АЛИНА ФАРКАШ: Нормальному человеку быть феминистом?


Алина Фаркаш (фото: Илья Иткин)

Я знаю два типа начавших соблюдать женщин: первые хотели иметь крепкую семью, такую, «как она бывает в традиционных еврейских семьях», а вторые — гики от Торы, влюбленные в книги девочки-ботаники, тяга к знаниям у которых перевалила за доступный им объем информации и вылилась в поиск новых источников. А этот поиск привел их к Богу и соблюдению. Вот из последних получаются самые отчаянные феминистки, и мне страшно нравится это сочетание.

Вообще в еврейской традиции женщина никогда не считалась другом человека — да и кто бы посмел? Однако сейчас тема феминизма становится все актуальнее: в российских изданиях ведутся многочисленные дискуссии, можно ли бить женщин, если они сами виноваты. Израильские — обсуждают статус галахических консультанток и то, можно ли женщинам молиться у Стены и собирать женские миньяны.

Если не случится какой-нибудь глобальной катастрофы вроде третьей мировой войны или чего-нибудь пострашнее, то женщины в конце концов победят по всем фронтам. Что бы ни говорили поборники традиционного строя, но различия между отдельными индивидуумами гораздо сильнее, чем общие межполовые различия. Я сама невероятно подвержена этим стереотипам и изо всех сил борюсь с ними в моей голове. Сейчас, например, мы снимаем квартиру: большую и красивую с дорогим ремонтом. Только розеток в каждой комнате — ровно одна, причем расположенная в каком-то просто удивительном для постижения логикой месте. Я два дня вздыхала и думала, что хозяйка, наверное, делала ремонт одна, без мужчины, поэтому он получился таким красивым, но абсолютно нефункциональным…

А потом — подпрыгнула! Я! Я — женщина. И я — мастер продуманных и практичных ремонтов. Я сделала пять в своих квартирах и еще примерно столько же — друзьям. Более того, именно я научила большинство своих друзей-мужчин сверлить плитку в ванной. Потому что я умела, а они нет. И — нет, меня этому научил не папа, я сама погуглила, посмотрела несколько видеоуроков и научилась.

Но все равно мое сознание связывает бытовую растерянность с женским паттерном поведения, а бытовое геройство ­— с мужским. В недавнем споре я услышала, как одна девушка категорически не хотела быть феминисткой. Она говорила, что хочет делать легкую женскую работу. А всякий тяжелый труд оставить мужу, поэтому она ни за что не станет менять лампочки и чинить трубы! Я была глубоко поражена: если сравнить замену пододеяльника (особенно двуспального) со сменой лампочки, то второе, несомненно, физически намного легче. Если сравнить еженедельное мытье унитазов всякими химическими средствами с прочисткой трубы, которая делается раз в год от силы… То второе тоже намного легче, поверьте! И к тому же это увлекательно: сразу чувствуешь себя невероятным молодцом.

Возможно, живость ума и активная жизненная позиция, толкнувшая однажды моих религиозных подруг на путь изучения Торы, заставляет их же бороться за права женщин. Право молиться так и там, где хочется. Право кормить грудью, если хочется, или не кормить грудью, если не хочется, — и не быть осуждаемой ни за то ни за другое. Право на то, чтобы мужья не помогали с детьми и домом, а полноценно участвовали в совместных делах. Право на то, чтобы быть невероятной модницей — и не считаться при этом легкомысленной вертихвосткой. И право на то, чтобы вообще никак себя не украшать — и не быть за это осуждаемой окружающими за «недостаточную женственность».

В общем дискус о том, нужно ли нормальному человеку быть феминистом — находится в той же плоскости, может ли нормальный человек красть серебряные ложечки в гостях, если они плохо лежат? И мои подруги говорят, что большинство известных толкователей Торы следовали вполне феминистским путем. А они у меня — галахические консультантки, женщины-раввины — в хорошем смысле, они знают, что говорят.

Возможно, вас также заинтересует:

Версия для печати

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>