Кем был раввин Овадья Йосеф? Человеком, обладающим феноменальной памятью, законоучителем, который не уходил от ответственности, мощной теневой фигурой израильской политики — список званий и эпитетов можно продолжать и продолжать. 

Будущий лидер сефардского еврейства родился в Багдаде в 1920 году. Через четыре года семья Йосефа переехала в Эрец-Исраэль. Юному Овадье с малых лет пришлось подрабатывать параллельно с учебой. Однако это обстоятельство не помешало молодому гению: уже в 17 он начал составлять многотомный труд «Ябиа омер», который сыграл важную роль в возрождении и сплочении евреев из стран Востока. Сплочении не эфемерном, не «возьмемся за руки, друзья», а вполне конкретном, галахическом. к .

Раввинское посвящение Овадья Йосеф получил в 20 лет. В 1947 году он с семьей отправился в Египет, чтобы занять место главы раввинского суда. Его не пугала неприкрытая враждебность властей, которые обвиняли молодого раввина в шпионаже и сионистской пропаганде. Когда р. Йосефа упрекнули в том, что он в обращениях к слушателям использует иврит, он спокойно ответил: «Это тот язык, на котором Б-г разговаривает со Своим народом». На протяжении всех последующих лет рав Овадья поддерживал контакты с египетскими властями и оказал ряд важных услуг правительству Израиля в этой сфере международных отношений.

В начале 50-х раввин Йосеф вернулся в Израиль, где занимал различные посты в местных раввинских судах. Подобно многим крупным раввинским авторитетам, он исследовал сложные галахические вопросы, стараясь находить облегчающие решения. «Чтобы устрожать, не требуется быть мудрецом», — любил повторять раввин. Он был очень известным популяризатором иудаизма — каждую неделю в эфире «Голоса Израиля» транслировались лекции р. Овадьи, на основе которых он впоследствии написал книгу «Йеаве даат». Это произведение стало бестселлером: четкие и ясные формулировки, однозначная трактовка еврейских законов, своеобразный справочник по галахе, не требующий от читателя специальной подготовки.

В 1973 году р. Овадья Йосеф стал главным сефардским раввином Израиля. Во время «войны Йом-Кипур» армия обороны Израиля потеряла несколько тысяч человек убитыми. Немало воинов пропало без вести на поле боя, и их жены не могли вступить в новый брак. И тогда раввин Йосеф принялся за дело. Он опрашивал многочисленных свидетелей, которые воевали вместе с пропавшими солдатами, изучал историю сражений. Постепенно рассеивалась мгла над тем, что произошло с пропавшими без вести мужьями, и их вдовы, одна за другой, получали мнвозможность создать новые семьи.

На этом же посту р. Йосеф вместе с другими главами поколения постановил, что» члены проживавшей в Эфиопии общины «Бета Исраэль» имеют право на иммиграцию в Израиль. Впоследствии в Израиль прибыло несколько десятков тысяч членов «Бета Исраэль».

Новый и, возможно, самый противоречивый период жизни раввина начался в 1984 году. После выхода в отставку с поста  главного сефардского раввина р. Йосеф стал духовным лидером ШАС — небольшого списка религиозных сефардов, который участвовал в муниципальных выборах в Иерусалиме. Постепенно местная структура приобрела всеизраильские масштабыу , и молодая партия медленно и неуклонно увеличивала электорат и политическое влияние. Члены ШАС входили почти во все правительства Израиля, кроме последнего. И все эти годы, вплоть до своей кончины, рав Овадья Йосеф направлял деятельность ШАС. Нельзя сказать, что это было легким делом и не всегда решения раввина прибавляли ему популярности. Например, партия ШАС поддержала «соглашения Осло» и заняла выжидательную позицию в отношении «размежевания» — оставления еврейских поселений в Гуш-Катифе. 

Тем не менее левые израильские СМИ не простили ШАС, что он пробудил в сефардском еврействе Израиля утраченное было самоуважение. В назидание прочим «выскочкам» несколько членов кнессета от ШАС отправились в тюрьму за административные правонарушения, которые сходили с рук многим деятелям с красными партийными книжками в кармане. Израильские СМИ вели постоянный мониторинг публичных уроков рава Овадьи, выискивая в них сомнительные политические заявления и раздувая их сверх всякой меры.

  Последние годы жизни рава прошли под знаком взросления и консолидации сефардского еврейства под его знаменами. 0Когда его здоровье серьезно пошатнулось, весь Израиль, все круги еврейства Торы молились об его выздоровлении. А когда рав Овадья Йосеф скончался, проводить его в последний путь пришел миллион (!) человек. Почти каждый третий еврей Израиля участвовал в похоронной процессии — такого почета народ Израиля еще не оказывал никому!

Наиболее яркие постановления равина

  • Разрешение вступать в брак с караимами, если те прошли занятия у раввинов и признали истинность Устной Торы.
  • Признание членов эфиопского движения «Бета Исраэль» евреями.
  • Отмена статуса «соломенных вдов» среди жен солдат, пропавших без вести на войне Судного дня.
  • Указание женщинам покрывать волосы платком, а не париком.
  • Запрещение читать молитву «Галлель» в День Независимости Израиля.
  • Принципиальное согласие идти на территориальные уступки в обмен на мирные соглашения (в 2003-м раввин Овадья Йосеф заявил, что в сложившихся условиях это постановление неприменимо).
  • Признание действительность гиюров, производимых в Армии обороны Израиля.
  • Запрещение откармливать гусей из-за нарушения заповеди, запрещающей причинение боли животному.

Линия жизни

1920 — рождение

1924 — переезд в Израиль

1929 — первое галахическое сочинение, написанное на полях книги «Решит хохма»

1933 — поступление в ешиву «Порат Йосеф»

1938 — серия лекций в синагогах Иерусалима, публичное заявление о том, что постановления рабби Йосефа Каро предпочтительнее более строгих постановлений рабби Бен Иш Хая

1940 — получение раввинского диплома

1945–1947 — работа раввинским судьей в Иерусалиме

1947–1950 — работа главой раввинского суда в Египте

1951 — начало работы раввинским судьей в Петах-Тикве

1952 — публикация книги «Хазон Овадья», посвященной законам Песаха

1958–1965 — работа раввинским судьей в Иерусалиме

1968 — вступление в должность сефардского раввина Тель-Авива

1970 — получение Премии Израиля за галахический труд «Ябиа омер»

1972–1983 — пребывание на посту главного сефардского раввина Израиля

1977 — начало выпуска многотомника «Йехаве даат», представляющего конспект радиолекций по Галахе

1984 — создание муниципального списка ШАС и Совета мудрецов Торы

1990 — конфликт с раввином Элиэзером-Менахемом Шахом

1992 — приказ членам партии ШАС вступить в коалиционное правительство Ицхака Рабина

1999 — назначение Эли Ишая на пост главы партии взамен осужденного за взятку Арье Дери

2013 — смерть