ИЗРАИЛЬ: Дорогие отели для дорогих гостей


гостиницы Израиля

Дорогие отели для дорогих гостей или Почему в Израиле зашкаливают цены на гостиничные номера

Не так давно автор этих строк отдыхал в одном из кибуцев на северной границе страны. Крохотная комнатка с душевой вместо ванной и с немудреным молочным завтраком обошлась мне с женой и сыном в 700 шекелей за ночь. И это и в самом деле было самое дешевое предложение, которое мы с друзьями смогли найти после длительных поисков. Возмущению приятелей, решивших разделить со мной это приключение, не было предела. По их словам, за месяц до этого роскошный двухкомнатный номер в Друскининкае с джакузи и огромным балконом обошелся им ровно в два раза дешевле, а ведь Друскининкай — курорт международного уровня! В эти же дни моя сестра решила наконец выбраться в гости в Израиль из США и была, по ее словам, поражена ценами далеко не в самых фешенебельных израильских гостиницах.

То, что проблема необычайной дороговизны израильских гостиниц существует, известно давно, и она не раз поднималась в СМИ и на самых различных форумах. В июне 2015 года Тель-Авив занял 6-е место в рейтинге городов с самыми дорогими отелями мира. Иерусалим оказался в этом списке на 14-м месте, опередив на позицию одну из финансовых столиц мира Сингапур, на две позиции Нью-Йорк и на пять позиций переливающийся нефтью Абу-Даби. Согласно отчету Всемирного экономического форума, по дороговизне отдыха Израиль занимает 6-е место в мире и 19-е по дороговизне отелей.

Первая мысль, которая приходит в голову при знакомстве с этими цифрами, несомненно, заключается в том, что владельцы израильских гостиниц загибают цены в поисках сверхприбылей. Но нет: та же международная статистика свидетельствует, что чистая прибыль израильских гостиниц в 2013 году составила 19,4%, а в 2014-м — 18,8%. Это — значительно меньше чистой прибыли от гостиничного бизнеса в мире. К примеру, чистая прибыль сети гостиниц «Хилтон» составляет 39,9% от оборота, а средняя прибыль европейских отелей колеблется между 21,7 и 23,7%.

Можно, конечно, предположить, что высокие цены на отели и циммеры являются причиной того, что поток туристов в Израиль из года в год оказывается меньше ожидаемого, и это-то и является причиной относительно низких прибылей. Но ведь можно посмотреть на эту проблему и иначе: именно снижение туристического потока заставляет хозяев отелей повышать цены, чтобы получить хоть какую-то прибыль от своих бизнесов. Что тут является причиной, а что следствием — сказать трудно. Вероятнее всего, речь просто идет о заколдованном круге, из которого не так-то просто выбраться.

Пытаясь все же найти ответ на вопрос о том, почему гостиничные номера и комнаты на съем так дороги, экономический обозреватель газеты «Гаарец» Йорам Габизон пришел к выводу, что существует как минимум 10 причин, обусловливающих эту дороговизну.

  1. Ситуация в области безопасности. То, что в 2015 году туристический поток в Израиль оказался на 17%, а заполняемость гостиничных номеров на 25% меньше ожидаемого, Габизон связывает с антитеррористической операцией «Несокрушимый утес», которую Израиль проводил в Газе летом 2014 года. Она, дескать, отпугнула многих туристов, планировавших в следующем году провести отпуск в Израиле. Остается только гадать, какими последствиями для туристической области обернется новая волна террора, начавшаяся в Иерусалиме осенью 2015 года. Габизон напоминает, что с 2000 года один напряженный год в Израиле следовал за другим: «вторая интифада» сменилась ракетными обстрелами из Газы, затем была Вторая ливанская война, за ней — с небольшими перерывами — три антитеррористические операции в секторе Газа («Защитная стена», «Облачный столп» и «Несокрушимый утес»). Он приводит также слова менеджера гостиницы «Фаузи Азар» в Назарете, который говорит, что в период операции «Несокрушимый утес» заполненность номеров в этом отеле с обычных 60–70% снизилась до однозначных цифр, что привело к колоссальным убыткам. Эти убытки надо было как-то покрывать, а помощь государства в этом ограничилась лишь снижением налога — обещанная сумма частичной компенсации потерь до сих пор остается невыплаченной. От себя автор считает должным заметить, что в период антитеррористических операций цены в большинстве отелей Израиля падают до европейского уровня и даже ниже в расчете на рост внутреннего туризма, но большинство израильтян все равно предпочитают отдыхать за границей, чем под звуки сирены воздушной тревоги.
  2. Резкое повышение минимальной зарплаты за последние годы.

