ШАУЛЬ АНДРУЩАК: На прием к Папе


Израильско-палистино-каталическая трудотерапия

Систематические изгнания евреев из католических стран сменились попытками диалога и даже оказания взаимных услуг. Экскурс в историю: от каббалиста, считавшего себя Мессией, до представителей еврейских общин, который встречались с главами римско-католической церкви.

На протяжении первых тысячелетий своей истории, отношения еврейства с католической церковью складывалась, мягко говоря, непросто. В последние десятилетия стало, слава Б-гу, получше. Мало кто сейчас помнит, но начиналось все с того, что как раз евреи притесняли и обижали первых христиан, видя в них еретическую, а позже и коллаборационистскую секту. А христиане, то ли следуя постулатам своей веры, то ли, что гораздо более вероятно, не имея выбора, терпели.

Но эта идиллия длилась недолго. Очень скоро христианство набрало силу. И стало активно отыгрываться. Причем, если евреи, когда праздник был на их улице, христиан пинали от случая к случаю и без особого энтузиазма, ввиду отсутствия интереса к предмету. Христиане же возвели преследование евреев, неприязненное отношение к ним и , при этом, навязчивые попытки обратить их в свою веру в ранг официальной и неофициальной идеологий. Которым веками следовали с исключительными последовательностью и усердием. О чем свидетельствует, в частности, то, что еще в первой половине ХХ века во многих христианских общинах существовали разнообразные обычаи и поверья, связанные с публичным унижением и поношением евреев.

Наибольшую активность и последовательность в преследованиях (время от времени перераставших в натуральный террор) евреев из всех христианских церквей проявляла католическая. Во-первых, у нее было на это много времени, а во-вторых, много евреев. Скажем, русская православная церковь могла как угодно относиться к евреям — на территорию собственно России их, аж до самой Февральской революции, просто не пускали. За ними приходилось ездить в Малороссию, Крым и другие…приобретенные территории, входившие в пресловутую черту оседлости.

А в католических странах, куда не глянешь – местные евреи. И это при том, что значительная часть депортированных из католической Испании ушла на юг, в Северную Африку. Систематические изгнания евреев то из одной, то из другой католической страны долгое время были интегральной частью еврейско-католических отношений. Но почти всегда они возвращались. Испания, в этом отношении, исключение.

Многие склонны заблуждаться относительно роли римских пап в этой непростой и, в основном, малоприятной для евреев истории. Как и относительно, скажем, роли инквизиции. Которая почти не интересовалась евреями по причине нахождения тех вне пределов ее юрисдикции.

Среди пап было несколько антисемитов. Как в любом коллективе. Не больше. Но даже они, как правило, были вынуждены, в той или иной мере покровительствовать евреям. В силу политической необходимости. А основная масса занимавших этот пост, в силу целого ряда причин, и вовсе лучше относились к евреям и активнее защищали их, чем инын современные им светские и духовные правители Европы. Например, со времен папы Инокентия IV (середина XIII века), Рим последовательно, достаточно бескомпромиссно, хотя, к сожалению, чаще всего не очень эффективно, боролся с кровавыми наветами против евреев.

Личные контакты евреев с папами во все времена не были ни редкостью, ни сенсацией. И почти всегда были связаны с вопросами, максимум, общинного значения, для евреев. По сей день ходят легенды о раввинах (чаще всего безымянных), которые, якобы, оказывали папами услуги, значительные настолько, что те предлагали им просить чего пожелаешь. И что якобы те раввины просили своими глазами увидеть, якобы, хранящиеся в папских сокровищницах сосуды из Иерусалимского Храма, разрушенного римлянами. И что якобы их просьбы были удовлетворены. Правда, современные хранители этих сокровищниц эти истории категорически отрицают. И предлагают всем желающим свериться с полными описями доверенных их заботам ценностей. На что евреи меланхолично напоминают, что это именно они придумали все известные способы ведения описей и прочих записей таким образом, чтобы нельзя было найти ничего из того, что не должно быть найдено.

Правда, были, как минимум, две «исторические» встречи. Одна состоявшаяся. Другая – нет. М обе дают представление о том, насколько мягким и терпимым, по любым меркам, было отношение даже средневековых пап к евреям.

