8–10 июня 2014 года под Москвой пройдет очередной съезд КЕРООР. Эта организация объединяет десятки молодых, динамичных и активно развивающихся общин. Одна из них находится в Саратове, куда мы и отправились, чтобы на месте познакомиться с активистами и рядовыми членами общины. 

Первые евреи появились в Саратове в 20-е годы XIX века. Изначально еврейское кладбище было построено на одной из гор. Через несколько десятилетий, когда район постигла страшнейшая засуха, местные жители нашли оригинальную причину бедствий: еврейское кладбище-де находится выше, чем кресты на церквях. Злополучное кладбище было срочно перенесено. Сегодняшнее состояние саратовского еврейского кладбища плачевно. Заявки на гранты на городском и областном уровнях игнорируются. Община пытается посильно улучшить положение — начата каталогизация захоронений, существует компания, которая готова обеспечить дистанционный уход за могилами.

Еврейское кладбище Саратова
20 адара по еврейскому календарю, годовщина смерти члена правления общины Эдуарда (Шимшона) Гафановича

Наша встреча с саратовскими евреями началась на территории кладбища. 20 февраля, 20 адара по еврейскому календарю, прошла очередная годовщина смерти члена правления общины Эдуарда (Шимшона) Гафановича. Потомок местных строителей, который принимал активнейшее участие в еврейской общинной жизни, Гафанович сыграл ключевую роль в восстановлении общины. Пинхас Кандаль, габай местной синагоги, отметил, что именно в адаре скончался лидер еврейского народа Моше: «В Торе только Моше Рабейну назван “эвед а-Шем”, слуга Всевышнего. Он выполнил свою работу сполна. Шимшон сделал все, что только мог, чтобы саратовские евреи переступили порог новой синагоги. Теперь наша очередь понять свое предназначение, выполнить свою работу в этом мире».

Не приплетать синагогу

Центром притяжения для саратовских евреев является синагога на улице Посадского. Она была открыта в 1946 году. В годы перестройки синагога выполняла функции учебного центра — молодежь посещала уроки иврита и знакомства с еврейскими традициями. 1994 год стал знаменательным в истории этого культового здания. Именно тогда при поддержке РЕК и местных бизнесменов был выкуплен дом во дворе синагоги, отремонтирован на деньги, собранные по инициативе американского раввина Нафтали Цукера, и переоборудован в общинную гостиницу. Впоследствии в этом здании проводились образовательные семинары.

Следующим этапом стало строительство Общинного центра. Парадоксальным образом работы по его созданию начались в 2005 году, время непростое и кризисное. Первый взнос сделали Эдуард Гафанович, Дмитрий Иоффе и бизнесмен из Балаково, пожелавший остаться неизвестным.

По словам раввина Михаэля Фрумина, община готова приступить к отделочным работам. Однако денег катастрофически не хватает, а обращаться за помощью в муниципальные структуры евреи Саратова не хотят: в городе и так существует немало нерешенных проблем в социальной и образовательной сферах, поэтому приплетать к ним еще и синагогу было бы неправильно.

Концерт на зоне

Сам раввин — уроженец Саратова. Михаэль Фрумин успел поработать токарем на заводе, пройти службу в Советской армии. В 1990 году впервые попал в синагогу. Изначально Фрумин хотел изучать иврит, чтобы уехать в Израиль. Габай синагоги Игорь Цехановский предложил ему параллельно записаться в группу по изучению Торы. Вскоре последовало приглашение на семинар раввина Цукера, который проходит два раза в год в Подмосковье. Интерес к еврейским традициям повлиял на решение Фрумина повременить с отъездом. Он стал учеником ешивы «Торат-Хаим».

раввин Михаэль Фрумин (фото: Eli Itkin)
раввин Михаэль Фрумин (фото: Eli Itkin)

В 1996-м Цехановский эмигрировал в США, предварительно предложив ешиботнику Фрумину занять свое место. Тот получил благословения раввинов Ицхака Зильбера и Аарона-Лейба Штейнмана. По словам самого саратовского раввина, поначалу он наделал много ошибок: «Я был очень прямолинейным, говорил, что думаю, и считал, что это правильно. Позже понял, что в жизни есть много оттенков и не все так однозначно. Надеюсь, что из этих ошибок я вынес свой главный урок».

