Синагога под увеличительным стеклом


Милонов в Хоралке

Когда один религиозный еврей жалуется в вышестоящие органы на другого, результаты бывают самыми непредсказуемыми. Что общего между бесславным концом династии Маккавеев, закрытием типографий в царской России и внезапным интересом прокуратуры к Московской еврейской религиозной общине?

«Хуже, чем сам себе сделаешь, никто тебе не сделает», – любил повторять мой дедушка. Это нехитрое правило было выведено эмпирически. Достаточно пробежаться по страницам учебника истории, чтобы обнаружить закономерность: мелкие внутриеврейские разборки на вхоже, крупные проблемы для всего народа на выходе.

Возьмем, к примеру, Маккавеев. Герои, которые боролись за государственную и духовную независимость, пали жертвой собственных дрязг. Уже в следующих поколениях между потомками Иегуды Маккавея велась такая ожесточенная борьба за трон, что мама не горюй. Одна из противоборствующих сторон задействовала тогдашний админресурс — римскую армию. Результат общеизвестен: династия Маккавеев была ликвидирована, Храм разрушен, Иерусалим вспахан как поле. Спор о том, кому достанется более громкое звание, обернулся тысячелетним изгнанием.

В 1836 году из типографии братьев Шапиро в Славуте уволили нерадивого работника, которому спиртное нравилось больше наборной кассы. Через некоторое время пропойца повесился, а его родственники написали донос: братья Шапиро-де сами повесили кормильца нашего, и вообще, надо разобраться, что за книги они там печатают. Результат — комитет министров принимает решение закрыть еврейские типографии России как таковые.

Теперь перейдем от исторических экскурсов к нынешним реалиям. В конце прошлого года в Московской еврейской религиозной общине была попытка смены менеджмента. Какие возможности стояли перед сотрудниками в случае прихода нового начальства? Первое — продолжать работу. Второе — искать ее вне Хоральной синагоги.

К сожалению, кое-кто прибег к третьему варианту, сделав звоночек «наверх». И вот уже представители прокуратуры начинают проверку деятельности МЕРО, сфокусировавшись почему-то на религиозных проектах. В чем можно заподозрить школу «Решит Хохма» и ешиву «Огалей Яаков»? Талмуд не отвечает санэпидемическим нормам? Кипы недостаточно выпуклые?

Война обращений и опровержений, которая имела место пару месяцев тому назад, нанесла огромный имиджевый вред главной синагоге столицы. Попытка воспользоваться админресурсом для сведения личных счетов может вылиться в общероссийский кризис. Государственное вмешательство в религию ни к чему хорошему не приводило, будь то в царские или советские времена.

МЕРО имеет право на перезагрузку. Ее фигуранты не имеют права выносить сор из избы. Доносчикам посвящен отдельный абзац в ежедневной молитве «Шмоне-эсре». А у государства, поверьте, своих проблем предостаточно, от экономики до здравоохранения. Попытка разобраться, что не поделили между собой два Абрама может оказаться печальной для еврейской общины России в целом.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>