ПЕТР ЛЮКИМСОН: Многоженство по-еврейски


Многоженство по-еврейски...

Несмотря на то, что Тора не устанавливает ограничения на количество супруг, иудеи на протяжении истории «обходились» одной-единственной женой. В современном Израиле многоженство запрещено, но тут и там находятся любители нестандартных решений.

Несколько лет назад моя старшая дочь вернулась домой сама не своя. На вопрос, что ее так взволновало, она рассказала, что встретила в районе Центральной автобусной станции Иерусалима молодую женщину, собиравшую милостыню. В самом этом факте не было бы ничего примечательного, если бы женщина не рассказала дочери, что она является… одной из пяти жен «великого праведника и знатока Торы». Затем женщина поведала, что, как и другие жены «праведника», они собирает «цдаку», чтобы прокормить большую семью, так как их муж денно и нощно учит Тору. Но больше всего дочь потрясло, что женщина стала уговаривать ее присоединиться к их большой семье и стать еще одной, шестой по счету, женой этого мужчины. Ведь каждый еврейский мужчина, добавила она, может иметь несколько жен — как наши праотцы. Довод дочери о том, что четыре жены были только у праотца Яакова, да и то не по его воле, эту женщину не смутил, и она продолжила уговоры…

Спустя несколько месяцев полиция сообщила, что некий житель Иерусалима арестован по подозрению в многоженстве и совершении развратных действий по отношению к одной из своих падчериц. Из текста сообщения было нетрудно догадаться, что речь идет о том самом «праведнике», с одной из жен которого столкнулась моя дочь. Он оказался выходцем из Франции, который в Израиле пришел к религии и стал бреславским хасидом.

Правда, с точки зрения закона дело это оказалось совсем непростым. Отвергнув обвинения по поводу падчерицы, мужчина признал, что находится в близких отношениях с пятью женщинами.

«Однако официально я женат только на одной из них, — подчеркнул он. — Все остальные — мои подруги. Разве закон запрещает мужчине иметь любовниц? И разве запрещено этим любовницам иметь детей от любимого мужчины?! А то, что дети заброшены, так это клевета — все они учатся в религиозных школах; после занятий старшие присматривают за младшими…»

Таким образом, у израильских судей и в самом деле явно возникла проблема. Хотя факт многоженства вроде бы был налицо, под закон о многоженстве он не подпадал. И надо заметить, что это был далеко не первый подобный случай в истории израильского правосудия.

Закон не дышло, но…

История отношения иудаизма к полигамии в целом известна, и нам остается лишь вкратце напомнить ее. Тора вроде бы не запрещает еврею жениться одновременно на нескольких женщинах, но вместе с тем категорически запрещает брать в жены одновременно двух сестер. Ряд комментаторов сделали из этого вывод, что уже в древности у евреев было запрещено брать в жены больше двух жен. Примером такой семьи является семья Эльканы — отца пророка Шмуэля, мать которого Хана была второй, любимой, но бездетной женой.

Разумеется, для царя делалось исключение — ему разрешалось иметь до 18 жен, но царь Шломо, похоже, нарушил это правило, так как, согласно Танаху, имел 300 жен и 700 наложниц.

Во времена Талмуда, да и в более позднюю эпоху, многоженство официально не запрещалось, но, как следует из биографий мудрецов, случаи, когда кто-то из них имел двух жен, были довольно редки; большинство довольствовались одной. Официально запрет на многоженство в среде евреев-ашкеназов был введен рабейну Гершомом (960–1028), но, несмотря на огромный авторитет этого светоча Торы, многие сефардские раввины долго отказывались признавать это его галахическое постановление, да и среди ашкеназских не раз раздавались голоса за то, чтобы его отменить. Споры эти идут до сих пор. Широко известно, к примеру, галахическое постановление покойного раввина Овадьи Йосефа (1920–2013), согласно которому «сефардским евреям разрешено брать в жены двух женщин, если оба брака осуществлены бейт-дином, а тот, кто распространяет запрет рабейну Гершома на сефардов в целях устрожения, допускает ошибку».

