АННА ФАЙН: Менуэт для царской дочери


Религиозная мода

Мода и «харедим»

Несколько лет назад случилось мне ехать автобусом из святого города Бней-Брака. Внимание мое привлек плакат, адресованный дамам и девушкам религиозного сословия. Текст был до того хорош, что я тут же перевела этот шедевр административной лирики на русский:

 

Иудейка – дочь Царя!

Не гонись за модой зря,

У нашей моды свой резон:

Скромной будь в любой сезон!

 

Не правда ли, мило? Похоже на раннесоветские агитки в духе Ильфа и Петрова: «Дома грязь, помои, клоп – здесь борщи и эскалоп! Дома сырость, корки, тлен – эскалоп здесь африкен!»

В самом ли деле иудейки – дочери Царя – не гонятся за модой? Если бы это было так, сегодня замужние женщины восточно-европейского пошива были бы одеты, как и двести лет назад. На бритой голове носили бы шлеер из тонкой кисеи, завязанный на затылке (длинные концы, украшенные кружевами, свисают вдоль спины). Поверх шлеера – бинды, ленты, закрывающие уши, с привязанными к ним застеганными подушечками, вышитыми жемчугом, по три с каждой стороны. Под биндами – серьги, над биндами – еще один платок, закрывающий лоб, но оставляющий открытой макушку со шлеером. Вы еще не устали? Так вот: поверх всего этого, для пущей скромности, парчовая шапка, отороченная лисою. А на шею – широкий парчовый стеганый галстук-галебанд, зимой и летом. Поверх галебанда – нитки жемчуга и золотые цепи. Одежда тоже отличалась многослойностью. Перво-наперво – нательная рубашка. К ней пришивались широкие цветастые рукава, собранные у кистей рук. Поверх рубашки – парчовый корсет, распущенный на груди. Затем юбка и фартук, чулки и башмаки без задников, но на высоких деревянных каблуках.

Стиль одежды религиозной женщины не определяется только лишь ее личным вкусом. Как правило, это результат выбора целой общины. Если в синагоге одна женщина «выбивается из стиля», она привлекает к себе повышенное внимание, а это нескромно. В городском саду Бней-Брака, где я часто гуляю с детьми, ежедневно тусуется компания молодых женщин, щебечущих между собой по-французски. Все они носят однотипные черные береты в стиле ретро и темную, довольно узкую одежду. Лично мне эта компания почему-то напоминает довоенную Европу и антисемитку Коко Шанель с ее пресловутым «маленьким и черненьким». Но наши француженки платье носят хоть и черненькое, но длинненькое – как того требуют законы еврейской скромности. Noblesse oblige, как говорят у них в Париже.

Кстати, о законах скромности. До недавнего времени у раввинов не было нужды закреплять при помощи алахических постановлений то, что считалось само собой разумеющимся правилом поведения. Мир резко переменился в 60-е годы ХХ века, когда возникла одежда топлес, мини-юбки стали массовой модой, а феминистки вышли на улицы европейских городов, чтобы швырнуть надоевшие лифчики к ногам изумленных прохожих.

Именно в 60-е годы появилась еврейская религиозная контрмода. Со временем она распалась на разновидности и стили, но у «харедим» (ультраортодоксов) принят консенсус относительно некоторых стандартов одежды. Локти, колени, ключицы должны быть закрыты. Волосы спрятаны полностью. Не допускается слишком обтягивающая или прозрачная одежда. Слишком высокие каблуки, яркая косметика и длинные серьги считаются вульгарными. В целом ультраортодоксальная улица выглядит солидно-дорого, по сравнению с чуть более романтической и вольной религиозно-сионистской. Попытаюсь описать некоторые стили, принятые в религиозном мире. Итак, вперед – по улицам Бней-Брака.

 

Стиль «Моя партийная броня»

Израильская религиозная мода

Израильская религиозная мода

Строгий европейский костюм – юбка и двубортный пиджак из плотной ткани. На бывшей родине так одевались школьные училки и инструкторши райкомов партии. Но жительницы Бней-Брака никогда не видели советских училок и теток из райкома, поэтому «партийная броня» не вызывает у них постсоветской брезгливости. Мода накладывает на этот стиль минимальный отпечаток – портнихам не надо менять лекала, только лепить новую фурнитуру, иногда вводить новые ткани и цвета. Когда в моду вошли юбки с разрезом сзади, религиозный мир ответил на этот вызов современности вертикальной складкой – хоть и похоже, да скромно. Несколько лет назад в моде была бахрома – появились костюмы с кокеткой, отороченной бахромой. Через год неактуальная бахрома исчезла. А вот navy look, вошедший в моду во внешнем мире и также быстро списанный на берег, продолжает плавание в религиозном океане. «Адмиральские» пиджаки хорошо сочетаются с сине-бело-золотыми шапочками поверх париков, полосатые тельняшки соответствуют еврейскому духу (евреи любят полосочки издревле, начиная с Йосефа-праведника. Как мы помним из Торы, праотец Яаков подарил своему любимцу Йосефу полосатую одежду, чем вызвал зависть остальных сыновей).

Дамы, предпочитающие партийную броню, и парик носят «броневой» – квадратно-суровое каре, иногда из естественных волос, иногда – из смеси. Смешанные парики – особо жесткие. На даме – броня, а на голове – башня танка.

Туфли такие дамы предпочитают чаще всего без каблука, иногда – на небольшом каблучке, самый популярный фасон – туфли-лодочки. Чулки – неярких тонов и непрозрачные. В «партийную броню» одевается относительное большинство жительниц Бней-Брака.

