Стержень общины


Строители. Москва-Ерушалаим №19

Здравый смысл или постулаты Торы? Гибкая прагматика или неукоснительное следование раввинским постановлениям? Несколько абзацев о кирпичиках, без которых невозможно существование еврейства.

Еврейская религиозная община отличается от всех прочих общин тем, что она основывается на изучении Торы и исполнении ее законов. Дело это непростое, требующее серьезного знания Торы, ведения всех дел общины в строгом соответствии с еврейским законом, мудрости и такта в поддержании разумного баланса в отношениях между людьми, представительства общины перед нееврейскими властями и защиты общины от организованных или спонтанных нападок со стороны нееврейского окружения и, наконец, противодействия естественному и неизбежному ассимилирующему давлению социума. Поэтому еврейскую общину должен возглавлять именно и исключительно знаток Торы, который в состоянии организовать жизнь общины так, чтобы она была пропитана настоящим еврейским духом — духом Учения и Соблюдения заповедей. Довольно часто решения Торы, которой он руководствуется во всех аспектах жизни, вступают в противоречие с подсказками «здравого смысла» — ведь рецепты Торы глобальны, их глубокая истинность не всегда проявляется сразу, а «здравый смысл» сулит быстрые и обильные плоды, но, бывает, грешит поспешностью и поверхностностью, обманывая тех, кто на него слишком полагается.

Настоящая, неподдельная еврейская жизнь базируется на трех основаниях: подчинении власти гдолей Тора — великих, уникальных в своем поколении мудрецов Торы; настоятельном, хотя подчас и деликатно проводимом отделении евреев от окружающих их народов и подчинении всей жизни индивидуума и общины служению Б-гу. Все три основания требуют постоянного укрепления, поскольку непрестанно размываются и ослабляются волнами времени и потоком многочисленных событий материального мира. А ослабление хотя бы одного основания может породить угрозу духовности или даже физическому существованию еврейской общины. Поэтому от лидеров общины требуется сочетать глубокие знания еврейского закона с политической и социальной мудростью, чтобы предвидеть стратегические угрозы еврейству и должным образом предотвращать их и чтобы уметь находить верные тактические решения для блага членов своих общин.

История не раз показывала нам, какими опасностями чревато ослабление трех перечисленных выше основ — многие общины исчезли, растворились, потому что лишились крепкого стержня Торы и Закона, пренебрегли укреплением стены, призванной отделять нас от народов мира, чтобы не уподобиться им, поставили себе вровень со служением Творцу и другие жизненные цели и идеалы.

Благодарение Всевышнему, в наше непростое время мы видим умножение и увеличение в Москве еврейских общин и их разнообразной деятельности. Глядя со стороны, мы не всегда успеваем уследить за появлением новых имен и названий, новых еврейских мест на карте современной Москвы, за именами новых еврейских лидеров, которые еще вчера были нам незнакомы. И, что отрадно, раввины этих общин — старых и новых — отвечают, как правило, самым строгим требованиям, которые предъявляет им эпоха. Это настоящие талмидей-хахамим, непрестанно изучающие Тору, чтобы служить еврейскому народу, чтобы жить по Торе, чтобы судить свой народ по Торе, чтобы направлять шаги своих общин по путям Торы!

Благословенны вы, московские общины, имеющие таких раввинов! Благословенны раввины, направляющие свои расцветающие общины в служении Всевышнему!

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>