Однако следует признать, что в наши дни случаи двоеженства и тем более многоженства среди евреев достаточно редки. Именно к евреям обращен принятый в Израиле в 1950 году закон, запрещающий гражданам (то есть как мужчине, так и женщине) одновременно состоять в двух официальных браках сразу. В законе подчеркивается, что он распространяется как на ашкеназов, так и на сефардов и призван объединить эти общины на основе Галахи рабейну Гершома. За нарушение этого закона предусмотрено уголовное наказание до пяти лет лишения свободы. Вместе с тем, понятное дело, в тексте закона ничего не сказано о внебрачных связях.

Надо заметить, что случаев, когда человека судили за двоеженство, на самом деле в истории израильского правосудия немного, но они имеются. Самый громкий из этих случаев — история известного израильского певца Мати Каспи.

Каспи, женившийся в 1975 году на актрисе Дорин Любоцки, в 1990 году, живя временно в США, решил с ней развестись, и подал просьбу о разводе в раввинатский суд Лос-Анджелеса. Однако из-за финансовых претензий супруги дело о разводе затянулось, и в 1994 году, не дожидаясь решения суда, певец сочетался гражданским браком с юной Галь (Рахель) Вагнер.

Вскоре после возвращения Каспи в Израиль Дорин Любоцки подала в суд на мужа, обвинив его в двоеженстве.

Рассмотрение дела затянулось на многие годы, и в мае 2002-го мировой суд Тель-Авива признал Мати Каспи виновным в двоеженстве. Каспи подал апелляцию в окружной суд, заявив в свое оправдание, что вопрос уже улажен — он получил религиозный развод и сочетался с Рахель Вагнер еврейским браком. Однако в феврале 2004 года судья Тель-Авивского окружного суда подтвердила решение мирового суда и приговорила Каспи к шести месяцам условного заключения и 5000 шекелям штрафа. При этом судья Черняк подчеркнула, что Каспи прекрасно сознавал, что до получения развода по еврейскому закону он не имеет права вступать во второй брак, и тем не менее пошел на нарушение закона. Так что, если бы певцу не удалось получить развод еще до начала судебного процесса, приговор был бы куда более суровым.

В последнее время в Израиле вновь оживилась дискуссия о том, нужно ли преследовать за многоженство или, наоборот, стоит его разрешить.

Сторонники последней точки зрения повторяют мысль великого еврейского писателя Башевиса-Зингера, что мужчина вполне может любить сразу нескольких женщин (особенно активно Зингер проводил эту мысль в романе «Враги. История любви») и полигамия является для него естественным состоянием. Это тем более справедливо для евреев, добавляют они, где муж в период месячных и дней очищения жены должен проводить в состоянии сексуального воздержания. И дальше следует сакраментальный вопрос: «Неужели иметь жену и любовницу лучше, чем двух законных жен?!»

Справедливости ради отметим, что вопрос об узаконивании двоеженства находится вне консенсуса израильского общества. В то же время, согласно различным и, по понятным причинам, вряд ли могущим считаться достоверными опросам, свыше 25% израильских мужчин и 10% женщин изменяют супругам, а количество разводов, регистрирующихся в Израиле ежегодно, приближается к 30% от количества заключаемых браков.

Тем не менее обычно в поле зрения израильской общественности попадают только поистине выходящие за все мыслимые рамки и порой вызывающие содрогание случаи полигамии.

От Элиора Хена до Гоэля Рацона

В последние годы Израиль потрясли сразу две такие истории.

Первая из них произошла в Иерусалиме, в молодой еврейской семье, которая до того жила в Гуш-Катифе — блоке еврейских поселений в секторе Газы. Ликвидация этих поселений в рамках плана одностороннего размежевания Ариэля Шарона обернулась для супругов тяжелой душевной травмой, на фоне которой в семье и появился выдававший себя за раввина-кабалиста Элиор Хен вместе с тремя своими «хасидами». Выжив из семьи мужа и заставив его дать жене развод, Хен поселился в доме женщины и с ее согласия стал заниматься «исправлением душ» детей, которое заключалось в том, что их морили голодом, заставляли есть собственные испражнения, а также подвергали садистским пыткам — прикладывали к их телам раскаленный утюг, сажали обнаженным на раскаленную электроплитку, били молотком по голове и т. д.

Расследование по делу садиста-лжераввина (как выяснилось, Хен никогда не сдавал экзамен на раввина и не посвящался в это звание) было начато в марте 2008 года — только после того, как младший из детей был доставлен в больницу с тяжелейшими травмами и впал в кому, в которой находится по сей день.

