Концерт в синагоге


рав Цви Вассерман

В Тель-Авиве и других крупных городах еврейской диаспоры синагога отнюдь не считается центром еврейской жизни. Лица еврейской национальности сегодня массово пасутся на чужих пажитях, предоставляя верующим людям год за годом решать одну и ту же задачу: как привлечь евреев в синагогу, как снова вернуть нашим большим, реконструированным и реставрированным синагогам статус «центра еврейской жизни»?

И заседают большие коллективы и рабочие группы, и думают, чем еще можно привлечь массы, а воз и ныне там: наши синагоги продолжают пустовать, лишь изредка оживляясь модно одетой толпой, пришедшей полюбоваться на очередную развлекательную программу. Но вот кончается концерт, публика покидает синагогу или арендованный по случаю большой зал, и оказывается, что к еврейству, к еврейской истории, к еврейскому бытию в результате звонкого в блестках грандиозного шоу не приобщился никто. Ни одного нового лица мы назавтра не увидим на молитве или на уроке Торы.

Почему же «праздник» продолжается? Почему же на будущий год мы снова наступим на те же самые грабли? Ответ предельно банален: грандиозный гала-концерт устраивает всех: светские еврейские организации, невзыскательных к содержанию действа спонсоров, больше всего интересующихся размахом, с которым потрачены их деньги, публику, вполне удовлетворяющую тем самым свое национальное чувство… Но при чем здесь синагога, ее раввин и прихожане?!

Есть в еврейском законе такое понятие: заповедь, исполненная с помощью греха. Отметим сразу, что речь не идет о случаях, оговоренных в законе, когда разрешается и даже предписывается, нарушить, например, запреты шабата, чтобы спасти жизнь еврея. Вопрос в том, дозволяется ли нарушить какой-то закон Торы, если, как нам кажется, это приведет к приближению евреев к Торе и еврейству? Вправе ли еврей в шабат поехать в синагогу на транспорте, чтобы поддержать угасающий миньян и дать возможность скорбящим произнести кадиш? Верно ли поступили молодые религиозные солдаты, покинув праздничный зал, когда там раздавалось женское пение и выступал одетый на осьмушку ансамбль современного танца? Ведь некоторые из них погубили тем самым свою офицерскую карьеру! Да и не только офицерскую: пометка в личном деле будет следовать теперь за ними всю жизнь…

Ответ на эти и подобные вопросы, как правило, будет отрицательным. Конечно, чтобы ответить на него в каждом конкретном случае, необходимо много учиться, а также воспользоваться помощью авторитетного раввина, но глобально ответ будет однозначно отрицательным: делать этого нельзя! Вы не можете положить в основу здания сгнившие балки, не сможете построить ничего годного с помощью некомпетентных работников. Своими заповедями, еврейским служением мы строим духовные конструкции в вечности — их невозможно опереть на сыпучий фундамент!

Концерт классической музыки в синагоге, даже самый возвышенный и вегетарианский, это нонсенс — вопиющее нарушение сразу доброго десятка законов Торы. Святость синагоги и уважение к ней оберегается несколькими главами еврейского закона. Нельзя даже просто поджидать там приятеля, следует хотя бы прочитать в ней псалом или другой отрывок Торы. Нельзя укрываться от дождя под навесом синагогальной пристройки или воспользоваться двором синагоги, чтобы сократить себе путь. Мы даже не говорим о том, что поскольку «Вход свободный», то мужчины и женщины будут сидеть вперемешку, и пусть попробуют какие-нибудь мракобесы устанавливать в нашем концерте свои порядки!

Царь Шломо велел нам не полагаться на собственное разумение, но единственно на разум Б-га, на еврейский закон. И в этом вся праведность человека!

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>