ФАЙН&СОМИНСКАЯ: Между нами…


Анна Файн (рисунок: Сергей Васильев)

Ярмарка нашей жизни

Анна Файн

Несколько лет назад мне попалась статья, напечатанная в русскоязычном журнале для религиозных евреев. Статья носила грозное название — «Расточительство — это болезнь!». Автор призывал женщин отказаться от лишних покупок. Например, не соблазняться красивой сумочкой, случайно увиденной в витрине… аптеки.

Прочитав статью, я долго не могла прийти в себя от возмущения. «Почему? — может спросить читатель. — Ведь и вправду шопоголизм — болезнь, ее даже лечат психотерапевты и группы анонимных шопоголиков. В многодетной семье, как правило, нет лишней копейки, особенно если речь идет о семье студента ешивы. До покупок ли тут?»

Вот именно поэтому, дорогой гипотетический читатель. Шопоголизм — болезнь, но это болезнь богатых людей. Дама, которая может увидеть сумочку в окне аптеки, конечно, живет в Америке. Именно там в drugstores продается что ни попадя, а не только лекарства. Зарплаты там выше, чем в Израиле или России, а цены — ниже. А жены студентов ешив, молодых специалистов, матери нескольких детей, не успевшие сделать карьеру и выйти на другой экономический уровень, шопоголизмом, как правило, не страдают. Но и они часто делают необдуманные покупки. Однако стоит ли обрушиваться на них с критикой? Вместо того чтобы обзывать их состояние болезнью, не лучше ли мужчине сказать так:

— Любимая! Ты для меня дороже всего на свете. Если бы я мог, купил бы тебе все, чего твоя душенька пожелает. Но мы бедны. Поэтому радуй себя, милая, но помни: у нас долги. Так что радуй себя по возможности осторожно.

Еврейские религиозные лекторы и публицисты не устают сетовать на систему ложных ценностей общества потребления. Пропаганда консюмеризма, уверяют они, выливается на незащищенные мозги со страниц газет, журналов, из телевидения и интернета. СМИ учат нас, что «жесткий шопинг» — лучшее лекарство от женской депрессии, не считаясь с тем, что у этого лекарства существует побочный эффект — расточительство. Все это, говорят нам иные духовные наставники, бич современности. Но так ли это?

Ярмарка издавна считалась праздником у всех народов. О ней сложено немало песен на всех языках, в том числе на идише. Да и саму жизнь язык идиш сравнивает с ярмаркой, «фун ярмарке» значит «вторая половина жизни». Без этого праздника не обходился ни один народ и ни один человек. Покупки — это удовлетворение сразу многих потребностей, в том числе потребности общения. Любовь к шопингу — не болезнь.

Беда только в том, что в местечке Сорочинцы ярмарка наступала два раза в году. А в нашей жизни, благодаря большим торговым центрам (моллам, каньонам), она функционирует ежедневно. Совет тут можно дать только один: выберите для ярмарки подходящие дни. Пусть она происходит раз в месяц. Или раз в квартал, по необходимости. Тогда от нее и радости будет больше, и расходов меньше.

И еще — радость покупки не связана с ее ценой. Блошиный рынок или дешевая распродажа произведут то же самое психотерапевтическое воздействие, что и жесткач в престижном каньоне. Те же самые дофамины поступят в ваш мозг, и вам не придется страдать от неловкого разговора с банковским служащим.

Расточительство — это болезнь?

Рут Соминская

«После того как моя сестрица Джейл сделала ЭТО прямо в больничной палате, туда сразу сбежались врачи, несколько суток ее проверяли лучшие психиатры больницы (а это была лучшая больница страны) и в конечном итоге признали, что она психически здорова, но дурно воспитана», — доверительно делилась со мной воспоминаниями канадка Катрин. Под «этим» имелась в виду попытка Джейл плеснуть в лицо Катрин тарелку супа вследствие ее (Катрин) отказа есть этот суп, которым заботливая старшая сестра в порыве лучших чувств старалась накормить строптивую больную.

В отличие от лучших психиатров Канады, нам зачастую не требуются суточные проверки, и свои вердикты по поводу психического здоровья окружающих мы склонны выносить сразу и безапелляционно. «Расточительство — это болезнь», «застенчивость — обратная сторона истерии», «скупость — это уже патология» и т.д. и т.п. Причем тот же самый вердикт мы выносим и за покупку на последние деньги сумочки в аптеке («На витамины, за которыми она, собственно говоря, зашла к нам в аптеку, ей денег уже не хватило», — рассказывала мне моя подруга-фармацевт всеизраильской сети «Суперфарм»), и за выговор ребенку: «Зачем ты сразу выбрасываешь салфетку! Ее же можно еще как минимум один раз использовать!» (фраза, услышанная мною в доме, чьи хозяева могли спокойно приобрести целую фабрику).

Что характерно, в нескольких случаях из тысячи мы оказываемся правы: различные формы зависимости — от алкоголизма до ониомании (она же «шопоголизм») — могут являться не просто тревожными сигналами о приближении симптомов, но самими симптомами уже существующей болезни. Но в остальных случаях мы все-таки имеем дело с проблемами (с точки зрения наблюдателя со стороны) / особенностями (с точки зрения самого человека) воспитания и/или склада характера (а чаще всего — совокупности обоих).

На классическом иврите черты характера называются «мидот», что одновременно переводится как «дозы» или «размеры». С точки зрения иудаизма нет практически никакой абсолютной дурной черты характера, как нет вообще практически ничего абсолютно дурного. Все зависит лишь от того, как, с какой целью и, что не менее важно, в какой дозе мы это используем.

Все материальные удовольствия этого мира созданы на наше благо. Чтобы поднять нам настроение, пробудить в нас благодарность, оптимизм и прочие радости жизни. Однако в тот момент, когда мы сталкиваемся с «передозировкой», когда материальные удовольствия из средства переходят в разряд «самоцели», когда мы «соской консюмеризма» затыкаем собственный духовный и душевный голод («чем бы дитя ни тешилось…), одним словом, когда материальные, физические блага заслоняют собой душевные и духовные, срабатывает обратный эффект постоянной неудовлетворенности, раздраженности, угрызений совести и очередной попытки убежать от себя. Тут и эффект соленой воды («чем больше пьешь, тем больше ощущаешь жажду»), и «комплекс пьяницы» из «Маленького Принца» («Я пью, чтобы забыть, что мне совестно — совестно пить»), и вот уж рукой подать от особенностей характера до болезненной зависимости.

Так что остается только во всем соблюдать чувство меры. И все блага мира использовать по назначению. Да, и еще поменьше ярлыков. И побольше здоровья — душевного и физического!

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>