Тогда же и выяснилось, что Хен сочетался религиозным браком с матерью своих жертв, а так как был до этого официально женат, то оказался двоеженцем.

Несмотря на то что следствие было в самом разгаре, Элиору Хену вместе с первой женой удалось сбежать в Латинскую Америку, где он скрывался несколько лет, пока наконец не был экстрадирован в Израиль. В марте 2011 года суд приговорил Хена к 24 годам тюрьмы и выплате компенсации своим жертвам в размере 700 000 шекелей за издевательства над детьми и причинение им тяжких телесных повреждений, но двоеженство в обвинении не фигурировало. В мае 2014 года Верховный суд отклонил апелляцию Хена.

Зато полигамию хотели в начале инкриминировать жителю Тель-Авива Гоэлю Рацону, который создал «семью», в которую входили 21 женщина и более 50 детей. Каким образом Гоэль Рацон привлекал к себе молодых женщин, так и осталось загадкой. Большинство психологов считает, что он, используя способности к гипнозу, выбирал себе жертвы среди девушек, оказавшихся по тем или иным причинам в состоянии душевного кризиса.

Использование Рацоном гипнотического внушения так доказано и не было, но факт остается фактом: в «семье» царила жесткая дисциплина, все женщины боготворили своего мужа и господина, были рады его обеспечивать и почитали за счастье, когда он выбирал одну из них в качестве той, которая проведет с ним ночь.

Несмотря на то что Рацон заманивал в свои сети девушек в течение десятилетий, он был арестован лишь в январе 2010 года. Вскоре выяснилось, что инкриминировать ему полигамию невозможно, так как — как в случае с «праведником из Иерусалима» — официально женат он был только на одной из женщин. В итоге Рацон был обвинен в изнасиловании и совершении развратных действий по отношению к дочерям своих сожительниц (включая и собственных биологических дочерей) и серии других подобных преступлений. 28 октября 2014 года Гоэль Рацон был приговорен к 30 годам лишения свободы. Но, повторим, хотя это самый масштабный случай полигамии, зафиксированный за всю историю Израиля, судили его не за это…

Двоеженец в законе

Из любого правила, как известно, есть исключения, его подтверждающие. В конце 2014 года Верховный раввинатский суд Израиля разрешил 30-летнему жителю Холона взять вторую жену.

Началась эта история девять лет назад, когда 21-летний Н. решил, что ему пришло время создать семью. В своей ешиве Н. числился «илуем», то есть одним из самых талантливых учеников, и потому считался весьма завидным женихом. Вскоре с помощью профессиональной свахи Н. познакомился с девушкой из очень уважаемой в его кругах семьи и — что там скрывать — потерял голову и влюбился. Правда, родители юноши не с тали спешить с браком, а поначалу навели справки обо всем, что могло касаться девушки и ее семьи. Однако все собранные ими сведения оказались самыми положительными: и семья замечательная, и девушка — умница, красавица, прекрасная хозяйка. Разве что только не комсомолка и не спортсменка. Словом, лучшего и желать было нельзя, так что свадьбу решили не откладывать.

Проблемы в семье Н. начались только после рождения второго ребенка — супруга вдруг стала устраивать скандалы по поводу и без повода, придиралась к каждому слову мужа. Врачи поспешили успокоить: обычная послеродовая депрессия; в течение месяца пройдет. Спустя месяц жена заявила Н., что хочет пожить с детьми у родителей, немного отдохнуть. Н. не возражал — понимал, как непросто ухаживать сразу за двумя малышами, и родительская помощь тут может оказаться не лишней. На субботу он, само собой, пришел в дом тестя и тещи, чтобы побыть с женой и детьми, а потом отправился домой.

Прошла одна такая суббота, вторая, третья, четвертая, но молодая жена явно не спешила вернуться к мужу. Н. обратился за советом к раввину, и его мнение было однозначно: негоже таким молодым супругам в течение столь длительного времени жить порознь, и Н. должен настоятельно попросить жену вернуться домой.

Увы, жена вернулась всего на несколько дней, после чего снова ушла к родителям, которые теперь не пускали зятя на порог своего дома и запрещали ему видеться с детьми.

