АННА ФАЙН: Украденная радость


Анна Файн (рисунок: Сергей Васильев)

Я уселась на сиденье автобуса. Напротив меня уже сидела женщина, одетая по обычаям города Бней-Брака в ботинки на плоской подошве, похожие на мужские, чулки трупного цвета, юбку из негнущейся материи и из той же материи жесткий, как корпус самолета, жакет. На голове ее был парик, посеревший от скуки. Она шевелила губами, беззвучно читая книгу Теилим.

В автобус вошла другая женщина, по виду — мусульманка: черный платок повязан спереди крест-накрест, так что закрыты щеки и шея. В руке она держала мобильник. Когда она подошла к нам с «бней-брачицей», стало видно, что на ней не обычные для мусульманок брюки и туника с отрезом по косой, но вполне себе иудейская юбка-колокол и закрывающая верхнюю часть тела попона, которую с некоторых пор принято называть шалью. Никакая это была не арабка, а самая настоящая еврейка, скорее всего, из города Беит-Шемеш, где живут «возвращенцы» из восточных общин. Таких, как она, в народе называют «талибанки» или «женщины в шалях». И, хотя раввины много раз напоминали талибанкам, что их вид не соответствует ни галахе, ни исторической правде, те упрямо продолжают возводить новый забор вокруг старой ограды скромности. Эх, знали бы они, как выглядели шали, которые носили наши прабабушки в России!

Талибанка заговорила в мобильник, на иврите и без малейшего акцента. Моя визави удивленно приподняла голову от Теилим и бросила косой взгляд на женщину в шали. Вид талибанки выражал немой упрек не только мне в моем скромном, но трендовом платье. Он молча обвинял весь город Бней-Брак с его бронебойными костюмами и париками. Ох, некошерные вы женщины, ох, некошерные… Поймав и мой взгляд, талибанка вдруг вскочила и не побежала — нет! — дала деру в хвостовую часть автобуса. «Убежала», — констатировала женщина в сером парике. «Боится», — добавила я, а моя соседка улыбнулась уголком губ, как Джоконда, и снова беззвучно забормотала Теилим.

Вторая встреча произошла совсем недавно в «Суперфарме». Женщины вроде талибанок обычно не заходят туда: на ярких упаковках можно увидеть всякое — женские ноги в колготках, например. Но эта гостья зашла и выглядела явно растерянной. На ней был платок из грубой ткани, повязанный так низко, что спереди он образовал козырек, закрывающий лоб и глаза. Конская попона из ткани, похожей на мешковину, скрывала фигуру до бедер. Женщина сутулилась, чтобы не разрешить груди выдать свое присутствие под «шалью». Сзади трусила маленькая девочка в костюмчике цвета осенней грязи, глухо застегнутом до подбородка на большие коричневые пуговицы. Юбка девочки доходила до щиколоток, а волосы были заплетены в две тугие косички, больше похожие на шнурки от ботинок.

Когда талибанка прошла вперед, девочка остановилась и в немом восторге уставилась на стенд, где висели резиночки, бантики и завязочки для волос: сиреневые, розовые, оранжевые и голубые… Она протянула руку и быстро схватила картонный бублик, на котором висели разноцветные резинки. Мгновение — и они утонули в бездонной черноте кармана на ее юбке.

Я хотела предупредить девочку о том, что товар лучше вернуть на место: картонный бублик зазвенит на выходе и опозорит и девочку, и ее мать. Но мои ноги словно приросли к полу. Я чувствовала, как завязочки веселых леденцовых цветов греют кожу девочки сквозь коричневую дерюгу. Так греет солнце, так греет летнее море и золотой песок. Так греет любовь.

Вряд ли мама-талибанка когда-нибудь узнает, какими украденными радостями живет ее маленькая дочь и как раздвоится ее сознание, когда эта девочка станет взрослой.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>