Нужно быть евреем, чтобы из праздника создать проблему. Правда, и для того, чтобы из проблемы создать праздник, тоже нужно быть евреем. Но это уже другой разговор. а наш — о проблематичности праздников с точки зрения иудаизма. чужих праздников.

Нужно быть евреем, чтобы из праздника создать проблему. Правда, и для того, чтобы из проблемы создать праздник, тоже нужно быть евреем. Но это уже другой разговор. А наш – о проблематичности праздников, с точки зрения иудаизма. Причем, именно нееврейских праздников. 

Есть что-то в людях (что-то хорошее) , заставляющее их любить праздники и стараться их себе устраивать. Согласно преданию, праздники и празднества придумал ещё Адам, первый человек. И так удачно придумал, что люди по сей день празднуют: 1 января, «Новый год» — адамово изобретение.  

В течение первых тысячелетий (если совсем грубо делить – в течение первых трех из шести имеющихся в наличии) люди были невообразимо для нас набожны. По-язычески, но искренне и глубоко набожны.  Так что все их праздники неизбежно носили ярко выраженный религиозный характер. Независимо от того, к чему праздник приурочивался и чему или кому посвящался.

Понятно, что это создавало для евреев огромные проблемы. Ведь нам категорически запрещено каким-либо образом подстрекать неевреев к идолопоклонству или хотя бы пособничать им в этом нехорошем деле. Поэтому, были установлены свирепые ограничения на контакты (включая коммерческие!) с язычниками не только в дни их праздников, но и три дня до и три дня после. Карантин. Были у этой системы свои недостатки. Но были, похвалим наших, благословенной памяти, мудрецов, и очевидные достоинства. Среди которых – однозначность ситуации:
мы – здесь, они со своими праздниками –  там, ничего общего!

Со временем ситуация – и у них и у нас – стала меняться: у них не осталось истинной веры, одни традиции и верования (естественно, все в сравнении), нам, в бесконечных изгнаниях, оккупациях и снова изгнаниях, стало сложнее держать дистанцию. И наши законодатели, с учетом этих существенных обстоятельств, нашли возможным смягчить законы дистанцирования от неевреев в дни их праздников. И сразу все стало сложнее. Каковы границы дозволенного? Праздновать нееврейские праздники, естественно, никому и в голову не приходило. Но можно ли поздравить людей с их праздником? Отвечать на их поздравления? Можно ли принять приглашение поприсутствовать на торжествах? И т.д. и т.п.

В последние век-полтора-два ситуация осложнилась ещё больше – появились и размножились вполне, себе, светские праздники. Т.е.  — напрочь лишенные религиозной составляющей. Что с ними? Можно праздновать? Нельзя? 

Попробуем разобраться. Для  удобства, рассмотрим каждую из категорий нееврейских праздников по отдельности. Иначе запутаемся.

Первое. Религиозные праздники. Тут все более-менее понятно. Держимся на максимальном расстоянии, стараемся не замечать. Слава Б-гу, в наше время, практически, невозможно представить ситуацию, когда евреев насильно заставляют присутствовать на празднествах (ещё в средние века подобное периодически случалось) или, что неучастие может чем-то угрожать евреям на индивидуальном или общинном уровне. Праздновать по доброй воле, естественно, ни одному еврею в голову не придет. Самая большая практическая проблема – поздравления. Их очень часто ожидают и их не-принесение может иметь, как ни странно, серьезные последствия. Во-первых, не следует быть излишне пугливыми. Во-вторых, если для пугливости есть причины или с ней не справиться, то следует выбрать максимально нейтральную форму поздравления. Крайне желательно не упоминать название праздника. Да и сам факт праздника. Вместо этого – побольше пожеланий. Тоже максимально общих. Лучше всего желать то, от чего хорошо всем, в том числе и евреям: мира во всем мире, завершения глобального экономического кризиса, хорошей погоды и т.п.

Второе. Бывшие религиозные праздники, утратившие, по тем или иным причинам, свое религиозное содержание. Казалось бы – это снимает напряги и разряжают ситуацию. На самом деле не все так просто. Религиозное содержание пропадает, а никакое другое не появляется. Праздник становится пустышкой: праздником ради праздника. И тогда он прямиком отправляется из категории «языческих ритуалов» в не менее проблемную ѓалахическую категорию «путей эморейских», т.е. нееврейских обычаев, не имеющих разумного объяснения  и , тем более, смысла. Тора категорически запрещает нам «следовать путям эморейским». Это один из 613 запретов Торы. Серьезнейшая проблема. Вот поздравлять с этими праздниками – гораздо меньшая проблема, чем с религиозными. И то хлеб. Примеры подобных праздников: 1 января, Хэллоуин, карнавалы всякие.

Третье. Сугубо гражданские праздники: дни независимостей, например, американский День благодарения, 8 марта. У этих праздников есть содержание, есть идея, есть более-менее внятная привязка к дате празднования. Казалось бы, все хорошо: можно праздновать. И всё-таки и здесь наши законодатели находят нужным проявить максимальную осторожность. Так, один из величайших раввинов прошлого века, р.Моше Файнштейн, отвечая на вопросы относительно допустимости празднования Дня благодарения, всячески подчеркивал нежелательность превращения участия в подобных празднествах в систему. Несмотря на то, что у праздника есть причина, и в этой причине нет ничего крамольного с точки зрения иудаизма. И всё-таки это нееврейский праздник. Нечего евреям там делать. А индюшку есть можно и регулярно (тем, кто, в принципе, ест индюшку). В этом деньблагодаренском обычае нет ничего опасного или тлетворного. Только вкусное и диетическое мясо птицы.

