ЦВИ ВАССЕРМАН: Образование и воспитание


Цви Вассерман (фото: Илья Иткин)

В Израиле минпрос по старинке называется Министерством воспитания. Когда-то, в незапамятные времена, главным делом школы было воспитание человека и гражданина — сына Отечества. Потом во всем мире произошла культурная революция, в результате которой школа повсеместно перестала заниматься воспитанием. Еще раньше воспитанием перестали заниматься вечно перегруженные и занятые родители, и с тех пор дети растут предоставленные самим себе, как дикий бурьян в степи. Отсюда и печальные результаты: наглый цинизм молодых, насилие всевозможных видов и форм, наркотики, алкоголизм, издевательства над слабыми… И тучи специалистов — психологов, наркологов, социальных работников, социологов, призванных помочь проблемной молодежи, число которой угрожающе быстро растет.

Но, возможно, променяв «воспитание» на «образование», школы всего мира (и Израиля) преуспели в подготовке будущих врачей, инженеров и ученых? Отнюдь! Недаром во всем мире растет недовольство качеством системы образования и предпринимаются разнообразные попытки реформировать ее. Но все эти попытки приводят только к разрушению последних остатков воспитанности, поскольку исходят из предпосылки, что воспитанность, как и религиозность, научно-технический прогресс оставил в далеком прошлом. Исключением являются лишь элитные школы, куда во всем мире (за исключением Израиля) собирают одаренных детей, чтобы дать им образование, соответствующее их способностям. Элитные школы есть и в Израиле, но заняты они не образованием способных детей, а самовоспроизводством правящей элиты Израиля — всех этих несменяемых номенклатурных директоров, менеджеров, адвокатов, политиков, высших офицеров армии и службы безопасности, призванных через пару десятков лет сменить своих родителей и стойко стоять на защите завоеваний сионизма (читай — интересов клана) от всяких понаехавших чужаков. Элитные школы Израиля производят в основном злобных леваков, готовых насмерть биться за права униженных и оскорбленных всего мира (прежде всего палестинцев), но в упор не слышащих, как хрипит под удавкой их правления, очень часто провально неумелого, остальной Израиль, которому не посчастливилось родиться с ложкой во рту.

Религиозный мир в Израиле и его учебные заведения тоже не идеальны — с тех пор как Адам и Хава испортили человеческую породу, в мире вообще нет ничего идеального. Но различные категории могут существенно и принципиально различаться степенью неидеальности. В отличие от светских школ, все глубже и безвозвратнее погружающихся в пучину интеллектуальной и нравственной распущенности и разврата, религиозные школы со всеми оговорками все-таки делают свое дело, воспитывая прежде всего людей — будущих мужей и жен, родителей, евреев, угодных Всевышнему только от того, что они удобны и приятны окружающим людям — близким и далеким…

«А как же госпрограмма «Либа»?!» — спросите вы, читатели. Свой ответ я начну с вопроса: «Вы действительно верите, что математика и английский добьются в воспитании достойных граждан больше, чем Гемара (Талмуд) и Шульхан Арух (свод еврейских законов)? Я полагаю, что ни математика, ни английский, ни даже недалекое материалистически атеистическое обществоведение не имеют к воспитанию человека никакого отношения. Недаром гдолей Тора, великие мудрецы Торы всех поколений, неизменно отстаивали чистоту и беспримесность классического еврейского образования. Для нас это вопрос первостепенной важности: великий Нецив (рав Берлин) закрыл знаменитую воложинскую ешиву в первую очередь из-за требования российских властей ввести в ней изучение русского языка — всего несколько часов в неделю — и, конечно же, с целью интеграции отсталых евреев в цивилизованное российское общество. Изучение Пятикнижия, Мишны, Гемары, Шульхан Аруха и книг хасидизма и мусара, способно превратить маленькое одержимое йецером существо в настоящего еврея — служителя Б-га, в здоровую и глубокую личность, угодную Всевышнему и радующую окружающих ее людей.

Но это еще не все. Изучение Письменной и Устной Торы действительно развивает разум ученика, учит его логике, в том числе и неклассической, методам суждений, диалектике, анализу и синтезу. Значение изучаемых в школе светских предметов для нашей последующей жизни вполне укладывается в райкинскую формулу: «Забудьте все, чему вас учили в школе!» Многолетнее, начиная с трех лет, изучение Торы дает человеку в руки интеллектуальные инструменты, которые будут надежно служить ему в течение всей его жизни, какие бы занятия он впоследствии ни выбрал для себя.

Давайте честно признаемся себе: никто из нас не стал личностью вследствие изучения школьных предметов. Людьми нас делали прочитанные книги, беседы с единомышленниками, осмысление происходящего в стране и мире. 99% изученного в школе материала нам в жизни так и не пригодилось. Даже относительно географии прав оказался недоросль Митрофанушка, а не его просвещенный оппонент: зачем изучать географию, когда есть извозчики (турагентства)?! И зачем запоминать исторические цифры и даты, когда есть «Гугл»?!

Тогда зачем же израильское правительство так настаивает на своей «либе»? Об этом Талмуд поведал нам еще 1500 лет назад: «Ненависть, которую невежды из нашего народа питают к мудрецам Торы, превосходит даже ненависть, которую народы мира испытывают по отношению к евреям как таковым». Эта ненависть и порождает в невеждах страстное желание разрушить мир Торы, интегрировать его в гниющий и разлагающийся на глазах организм современного общества.

Оборони нас, Г-сподь, от такой интеграции!

 

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>