Да, горничным и другим сотрудникам отелей их администрация, как правило, платит минимальную зарплату, но следует учесть, что с 2003 по 2015 год официально установленная в Израиле зарплата выросла с 3355 до 4650 шекелей (с $666 до 716), то есть на 39%. Это не считая того, что за работу по субботам и праздникам (то есть 61 день в году) работодатель по израильскому закону должен доплачивать работнику надбавку 50%. Все это привело к тому, что владельцы отелей должны были изыскать дополнительно сотни миллионов шекелей на выплату зарплат. А откуда их взять, если не повышать цену на номера?!

  1. Обеспечение кошерности гостиницы.

Габизон (со слов гостиничных менеджеров) утверждает, что это удорожает стоимость гостиничного обслуживания в Израиле на 2,6–3,2%, но в реальность этих цифр верится с трудом. Однако кашрут, вне сомнения, должен увеличивать стоимость гостиничных услуг, так как он предполагает разделение кухни на мясную и молочную, закупку двойного комплекта посуды и приборов, оплату услуг наблюдателя над кашрутом и т. д. Кроме того, те же наблюдатели за кашрутом обычно проводят субботы в гостиницах вместе со своими многочисленными семьями и администрация оплачивает их пребывание. Но автор опять-таки вынужден заметить, что для значительной части еврейских туристов вопрос кошерности гостиницы крайне важен, а для определенной части важен сам уровень кашрута отеля, и потому эта статья расходов на самом деле является необходимой.

  1. Муниципальный налог. Высокий уровень городского налога в Израиле давно уже стал притчей во языцех, а на гостиницы он намного выше, чем на другие виды бизнесов. Разумеется, в разных городах сумма муниципального налога на отели различна. Так, в Эйлате он колеблется от 10 до 100 шекелей на кв. м, в Тель-Авиве — от 57 до 118 шекелей, а в Иерусалиме — 66–138 шекелей. В итоге эти суммы складываются в сотни миллионов шекелей.
  2. Налог на добавочную стоимость. Тут как раз все ясно: НДС в Израиле, как известно, составляет 18% (недавно было решено понизить его до 17%), в то время как в странах Европы он колеблется между 7–13%. Соответственно, и добавка на базовую стоимость номера там ниже.
  3. Дороговизна продуктов питания в Израиле. И этот факт, увы, давно и хорошо известен. Затраты на закупку пищевых продуктов составляют во всем мире 12–16% от общих затрат гостиниц, но в Израиле цены на эти продукты на 19% выше, чем в странах ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), и на 25% выше, чем в странах ЕС. При этом по отношению к тем же странам ОЭСР цены на легкие напитки в Израиле выше на 56%, на молоко и молочные продукты — на 51%, а на спиртное — на 33%. А между тем именно эти три категории товаров и закупают гостиницы в первую очередь.
  4. Государственная регуляция деятельности отелей.

Если в отелях Европы расходы по этой статье составляют примерно 0,8% от оборота, то в Израиле — 1,8%, то есть и в данной области израильские гостиницы по определению не могут конкурировать с европейскими. И опять все понятно: к примеру, в Израиле государство предъявляет необычайно жесткие требования к обеспечению охраны гостиниц, в то время как в Европе эта статья расходов попросту отсутствует. Добавьте к этому высокие стандарты обеспечения противопожарной безопасности, требование, чтобы в каждом гостиничном бассейне дежурило два спасателя, — и картина начинает окончательно проясняться. Но с другой стороны… хотел бы я посмотреть, кто из постояльцев израильских гостиниц согласился бы на то, чтобы с ее входа сняли охранников и путь для террористов оказался свободен.