Отдельная проблема с некоторыми из подобных праздников в том, что у многих евреев с ними связаны определенные, совершенно оправданные сантименты. Для примера, возьмем наш День Победы (9 мая). Что ни говори, как ни крути, а очень многие чувствуют долг и необходимость отмечать этот день и спорить с ними очень сложно и, вряд ли, нужно.

Понятно, что поздравлять с гражданскими праздниками празднующих их неевреев нет никакой проблемы. Евреев – проблема есть. Её масштабы зависят от того, насколько проблематично в наших глазах само празднование. Проще говоря, тут все достаточно неоднозначно.

В отдельную категорию вынесем исключение, доказывающее правило, единственный нееврейский праздник, который евреи, выходцы из христианских стран, не дай Б-г, не празднуют, но отмечают: т.н. «рождество». Отмечают очень показательным образом: в ночь этого христианского праздника евреи, до полуночи, демонстративно не учат Тору. Чтобы не питать жизненностью такое нехорошее время. Чем занимаются? Есть красивый хасидский обычай играть в шахматы. Или учиться играть. Или следить за игрой и давать советы (традиционный еврейский способ заниматься спортом). Этот обычай восходит к пятому Любавическому Ребе, Ребе Рашабу, который объяснил, что даже когда запрещено изучать Тору, следует тренировать разум, чтобы затем лучше учить Тору и тем искупить невольное прегрешение неизучения Торы и т.д.

Ещё один момент, требующий упоминания и пояснения. Одно дело – праздновать. Точнее, не праздновать. Еврей понимает, особенно если ему объяснить и напомнить: это не наш праздник, мы его не празднуем. Но почему бы не воспользоваться тем, что неевреи вокруг празднуют для того, чтобы развлечься, расслабиться, получить удовольствие. В рамках, в принципе, дозволенного еврейским законом. Несколько моментов. Во-первых, хорошо ли мы проверили, где проходят рамки дозволенного еврейским законом? Точно? Во-вторых, а как это выглядит со стороны? Правильно, со стороны это выглядит как евреи, участвующие в праздновании нееврейских праздников. Кто-то может подумать, что это дозволено, упаси Б-г. И, наконец, в-третьих, существует отдельный недвусмысленный запрет ходить на нееврейские гулянья и празднования, даже в будние дни, не то, что в праздничные для них, и даже присутствовать на них, а не только участвовать (Маген Авраѓам, один из главных комментаторов Шулхан Аруха приводит этот закон от имени Баха).

Конечно, вышесказанное носит достаточно отвлеченный характер и, как любое положение еврейского закона в каждой конкретной ситуации и в конкретном окружении требует корректировки с учетом этих обстоятельств.

Например,  специфика израильской ситуации принципиально отличается от американской. В Америке главная проблема и главная забота – это выказать свою «американскость», принадлежность и лояльность Америке, американским ценностям, американской культуре. С этим стремлением невозможно не считаться. Остается только стараться держать  его в рамках хоть как-то дозволенного. В Израиле же, казалось бы, все евреи (условно говоря) и всё, казалось бы, еврейское. И еврейское общество, даже его самая светская часть, всё ещё сохраняет традиционную еврейскую нелюбовь к нееврейским праздникам. И те очень плохо приживаются на каменистой израильской почве. Но зато существует очень острая и очень специфическая проблема с израильскими светскими праздниками: День независимости государства Израиль, День Иерусалима и т.п. Отношение к ним в еврейском религиозном обществе и среди еврейских религиозных законодателей самое разное: от тотального приятия до полного отрицания и запрета. В основном, в зависимости от отношения к сионистской идее, в целом, но далеко не только поэтому. Практически ежегодно, в Израиле возникают скандалы, в связи с неготовностью отдельных экстремистов-ультраортодоксов стоять во время минуты молчания в День памяти павших (действительно, ритуал, не имеющий к еврейской традиции никакого отношения) или из-за сожжения израильских флагов в День независимости радикальными религиозными антисионистами. В Европе евреи очень дорожат расположением церемонных  и придирчивых местных жителей и это заставляет их быть подчеркнуто вежливыми и почтительными. Парадоксальным образом, в самой комфортной ситуации оказываются евреи на цивилизованной части постсоветского пространства, там, где прежние советские традиции празднеств и празднований очень успешно порушены, а новые еще не только толком, но и вообще никак не созданы. Что создает широчайшее поле для еврейского «маневра в сторону» — без опасения перед возможными последствиями. Кроме непроходимого, конечно, для нашего человека, Нового года. С его совершенно языческой, даже на «их» вкус, ёлкой, ещё более языческими подъёлочными приношениями-подарками, абсолютно бессмысленным «эморейским» весельем и неизбежным разгулом, чреватым всем чем угодно запретным. От вкушения по пьяни некошерностей до, не менее запретного с точки зрения Торы, членовредительства, включительно. Нельзя праздновать нееврейский Новый год евреям. Но и отговаривать, если это бессмысленно, нельзя. Пусть лучше заблуждаются, что «ничего страшного», чем грешат с осознанием всей тяжести вытворяемого.

В заключение, хотелось бы напомнить, что Тора, безусловно, предписывает нам поддерживать корректные, уважительные и сдержанно-приязненные отношения с нееврейским окружением. Но не следует забывать, что это предписание носит, в основном, прагматичный характер (сделать наше проживание в их окружении максимально беспроблемным). И имеет очень четко очерченные рамки. Так что, с одной стороны, ни в коем случае не следует никакого обижать и никому, не дай Б-г, не демонстрировать свое пренебрежение. А с другой, двумя ногами оставаться на еврейской духовной территории, никоим образом не преступая её границы, даже ради такой прекрасной штуки как дружба народов, добрососедские отношения, поликультуризм и т.д.