«РЕШИТ ХОХМА»: «Аколь беседер, мы ходим в хедер…»


Ученики "Решит хохма" (фото: Eli Itkin)

39 еврейских детей Москвы сегодня с полным правом могут повторить слова этой, скажем честно, не самой высокохудожественной песни в мире. Хотя совсем недавно вопрос о том, смогут ли они продолжать там учебу, оставался открытым, поскольку один из двух хедеров российской столицы и в самом деле оказался на грани закрытия.

Въедливый читатель наверняка задастся еще и вопросом о том, зачем Первопрестольной сразу два хедера, то есть две начальные еврейские религиозные школы, если всех обучающихся в них детей вполне можно разместить в одной? Но тут как раз все ясно: два хедера нужны для того же самого, для чего еврею на необитаемом острове нужны две синагоги. То есть кому-то из еврейских родителей, желающих дать детям традиционное образование, кажется, что в одном из хедеров висят портреты «неправильных» раввинов, других не устраивает акцент, с которым учитель иврита произносит слово «койдеш», а третий считает, что его детям в хедере мяса недодают.

Так что оставим вопрос о том, зачем такому «маленькому» городу сразу два хедера, и остановимся на том факте, что по окончании учебного года родителям хедера, действующего при поддержке спонсоров, входящих в руководство Российского еврейского конгресса (РЕК), объявили, что эта школа, возможно, прекращает свое существование. По той простой причине, что главные спонсоры этого учебного заведения решили отказаться от его поддержки.

Весть эта, понятное дело, взволновала и родителей, и педагогический коллектив, и они срочно созвали большое собрание, на котором ребром встали два вечных нееврейских вопроса — кто виноват и что делать?

В ходе бурного обсуждения участникам собрания удалось дозвониться до главного раввина Москвы Пинхаса Гольдшмидта. Тот подтвердил, что ситуация и в самом деле критическая, так как у хедера больше нет персональных спонсоров, но он, дескать, держит руку на пульсе, просит не впадать в панику, а дать ему 24 часа на то, чтобы все уладить.

Как уже догадался читатель, ему не удалось «все уладить» ни через 24 часа, ни через 48, ни даже через 72. День упорно шел за днем, а ответа на вопрос о том, продолжит ли хедер свою работу в новом учебном году, все не было, поскольку спонсор никак не находился. В то же время робко прозвучавшее со стороны кого-то из родителей предложение перевести детей в другой хедер, действующей под эгидой «Хабада», было встречено в штыки. Почему?! Ну, как вам уже объясняли, там висят не те портреты, у преподавателей не те шляпы, неправильно подстрижены бороды и вообще там «все не то» и ноги нашей там не будет!

В то же время другая часть родителей искренне недоумевала по поводу того, каким образом хедер мог остаться без спонсоров.

«Ну, хорошо! — говорили они. — Допустим, спонсоры и в самом деле решили прекратить финансирование хедера и переключиться на другие проекты. Это их право, и огромное спасибо им уже за то, что они спонсировали школу все эти годы. Но ведь официально-то спонсоры остались в руководстве РЕК, перенеся, по-видимому, свою помощь на более важные для РЕКа проекты! Да и РЕК вроде бы, слава Б-гу, никуда не делся, а, наоборот, живет, здравствует и время от времени рапортует о том, как много он делает для евреев всей России вообще и Москвы в частности. Не может же он так просто со стороны наблюдать, как закрывается столь важный проект, как наш хедер!»

Движимый этой мыслью родительский комитет хедера обратился с письмом к руководству РЕК с просьбой немедленно вмешаться и разрулить ситуацию. Прошла неделя, затем другая, потом третья, а ответа на письмо так и не было. Тут до некоторых сообразительных евреев стало доходить, что ответа, как и помощи, от РЕК вообще не будет. А особо сообразительные стали понемногу понимать, что РЕК — это не более чем этакий большой мыльный пузырь, деятельность которого строится на навешивании своей вывески на те или иные образовательные и прочие проекты, спонсируемые конкретными еврейскими бизнесменами. Есть у проекта спонсор — значит, добро пожаловать спонсору с его проектом в РЕК. Если же со спонсором, не про нас будь сказано, что-то случилось, то тут же выясняется, что РЕК за этот проект ответственности не несет и вообще делает вид, что не имеет к нему никакого отношения.

Ну а когда это, наконец, стало ясно, родители детей, обучавшихся в хедере, поняли, что они должны искать нового спонсора самостоятельно — хотя и по-прежнему считали, что решение этой проблемы является обязанностью раввина Пинхаса Гольдшмидта — на то он, в конце концов, и главный раввин Москвы и руководитель Московской еврейской религиозной общины (МЕРО).

Не будем томить читателя и скажем, что спустя какое-то время нашелся еврейский бизнесмен, готовый выделить под хедер необходимое ему помещение. Правда, бизнесмен этот оказался принадлежащим не к «литовскому» направлению в иудаизме, а к «Хабаду», а потому попросил добро на свои действия у главного раввина РФ Берла Лазара. И последний тут же заявил, что не только одобряет выделение помещения литвакам, но и готов подключить ресурсы своей общины и помочь с партами, столами, досками и другим школьным оборудованием. А если все необходимые для деятельности хедера деньги так и не будут найдены, то он готов принять всех детей в хедер «Хабада», причем совершенно бесплатно.

В это же время рав Пинхас Гольдшмидт сумел, наконец, найти необходимые деньги на оплату самого учебного процесса, после чего 20 еврейских семей смогли вздохнуть спокойно. А 39 еврейских мальчиков и девочек снова получили возможность запеть «Аколь беседер, мы ходим в хедер!».

Словом, конец у этой истории оказался счастливым, а сама история, думается, вышла весьма поучительной.

Во-первых, она показала, насколько эффективнее можно решать актуальные для евреев вопросы, когда представители различных направлений и организаций не конфликтуют и конкурируют, а сотрудничают друг с другом во имя общего дела. Так что хочется верить, что решение совместными усилиями проблемы «литовского» хедера — это лишь первый шаг в данном направлении и в будущем такое сотрудничество будет только продолжаться и крепнуть.

А во-вторых, эта история вновь напомнила о том, что некоторые российские еврейские организации куда больше озабочены пиаром, чем реальной деятельностью. И, присваивая себе лавры за осуществление тех или иных проектов, они одновременно не считают своим долгом не то чтобы нести за них ответственность, а хотя бы просто откликнуться и оказать поддержку в сложившейся ситуации.

Как говорилось в замечательной серии мультфильмов, созданных художником Леонидом Шварцманом по сценарию Григория Остера, «не будем говорить, кто это сделал, хотя это был Слоненок!».

Летние каникулы "Решит хохма"

Летние каникулы «Решит хохма»

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>