Среди многочисленных образовательных и благотворительных программ, которые проходят при синагоге, хочется отметить поддержку, оказываемую заключенным еврейской национальности. По согласованию с администрацией различных мест лишения свободы периодически проводятся уроки по «Скайпу». На одной из зон был подготовлен концерт силами заключенных: кто-то играл на кларнете, кто-то — на гитаре, зэки пели еврейские песни на иврите и по-русски, задавали раввину вопросы по иудаизму и грамматике иврита.

Внук мелких лавочников

Лицо общины — Яков Стрельцин, председатель совета Местной еврейской национально-культурной автономии (МЕНКА). Его прадед, который родился после Отечественной войны 1812 года, был кантонистом. После 31-летней службы в царской армии он получил «благозвучную» фамилию Стрельцин. Дед Якова Стрельцина тоже был военным. «После того как он отслужил 25 лет, царское правительство выделило дедушке участок в треть гектара в Гадяче. Продав половину участка, дедушка с бабушкой купили себе лавку, упоминание о которой стало пятном на происхождении отца. У меня есть подлинник его автобиографии, где красным карандашом обведены слова: родители — “мелкие лавочники”», — вспоминает председатель МЕНКА.

Яков Стрельцин, председатель совета Местной еврейской национально-культурной автономии (фото: Eli Itkin)
Яков Стрельцин, председатель совета Местной еврейской национально-культурной автономии (фото: Eli Itkin)

Правой рукой Якова Стрельцина является Ирина Вейсман. Она тоже родилась в Саратове, окончила филологический факультет университета, защитила кандидатскую диссертацию. Ее прадед, Гирш Горелик, был одним из тех, кто способствовал открытию саратовской синагоги в 1946 году. Впоследствии он работал там габаем. 

Сейчас Вейсман трудится над созданием еврейского музея. Она изучает материалы, находящиеся в архивах Саратова, Москвы и Санкт-Петербурга, собирает артефакты и фотографии, имеющие отношение к саратовской еврейской общине. Более того, Ирина Вейсман и ее помощники занимаются и «устной историей»: общаются с людьми, составляют коллекцию интервью и воспоминаний. В ближайшие планы входит организация автобусной экскурсии «Еврейский Саратов». 

Ирина Вейсман (фото: Eli Itkin)
Ирина Вейсман (фото: Eli Itkin)

Руководитель общинных и культурных программ Софья Коплевацкая с еврейством познакомилась благодаря отцу, который владел идишем. Она окончила местную консерваторию, работала в музыкальной школе и Марксовском музыкальном училище. В 1992 году Софью пригласили в еврейскую воскресную школу. Выяснилось, что габай синагоги Игорь Цехановский — ее сосед. Коплевацкая вспоминает: «Он и его жена Лена мне очень помогали в первое время. Тогда в Саратове не было ничего: ни нотных сборников, ни ксерокопий песен. Мне дали кассету с записями песен к праздникам, с нее я снимала мелодии, ивритские слова записывала русскими буквами, тоже на слух, приносила Игорю, а он исправлял ошибки».

Софья Коплевацкая (фото: Eli Itkin)
Софья Коплевацкая (фото: Eli Itkin)

Семья — основа общины

Какие же перспективы ожидают Саратовскую религиозную еврейскую общину в ближайшей будущем? Об этом можно сделать выводы уже из настоящего. Есть проект «Музыка Торы», приуроченный к началу нового месяца, где философские идеи из Торы перемежаются с музыкальными произведениями, причем в одном, органичном ключе. Общинные и культурные проекты очень востребованны. 

Особое значение придается образовательным проектам. Это и интернет-колель, и уроки по «Скайпу», и приезд лекторов на перманентной основе, и грантовый проект — семейный еврейский центр «Хаманит». Различные общинные мероприятия пока проводятся в съемных помещениях, но их можно будет проводить в новом Общинном центре. Там же планируется открыть ресторан, приглашать музыкальные коллективы, устраивать вечера. Это сможет не только окупить сам вечер, но и внесет лепту в содержание будущего центра. 

«Семья — основа общины, — подчеркивает рав Фрумин, — приоритетное направление сегодня — работа с семьями. Прошлым летом для них был организован субсидированный кошерный недельный отдых — выезжали на турбазу, на Волгу. Кстати, именно так — «Волга» — назывался первый документальный фильм с участием раввина и представителей еврейской общины Саратова. Фильм был посвящен разным (не только еврейским) общинам Поволжья. Второй фильм с участием саратовцев — «В будущем году в Иерусалиме» — уже успел занять призовые места и на российском, и на международных фестивалях. От всего сердца желаем успехов этой динамичной общине — в новом, отстроенном здании!