Писать мемуары мне еще явно рано, но некоторыми непрактичными мыслями периодически хочется поделиться.
Жизнь бизнесмена – в том числе бизнесмена от юриспруденции – не такая, как жизнь наемного работника. Это общее место. Недавно я обратил внимание, как меняется восприятие – по крайней мере мое – этого различия.
В первые десять лет мне казалось: лучшее, что для меня может сделать клиент, – это дать денег. А неклиент – стать клиентом. И дать денег. Конечно, не просто так, а в оплату какой-то замечательной и очень необходимой ему услуги, но в итоге все сводилось к этакому Клондайку, эпохе первичного накопления капитала.
Во вторые десять лет уже ни одно дело, каким бы важным оно ни было, ни один гонорар, каким бы большим он ни был, и ни один клиент, каким бы статусным он ни оказался, не определяли, будет ли фирма над ватерлинией или под ней. Это сознательное решение, «подсмотренное» у аудиторов: им запрещено слишком зависеть от одного клиента, это ущемляет независимость. Адвокатам такое не запрещено, но, безусловно, тоже противопоказано.
Во вторые десять лет я думал, что лучшее, что для меня может сделать человек – уже не важно, клиент или нет, – это дать ценный совет. Один совет, который резко поменяет угол нашего «вектора успеха» на более тупой (да-да, у умных бизнесов углы тупые). Мне повезло, жизнь сводила меня с многими очень умными людьми, и слушать я умею. Я получал немало прекрасных советов. Что-то мне удалось реализовать, что-то нет. Как пишут авторы книг: первое – исключительно заслуга советчиков, второе – исключительно моя недоработка.
Но самый ценный совет, который я получил (не скажу от кого), явно не подходит для американских «быстрорастворимых» книг «Как стать миллиардером за семь простых шагов». Звучал он так: «Кнопки БАБЛО не существует». В переводе на шахматный язык: в игре равных соперников для победы приходится долго накапливать позиционные преимущества, наскоком можно скорее провалиться, чем победить.
Недавно я вошел в третий десяток лет своей адвокатской практики. Сегодня я думаю: лучшее, что один человек может сделать для другого – в бизнесе, но не только, – это посоветовать хорошую своевременную книгу. Опять же, не набор волшебных советов, а выстраданную, много лет вынашиваемую, стройную систему, которая не претендует на истину в последней инстанции, а предлагает обоснованную точку зрения, еще одну точку зрения, на важные вопросы.
Год назад я уже советовал вам книгу, «Sapiens. Краткая история человечества» Юваля Ноя Харари. Сегодня я хочу порекомендовать вам прочесть его вторую книгу – уже не о прошлом, а о будущем. «Homo Deus. Краткая история будущего». Становиться богом страшновато. Но похоже, что, если не нам, то нашим детям – придется.
Я со своей стороны всегда рад рекомендации хорошей книги. И мне очень интересно, что ждет меня на четвертом десятке карьеры: что я буду тогда считать лучшим, что человек может сделать для другого человека…