 

«Прикинутый стиль»

Широкая романтическая юбка или мягкая узкая, широкая кофта, жилетка короткая или длинная. Все это из мягких цветастых тканей, украшено заплатами, кружевом, вышивкой, вставками из ткани другого цвета. Сочетается с большим платком с бахромой или шляпкой с цветами и лентами. В праздничные дни – бархат, атлас, шелк и их современные заменители. Псевдоатлас и псевдобархат вошли в моду несколько лет назад, но в религиозном мире остались навсегда, ибо напоминают одежду прабабушек. А все, что старинно, то и хорошо. Этот стиль называется на иврите «зарук», от «лизрок» – кидать. Прикид – он и в Африке прикид.

Одеваются так жены религиозных сионистов – «вязаных кип». Одна отдельно взятая религиозная сионистка выглядит в прикиде просто шикарно. Но однажды я видела сто прикинутых дам сразу – на утренней субботней молитве. Было такое ощущение, что в синагогу случайно зашел цыганский табор.

 

Броня мягка, но танки все же быстры

Израильская религиозная мода

Израильская религиозная мода

Тоже костюмчик, правда, мягкий, из трикотажа или тонких легких тканей. Он смотрится строго, но не устрашающе. Длинная мягкая юбка, маечка, закрывающая ключицу, кардиган с длинными рукавами или туника, без пуговиц или с оными, на завязочках и без. Такую одежду делает, например, крупная фирма Discreet. Выбор большой: маечки, кофточки и юбочки висят отдельно, можно составить свой комплект. За модой эта фирма следит неукоснительно: к каждому сезону – новая коллекция. Например, несколько лет назад в моде были яркие светлые тона: дико-светло-зеленый, канареечно-желтый, химически-фиолетовый, вызывающе-розовый. Но слишком кричащие краски в религиозном мире – табу. Что же делать? Выход найден простой и эффектный: черная юбка и кофта, но отороченные яркими беечками и украшенные диагональными полосами, которые тоже в моде. И модно, и скромно. Все довольны, все смеются и бегут в Discreet.

На многих лейблах произведений этой марки – сине-белый флаг и надпись для пущей убедительности: «Кахоль вэ-лаван» («Сине-белый»). Патриотический фирменный знак убивает двух зайцев сразу. Во-первых, религиозные сионистки будут довольны. Во-вторых, не надо проверять зимний трикотаж на шаатнез. Шаатнез – это запрещенная Торой смесь шерсти и льна. Израильские производители шаатнез не делают – славная победа государственного раввината.

В мягкую броню одеваются многие сефардские девушки, слегка осовремененные хасидки и литвачки. И автор этой статьи.

 

Оламозница

Оламозниками (от «а-олам а-зе» – «этот мир») в Бней-Браке называют людей, которые, по мнению окружающих, предпочитают радости этого мира духовной возвышенности мира Грядущего. Вослед такой женщине часто летит презрительное «модернит!» – модерновая. Такая дама ходит с мобильным телефоном, на высоких каблуках, в длинном, до середины спины, парике, в юбке, закрывающей колени, когда оламозница стоит, но предательски ползущей к бедрам, когда она садится. Косметика яркая, а чулки – непременно прозрачные и черные, так что обрисована волнующая линия ноги. Кофточка на такой даме в обтяжечку, хоть и длинная. Короче, все на грани приличия.

Оламозницы пуще всех следят за модой. Когда в моде были прозрачные и кружевные юбки, они надели длинные, до пят, кружева, а под ними – чехол, едва закрывающий колено. Число косых взглядов, брошенных в их сторону «броненосными черепахами», не поддается счету.

 

ШАС – наш рулевой

Израильская религиозная мода

Израильская религиозная мода

Сефардку, голосующую за ШАС, всегда можно отличить от всякой другой дщери Востока. Дело в том, что раввин Овадия Йосеф – ярый противник париков. Шасовские сефардки носят вязаные сетки-авоськи на плотном чехле. Лично я пробовала и сломалась на второй день – жарко, как в аду. (Парик нынче делают на прозрачной сеточке, так что голова дышит).

Если на женщину нахлобучена вязаная авоська, то юбка на ней чаще всего черная, узкая, длинная и трикотажная. Вообще шасница предпочитает сочетание черного и белого. В нынешнем сезоне это модно, так что будет им раздолье.

Женщины такого типа любят туфли на высокой платформе или на грубой подошве. Интересно, что эти жуткие чеботы-вездеступы часто носят и модернизированные арабки. Какова этническая подоплека подобного явления, я не знаю. Просто констатирую факт.

 

Антиквариат

Антиквариатом я называю все, что сохранилось в архаичном районе Меа-Шеарим в Иерусалиме, но почти вывелось в более современном Бней-Браке. Это – мода XIX века. Например, приталенная и расклешенная книзу жилетка или жакет в сочетании с длинной, пестрой и цветастой, чаще гофрированной, юбкой. На голове у такой дамы платок, иногда заранее уложенный в подобие чалмы. Напоминает галицийскую крестьянку или донскую казачку на портрете в краеведческом музее. Лично мне на ум сразу приходят хаты с аистами на крыше, вышитые рушники и половички на глиняном полу. Носить такая красотка станет туфли старинного фасона – на небольшом каблучке, узконосые, с пряжкой. Вкус у многих дам просто отменный – платок делают из той же ткани, что и кофточку. Выглядит это замечательно.

Волосы, разделенные на прямой пробор и заплетенные в две косы, почти исчезли у религиозных девушек. Большая часть их носит сегодня современные стрижки. Если я вижу девушку с двумя косами, заплетенными так туго, что они похожи на шнурки для ботинок, – это залетная птичка. Сатмарская хасидка из Меа-Шеарим.

 

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>