Спустя год Н. подал в раввинатский суд иск на развод, но тут его ждал новый удар: жена заявила, что не даст развода до конца его дней. Начались бесконечные хождения по коридорам раввинатского суда, а в ходе заседаний судьи только разводили руками: дескать, если к мужчине, отказывающемуся дать разводное письмо, еще можно применить какие-то санкции, то против женщины они бессильны — ее можно только уговаривать.

Уговаривали год, уговаривали два, уговаривали три…

Все эти годы в жизни Н. — здорового, молодого мужчины — не было ни одной женщины. Будучи формально женатым, он не мог позволить себе завести серьезную связь, а ходить по проституткам ему не позволяла природная брезгливость.

Наконец, некоторое время назад, поняв, что развода от жены получить не удастся, Н. обратился в Верховный раввинатский суд с просьбой разрешить ему… взять еще одну жену. При этом он, разумеется, знал, что двоеженство евреям запрещено изданным более тысячи лет назад галахическим постановлением рабби Гершома. Но знал он и то, что существуют исключения из любого правила. Подобные прецеденты случались и в прошлом — правда, при этом обычно требовалось собрать подписи 100 раввинов, признающих, что речь и в самом деле идет об исключительном случае.

Самое любопытное в этом деле как раз и заключается в том, что раввинатский суд признал случай Н. достаточно серьезным, чтобы выдать ему разрешение на второй брак без сбора подписей 100 раввинов.

В итоге, правда, двоеженцем Н. так и не стал: узнав о решении Верховного раввинатского суда, его жена согласилась дать развод.

Эта история в свою очередь вызвала взрыв негодования в кругах израильских религиозных феминисток. «В ходе бракоразводного процесса мужчина в иудаизме и без того имеет немалые стартовые преимущества. Он может в этот период завести почти официальную связь на стороне, в то время как женщина — нет, так как это будет считаться прелюбодеянием. Он может позволить родить детей, которые, даже будучи рождены вне брака, станут обладать всеми правами, в то время как дети женщины, не получившей развода, однозначно будут признаны мамзерами. И вот теперь Верховный раввинатский суд, по сути дела, показал, что мужчина вполне может жениться второй раз, не разведясь с первой женой. Какой замечательный выход! При этом, разумеется, никто не собирается разрешать женщине взять второго мужа, так как это Торой не предусмотрено. И не говорите мне, что речь идет об исключении. Мы все хорошо знаем, что в современном мире исключения часто, причем довольно быстро, превращаются в правила!» — заявила глава движения «Мабуй сатум» Батья Кахане-Дрор, уже много лет ведущая борьбу за права женщин, которые никак не могут получить развод от мужа.

Что ж, и эти опасения вполне можно понять. Но, с другой стороны, что делать 17 000 израильских мужчин, оказавшихся в той же ситуации, что и Н.?! И почему они должны нести ответственность за тех, кто мучает своих жен, отказывая им в получении развода и калеча жизнь? Ведь они, как и эти женщины, ни в чем не виноваты и являются такими же жертвами своей «второй половины»… В этом случае угроза, что раввинатский суд разрешит мужчине вступить во второй брак, и в самом деле может оказаться весьма действенной.

Остается заметить, что прецеденты, когда Верховный суд разрешал мужчине вступить в брак, не разводясь с первой женой, случались и ранее. Одно из таких разрешений было дано мужчине, чья жена больше 10 лет находилась в коме в результате получения тяжелой травмы головы.

Впрочем, есть и другие случаи многоженства, на которые израильское правосудие смотрит сквозь пальцы…

Кому закон не писан

«В первую очередь евреям — выходцам из Йемена!» — заявит вам в ответ на этот вопрос активист какой-нибудь правозащитной организации Израиля.

И это будет почти правдой — вплоть до 1980-х годов двоеженство было чрезвычайно распространено в общине выходцев из Йемена, но в последние годы это явление пошло в их среде на убыль и почти исчезло.

Зато полигамия по-прежнему пышным цветом процветает среди живущих в Израиле арабов и бедуинов. Израильские юристы признают, что по закону все многоженцы-арабы должны быть отданы под суд, но никто этого не делает из «уважения к национальным обычаям и традициям», не замечая, как такое «уважение» оборачивается для еврейского государства серьезной экономический и демографической проблемой.