В конце XIII века известный каббалист р.Авраѓам Абулафья публично потребовал встречи с папой Николаем III, боле чем прозрачно намекая на то, что он, р.Аараѓам – Мессия и сейчас все папе объяснит. Папа отправился в загородную резиденцию и оттуда грозил, что если раввин Абулафья последует за ним туда, его схватят и сожгут на костре без суда и следствия. Р.Авраѓам, уверенный в своей, как Машиаха, неуязвимости, еще как последовал. Неизвестно, что бы случилось, если бы, да кабы, но папа умер не дожидаясь его прибытия. А р.Абулафья, со своей стороны, по каким-то, одному известным причинам, не стал дожидаться выборов нового папы и покинул Рим.

Двумя веками позже, еще один каббалист и еще один кандидат в Машиахи, раввин .Шломо Молхо, в прошлом которого было вынужденное крещение и возвращение в лоно иудаизма, испросил встречи с папой Климентом VII. Был принят. Получил папское дозволение на распространение своих писаний. А когда инквизиция схватила Молхо и приговорила его к сожжению, папа безуспешно пытался спасти его.

Затем, до конца сороковых годов ХХ века ничего особенного в отношения между евреями и папами не происходило. Все — в рабочем режиме. А затем, чуть ли не в одночасье, возникает множество факторов, заставляющих Ватикан весьма радикально пересмотреть характер отношения к евреям и отношений с ними. Назовем самые важные из них.

Во-первых, в ходе Второй мировой войны Ватикан скомпрометировал себя примиренческой позицией по отношении к нацистскому режиму в Германии, в целом, и к геноциду еврейского народа, в частности. И еще, отдельно, уже после завершения войны, помощью целой армии нацистов в переходе на нелегальное положение и отбытии в теплые католические страны. Во-вторых (или все-таки во-первых?), назрел глобальный кризис католический церкви, приведший к созыву второго ватиканского собора и масштабной реформы католицизма в духе формирования человеческого лица. А у антисемитизма – лицо нечеловеческое. В-третьих, возникло и, что еще важнее, стало контролировать территории, крайне важные для Ватикана, государство Израиль. В-четвертых (ну, это чуть позже) папой становится либерал и юдофил – папа Иоанн XXIII, которому (еще в бытность его кардиналом) еврейский народ обязан положительным решением проблемы спасённых, во время Катастрофы, по католическим монастырям, еврейских детей.

В результате, контакты между еврейскими деятелями и, в том числе, раввинами, и римским папой стали регулярнее. Публичнее. И, пропорционально, бессодержательнее. Важным становится сам факт подобных встреч. Пиар, который они начинают приносить сторонам.

После Иоанна XXIII, в период папства Павла VI, последовало определенное охлаждение отношений. А затем папой стал Йоанн Павел II, самый, наверное, проеврейский папа в истории папства. И евреи, включая некоторых раввинов, не стеснялись прибегать к его помощи в решении различных вопросов. Естественно, возможности папы ограничены интересами возглавляемой им церкви. Но он делал что мог.

Параллельно — в значительной степени по личной инициативе папы, но и, безусловно, в продолжение общего курса, выработанного вышеупомянутым II-ым собором — Ватикан публикует целый ряд документов. В которых католическая церковь заявляет об изменении отношения к еврейству, о «прощении» евреям того, в чем христиане веками их обвиняли, и о выражении раскаяния в принесенных евреям страданий.

Действующий папа, Франциск, последовательно (даже если без особого энтузиазма) продолжает «про-еврейскую» линию. Как наиболее убедительное доказательство этого, многими был воспринят тот факт, что он настоял на безотлагательном (что было связано с массой процессуальных сложностей) причислении к лику святых двух своих предшественников, очень много сделавших для улучшения связей с еврейством – Иоанна XXIII и Иоанна-Павла II. А также то, что едва став папой он нанес визит в Израиль (на Святую Землю). А также то, как он строил отношения с еврейской общиной Аргентины, в период своей священнической карьеры в этой стране.

В свете всего вышесказанного согласие Папы встречаться с евреями вполне соответствует общему курсу Ватикана на развитие межконфессионального диалога, улучшение отношений с еврейством и, заодно, улучшение своего имиджа.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>