  1. Высокая стоимость и продолжительность строительства гостиниц в Израиле.

В среднем строительство отеля в Израиле (с учетом прохождения всех бюрократических процедур) продолжается 12–15 лет, и это очень долго. По другим данным, этот срок составляет 15–20 лет. Соответственно, увеличивается и срок, за который возвращаются сделанные в это строительство инвестиции. Соответственно, многие серьезные бизнесмены отказываются инвестировать средства в гостиничный бизнес в Израиле, что порождает массу проблем. Длительность же строительства отелей в Израиле опять-таки тоже связана с различными соображениями, включая и соображения обеспечения безопасности.

Это, считает Йорам Габизон, никак не оправдывает того факта, что стоимость гостиничных номеров в Израиле на 35% выше, чем в Токио, на 32% выше, чем в Торонто, и на 54% выше, чем в Берлине, но кое-что все-таки объясняет. При этом в Израиле по-прежнему наблюдается дефицит гостиничных номеров, что опять-таки можно объяснить слишком низкими темпами строительства отелей. Так, с 2000 по 2014 год число гостиничных номеров в стране выросло на 9,6%. Но ведь туристический поток за этот период вырос на 20%!

  1. Дефицит номеров, рассчитанных на средний класс.

По данным Министерства туризма Израиля лишь 47% всех гостиничных номеров страны относятся к классу C и D, которые пользуются предпочтением у большинства туристов из Европы и США. При этом значительную часть гостиничных номеров составляют номера классов А и В, стоящие во всем мире значительно дороже. Объясняется такая диспропорция тем, что значительная часть налоговых льгот, предоставляемых государством при строительстве гостиниц приходится именно на высшие классы номеров.

В результате недавно проведенная правительством реформа «Открытое небо», резко удешевившая стоимость авиаполетов в Израиль, не только не улучшила, но и ухудшила положение в области туризма. В самом деле, какой турист согласиться платить за ночь в гостинице столько же, во сколько ему обходится перелет в Израиль и обратно?!

  1. Высокий уровень монополии в отрасли, приводящий к снижению конкуренции.

Чтобы понять, о чем идет речь, достаточно сказать, что 57% всех гостиничных номеров Эйлата принадлежат всего трем гостиничным сетям — «Фаталь», «Дан» и «Исротель». Не удивительно, что летом, когда десятки тысяч израильтян и иностранных туристов хотят отдохнуть именно в Эйлате, эти гостиницы накручивают поистине астрономические цены.

Но, как было сказано, проблема дороговизны гостиниц в Израиле общеизвестна, и в Министерстве туризма страны постоянно предпринимают какие-то шаги для ее решения. В частности, с подачи министерства был создан сайт, предлагающий гостям страны останавливаться не в гостиницах, а в частных квартирах, что значительно дешевле. Это же министерство всячески поощряет бизнесменов, желающих открыть новые циммеры, то есть гостевые комнаты в самых различных районах страны.

Нельзя не признать, что все эти меры дают свои результаты: цены на гостиничные номера во многих городах Израиля пусть и ненамного, но снизились. Но там, где наблюдается дефицит номеров (прежде всего в Тель-Авиве и Иерусалиме), они остаются крайне высоки. Выход из этой ситуации, видимо, заключается в поощрении государством создания в этих местах небольших гостиниц-бутиков. Количество таких гостиниц в последнее время в Тель-Авиве и Иерусалиме и в самом деле заметно увеличилось, хотя результаты пока особенно не чувствуются.

Но, как говорится, Москва не сразу строилась — возможно, для этого нужно время. Хотя с другой стороны…

Да простят автора этих строк, но, думается, поездка в Израиль должна стоить чуть дороже, чем в любую другую страну мира. Потому что, в отличие, скажем, от поездки в Лас-Вегас или какой-нибудь Бургос, посещение Израиля — это всегда восхождение по духовной лестнице. И за этот великий духовный опыт следует платить. Разве не сказано в Торе, чтобы ни один паломник не появлялся в Иерусалиме с пустыми руками?! Каждый должен был оставить в нем что-то в меру щедрости своего сердца.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>