Сами арабы, оправдывая полигамию в свой среде, говорят, что она обусловлена тем, что в силу генетических особенностей девочек у них рождается значительно больше, чем мальчиков. А значит, чтобы множество женщин не оставались безмужними, каждый арабский мужчина просто обязан жениться на нескольких женщинах.

Смехотворность этого довода становится очевидной, если учесть, что подавляющее большинство своих вторых, третьих, а порой и четвертых жен израильские бедуины и арабы приводят в основном с территории Иордании и Палестинской автономии. Каждая из этих женщин рожает от 4 до 10 детей, умножая арабское население страны и выкачивая из казны миллиарды шекелей на выплату им социальных пособий.

Справедливости ради надо заметить, что в Израиле пробовали бороться с этим явлением. В ответ бедуины начали перед следующим браком оформлять формальный развод с предыдущей женой, которой после этого… полагалось увеличенное пособие.

Таким образом, решения проблемы полигамии в арабской среде не видно, и израильские бедуины продолжают оставаться самым стремительно растущим этносом не только в Израиле, но и в мире.

Что же касается евреев… Выдающиеся духовные учителя нашего народа не раз подчеркивали, что возвращение к той системе полигамии, которая время от времени встречалась у наших предков, уже невозможно. Так что давайте довольствоваться тем, что имеем.

Ну, а тем, кто доказывает, что у Адама прежде Евы была Лилит, стоит вспомнить слова поэта: «Не женой была, не женой — стороной прошла, стороной…»

 

 

 

Так сказал рабейну Гершом…

В Германии и Северной Франции среди евреев полигамия была довольно редким явлением, что объясняется влиянием моногамного семейного уклада христианских народов В X веке рабби Гершом бен Иехуда Меор ха-Гола и его религиозны суд ввели постановление, известное под названием «херем де-рабейну Гершом», запрещавшее полигамию. Запрет не распространялся на случаи левиратного брака или бесплодия первой жены.
К XIII веку было принято постановление, согласно которому для женатого мужчины халица была предпочтительнее левиратного брака. Запрет на полигамию не означал юридической недействительности второго брака, однако мужчину могли принудить к расторжению брака со второй женой.
Херем рабейну Гершома был принят в большинстве стран ашкеназской диаспоры, а в Провансе, Испании и в общинах Северной Африки и Азии полигамия хотя не была запрещена, практиковалась не слишком часто.

Шамир против бедуинов

В прошлом году министр сельского хозяйства Яир Шамир, сын Ицхака Шамира, во время рабочей поездки по Негеву предложил запретить бедуинам многоженство, что в свою очередь поможет сократить рождаемость среди этой категории населения. В беседе с местными фермерами министр сделал акцент на необходимости повысить образованность и уровень жизни бедуинских семей, а также ограничить разрастание их кланов.

Яир Шамир привел шокирующие данные о возможном разрастании бедуинских племен в случае отказа государства регулировать их рождаемость. Ожидается, что к 2035 году в Негеве будет около полумиллиона бедуинов, а значит, проблема незаконного захвата ими земель только усугубится. Предыдущие предложения комиссии по решению бедуинской проблемы, которую возглавлял Шамир, основывались на рекомендации признать 50% бедуинских поселков законными в обмен на то, что кочевники уйдут с оставшихся захваченных земель. 

Почему праотцы имели нескольких жен?

Пактически каждый раз, когда наши праотцы имели нескольких жен, это случалось только в силу особых обстоятельств. Авраам взял в жены Агарь только по наставлению Сары, так как у них не было совместных детей. Яков — еще один классический пример. Он был вынужден жениться на Лее из-за уловки Лавана. Аналогично, Бильгу и Зилпу он взял в жены по совету своих первых двух жен, которые желали их посредством умножить количество детей.

С точки зрения философии иудаизма, многоженство не является, и никогда не было, эталоном совершенства. Каббалистические труды полны цитат о том, что муж и жена являются двумя половинками одного целого. Трудно наткнуться на упоминание полигамной семьи в Талмуде или Мидраше, предшествующих запрету многоженства.

На практике многоженство также является большой финансовой обузой, так как муж обязан обеспечивать все потребности и отдельное жилье для обеих семьй. По всей вероятности, полигамия всегда была разрешением проблемы для мужчин, чьи жены не могли иметь детей, во имя продолжения рода без необходимости развода с любимой женой. Кроме того, монархи обычно прибегали к многоженству для укрепления родовых отношений.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>