Зарахьей Хизгияевым, чтобы он стал раввином нашего центра.

– С вашего позволения, обращусь к раввину Хизгияеву. Вы человек занятой: раввин горской общины, раввин города Пятигорска и заместитель раввина Ставропольского края. Как этим ребятам удалось вовлечь вас в свою деятельность? Да еще, насколько понимаю, на добровольных началах?

Раввин Хизгияев. В свое время я был главой ешивы «Бейт Талхум», а Ефим с Мишей – нашими учениками. Но не только – мы были друг другу как братья. Потом каждый ученик пошел своей дорогой, стал заниматься своим делом. А эти ребята захотели поделиться с другими тем, что в свое время получили.
Когда я увидел, что им реально больно за то, что проект, в который они вложили столько сил, находится на грани закрытия, я понял, что это не бизнес и не просто форма самовыражения. Для меня это стало решающим фактором.

Организаторы "Руах Хаим" (фото: Eli Itkin)
Организаторы «Руах Хаим» (фото: Eli Itkin)

– Где вы берете учеников?

М.: Есть ребята, которые и так вращаются вокруг синагоги. А есть – те, с которыми ты встречаешься по жизни. С очень многими мы поддерживаем связь с детства, с родных мест. Мы их приглашаем. Они приходят из-за нас лично, а потом уже вливаются. Есть ребята, которые посещают программы в других общинах и центрах, а заодно и приходят к нам.

– О каком количестве идет речь?

Еф.: Начинали мы с трех-пяти человек, включая нас самих, а потом постепенно становилось всё больше. Сегодня к нам приходит более ста человек в месяц. С учетом уроков для женщин, которые по воскресеньям проводит рабанит Лея Хизгияева, супруга раввина, то еще больше.

– Кто придумал название «Руах хаим», и что оно означает?

Еф.: Сначала мы развивали свою деятельность, были просто молодежным клубом. А потом обратились к раввину Манделю за названием. Он подумал и сказал: «Давайте назовем это «Руах хаим» – «дух жизни». Нам понравилось. И вот теперь мы еврейский центр «Руах хаим».

– Почему «центр», а не «община»?

М.: Это разные вещи. Центр подразумевает и какие-то развлечения помимо учебных мероприятий. У нас есть PlayStation, настольные игры, караоке. Чтобы ребята приходили по собственной инициативе и делали то, что им нравится. При этом все игры сопровождаются словами Торы, историями от раввина, короткими уроками.
Еф.: У «Руах хаим» есть молодежный совет. Это амбициозные ребята, которые хотят вносить свой вклад на добровольной основе. Они помогают видеть мир своими глазами. Чтобы даже в таких делах, как ремонт, мы могли ориентироваться на современные запросы. Не случайно многие приходят к нам с просьбой арендовать наше помещение на свои мероприятия. У нас удобно и прикольно. И если арендовать сразу два помещения, здесь спокойно поместятся человек шестьдесят.

– Как вы нашли это место?

М.: Поначалу нам попадались либо цокольные, либо полуподвальные помещения. Нередко владельцы ставили нереальные условия: нельзя шуметь, нельзя изучать Тору (было и такое требование!). Попадались подходящие помещения, но они были очень дорогими. А мы собирали в месяц долларов семьсот. В основном на угощение, пиццу.
И тут мы вспомнили о таком замечательном человеке, как реб Йосеф Сусайков. Так мы оказались в Хоральной синагоге, где нам предложили несколько вариантов на выбор: некоторые были больше по площади, но мы остановились на том, что лучше подходило нам. С ремонтом нам тоже помогли знакомые.

– Вы постоянно подчеркиваете, что все ваши проекты – на добровольной основе.

