Как оживить опасно больного?


Шарж (ноябрь 2015)

Не знаю, кто придумал эту фразу первым, но во всех источниках написано, что «Всемирный шабат — международный проект, инициированный в 2013 году главным раввином ЮАР Уорреном Гольдштейном, чтобы сплотить евреев по всему миру и вернуть им интерес к общинной жизни. В рамках проекта готовят еврейские праздничные блюда, участвуют в субботней трапезе, проводят концерты, читают Тору».

Вроде бы все понятно. И чего нам не хватает «для полного счастья», и как эту нехватку восполнить… Да вот ведь какая беда: 70 лет прошло с окончания Второй мировой войны, почти 50 лет со дня Шестидневной войны, 25 лет после падения железного занавеса — за эти годы еврейский мир видел десятки, если не сотни проектов, международных и локальных, по привлечению евреев в еврейство, а больному (ассимилированному еврею) лучше не становится. Все так же мы видим его подключенным к дорогостоящей аппаратуре (еврейского) жизнеобеспечения, но почему-то не становится ему лучше ни от еврейских кинофестивалей, ни от ханукальных шоу с примадоннами и кордебалетом пятого пункта, ни от мастер-класса по приготовлению хумуса.

Даже форшмак, уж казалось, беспроигрышный номер, действовавший в прошлом безотказно, сегодня начинает фальшивить! Кривая смешанных браков неуклонно ползет вверх, никакие ухищрения не помогают. Только ортодоксальные общины расставили свои пока еще небольшие, но все-таки постоянно растущие бастионы на пути ассимиляторской чумы!

В чем же дело? Почему эти красочные и многообещающие программы не работают? (Только одна Федерация еврейских общин Северной Америки потратила в 2014 году на программы усиления еврейской идентификации более $800 млн!) Позвольте нам предложить свое объяснение этой загадки.

Понятно и не вызывает больших возражений мысль, что современный еврей настолько оторвался от Торы и еврейской традиции, настолько искорежен западным воспитанием (которое, кстати, он безосновательно числит общечеловеческим), что приблизить его к еврейству, заинтересовать еврейской жизнью и настоящей еврейской духовностью в лоб, фронтальной атакой, мозговым штурмом практически невозможно.

Слишком велик ментальный разрыв, слишком активно (и, добавим, подчас талантливо) высмеивали христиане, а затем и самые прогрессивные и свободные либералы и социалисты «косное, ограниченное национальное мышление верующих евреев, которому-де не место в ХХI веке (как, впрочем, было не место уже и в веке ХХ). И поэтому понятно, что какие-то элементы игры, зрелищности, качественного искусства наряду с обсуждением современных интеллектуальных проблем просто необходимы для привлечения к еврейству тех наших соплеменников, которые иначе ни в какой контакт с Торой и еврейским миром не вступят!

В этой связи стоит процитировать президента Российского еврейского конгресса Юрия Каннера: «Мы не просто узнаём о еврейской культуре еды, о том, как в жизни евреев появились известные всему миру блюда и почему они до сих пор популярны. Через радостное и благочестивое занятие — приготовление пищи — мы испытываем незабываемое ощущение причастности к еврейской традиции, культуре и истории». Прав ли уважаемый Юрий Исаакович? 

Мероприятие, о котором идет речь, могло превратиться в торжество еврейского духа, в изучение законов отделения халы и соблюдения Субботы. Вместо этого, как в перестроечные и пост-перестроечные годы, широкую общественность в очередной раз кормили развлекаловом. Тут — Якубович с селедкой, там — Макаревич с курицей. Тут тесто месят, там «Фрейлехс» звучит. 

Форшмак с хумусом могут послужить отличным средством для знакомства с традициями предков, если после сытной трапезы будет предложена полноценная учеба над святыми книгами. Если же крупная еврейская организация ограничивается шоуменами, не предоставляя слова раввинам, вложенные усилия и деньги идут насмарку. Еврей начинается с Торы, а не с кухонной плиты.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>