Еф.: Чем больше рамок ты ставишь человеку, который пока далек от религии, тем меньше шансов, что он к тебе вернется. Да, ребята тоже приходят к нам добровольно, не за стипендию. Приходят по зову сердца, в любое удобное для них время, а не строго по расписанию.
Наш проект непрост. Но, как сказал один раввин, когда ты делаешь что-то важное, и это получается легко и быстро, это – повод задуматься. А когда тебе тяжело, значит, ты на правильном пути.
М.: Мы всегда чувствовали, что при всех трудностях мы – на правильном пути и к нам ребята тянутся. И тянутся к нашему раввину. И еще мы ощущаем поддержку многих людей вокруг, которые предлагают свою помощь в самых разных областях. И с раввинами, поддержавшими нас на разных этапах нашего пути, мы постоянно общаемся.

– Планируете ли вы расширять список мероприятий, которые проводит «Руах хаим»?

М.: У нас намечается множество проектов, включая авдала-пати – кошерную альтернативу тусовки после субботы вечером. Разумеется, без совместных танцев и с содержательной составляющей. По четвергам у нас есть постоянный урок в кальянной. По шаббатам мы иногда устраиваем «субботний парламент», когда ребята приходят и делятся своими мыслями по недельной главе Торы и не только.
Еф.: В наших планах – вечерняя трапеза в субботу. С молитвой и миньяном. У нас есть задумка, чтобы ребята – наш костяк – сами готовили и принимали уже своих гостей. Иногда устраиваем игры, вроде «мафии», но на еврейские темы. Слова Торы для нас обязательны.

– Как вы отмечаете праздники?

Еф.: На Пурим с большим успехом прошло мероприятие на 150 человек. Мы планируем, с Б-жьей помощью, проводить похожие мероприятия на каждый еврейский праздник. Еще мы планируем уроки иврита и мастер-классы по воскресеньям и для детей. Чтобы они могли учить еврейскую историю, законы.
М.: В наших проектах и День открытых дверей, когда любой человек может прийти и просто посидеть у нас, попить чай с угощением, пообщаться, взять почитать любую книжку, как в библиотеке. Позволить себе такое на постоянной основе мы пока не можем: для этого нужны более масштабные средства, нужно содержать уборщицу, это большие расходы на электричество.

– У вас есть какие-то каналы связи с целевой аудиторией?

Еф.: Мы издаем журнал тиражом в тысячу экземпляров. Уже выпустили пару номеров и хотим продолжать. Раввины, которые с нами начинали работать, делятся в нем своими мыслями. Наши ребята, которым не по карману заказать свою рекламу в дорогих журналах, могут сделать это у нас.

– Параллельно с просветительской деятельностью вы занимаетесь и благотворительностью?

М.: Под эгидой нашей организации есть еще и благотворительный фонд «Шалиах», который на сегодняшний день помог уже 45 евреям приобрести тфилин по субсидированной цене. В свое время мы помогали и денежными ссудами, но сегодня этого уже, к сожалению, нет. Зато у нас стартовал проект «Мезузы – в каждый дом». Наш раввин будет ходить по домам, устанавливать мезузы тем, кто этого хочет.

– Бесплатно?

М.: За минимальную цену. Чтобы люди больше ценили, вкладывая какую-то минимальную сумму. То же самое – и в отношении тфилин: за 150 долларов мы предоставляем тфилин тем, кто не может заплатить за них необходимые 500 долларов. Речь идет не только о подростках на бар-мицву, но и о всех желающих. Лет семь тому назад, когда я еще учился в ешиве «Бейт Талхум» у раввина Зарахьи, моему племяннику понадобились тфилин. Я начал собирать деньги. Неожиданно за несколько дней удалось собрать нужную сумму, очень крупную. И тогда во мне созрело желание заниматься этим еще и еще.

– Какой вектор развития у «Руах хаим»? Как будет выглядеть центр лет через пять?

Еф.: Полгода тому назад мы и представить себе не могли, что будем так сидеть под своей крышей и давать интервью без того, чтобы кто-либо говорил нам, как себя вести и что нам делать. Теперь можно двигаться дальше, к новым результатам. Общие цели организации были намечены изначально. А чудо – это не рассказывать сейчас о том, как мы видим себе будущее через пять лет, а показать то, что существует на деле.